Устройство для автоматического управления сцеплением транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскмх

Соцмалмстммескмх

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБВЕТЕН ИЯ

К азтОВСКОМЮ СВИДИтЕЛЬСта 651984 (61) Дополнительное к авт. свил-ву (51) М. Кл. (22) Заявлено06.12.76 (21) 2427541/27-11

1 с присоединением заявки №

В 60 К 41/22

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий (23) Приоритет

Опубликовано15.03.79.Бюллетень № 10

Дата опубликования описания 18.03.79 (53) УДК 629.113-585. 1(088.8) (72) Авторы изобретения

Д. Г. Поляк и Е. И. Лебедев

Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

СЦЕПЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области транспортной техники, конкретно-к системам автоматического управления агрегатами транспортного средства, в частности сцепления.

Известно устройство для автоматическо.го управления сцеплением транспортного 5 средства, содержащее датчик частоты вращения вала двигателя и преобразователь частоты сигналов датчика и управляющего напряжения, к которому через усилитель подключен электромагнит управления сцеплением (1j.

Недостатком известного устройства является зависимость силы тока в обмотке электромагнита управления сцепленйя от температуры окружающей среды и величины напряжения источника питания. !5

Известно и другое устройство для автоматического управления сцеплением транс-, портного средства, содержащее датчик частоты вращения вала двигателя, подключенный к частотно-аналоговому преобразователю, связанному с регулятором силы тока, который через усилитель подключен к обмотке электромагнита управления сцеплением (2) .

Данное решение является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.

Недостатком его является также влияние на его работу температуры окружающей среды и величины напряжения источника питания, что отрицательно сказывается на плавности включения сцепления.

Цель изобретения — повышение плавности включения сцепления.

Указанная цель достигается тем, что регулятор силы тока содержит триггер с эмиттерной связью, измерительный и ограничительный резисторы и генератор тока, причем измерительный резистор включен последовательно с обмоткой электромагнита, к точке соединения которых через диод и ограничительный резистор, включенный в коллекторную цепь гейератора тока, подсоединена база входного транзистора триггера, коллектор выходного транзистора которого подключен ко входу усилителя, а база транзистора генератора тока соединена с выходом частотно-аналогового преобразователя.

651984

Изобретение иллюстрируется чертежом.

Устройство для автоматического управле"ний сцеплением транспортного средства содержит датчик 1 частоты вращения -валя двигателя и частотно- аналоговый преобразователь 2. Обмотка 3 электромагнита управления сцеплением через усилитель 4 подключена к регулятору 5 силы тока. Этот регулятор содержит триггер 6 с эмиттерной связью, генератор тока 7, ограничительный резистор 8 и измерительный резистор 9.

Измерительный резистор 9 подключен сво им-первым выводом к положительному по- люсу 10 источника питания, а вторым к обмотке 3 электромагнита. К точке соединения измерительного резистора 9 и об. мотки 3 электромагнита через униполярный разделительный элемент, выполненный на диоде 11, и резистор 8 подключена база входного транзистора 12 триггера 6. Точка соединения диода 11 и резистора 8 подключена к отрицательному полюсу 13 источника питания через резистор 14. База транзистора 12 через резистор 15 подключена к положительному полюсу. 10 источника питания, а также к коллектору транзистора 16 генератора тока 7.

Коллектор транзистора 12 через резистор 17 подключен к отрицательному полюсу 13 источника питания и к базе выходного транзистора 18 триггера 6. База его выходного транзистора 18 через резистор 19, а его эмиттер — через диод 20, подключены к положительному полюсу 10 источника питания. Коллектор выходного транзистора 18 триггера 6 соединен с отрицательным полюсом 13 через резисторы 2 1 и 22А к средней точке которых подключена база входного транзистора 23 усилителя 4. Эмиттер транзистора 23 через резистор 24 подключен к отрицательному полюсу 13 источника питания, а также соединен с базой выходного транзистора 25 усилителя 4, коллектор которого через резистор 26 соединен с обмоткой 3 электромагнита. Коллектор входйого транзистора 25 усилителя 4 также соединен с обмоткой 3 электромагнита, а через диод 27 — с положительным полюсом 10 источника питания.

Генератор тока 7 содержит транзистор 16, база которого через резистор 28 соединена с выходом частотно-аналогового преобразователя, а через резистор 29 с отрицательным полюсом 13 источника питания. K этому же полюсу через резистор 30 подключен эмит. тер транзистора 16.

Устройство работает следующим образом. При работе двигателя с постоянной частотой вращения его вала напряжение на.

° базе транзистора 16 генератора тока 7 имеет постоянную величину. По этой причине каждому значению частоты вращения вала двигателя соответс гвует определенная величина, коллекторного тока i„Tp3H3HcTQра 16. За счет прохождения части этого тока через резистор 8 в этом резисторе создается падение напряжения, величина которого для каждого значения частоты вра щения является постоянной. Напряжение на базе входного транзистора 12 триггера 6 равно напряжению источника питания за вычетом падения напряжения в измерительном резисторе 9, диоде 11 и ограничительном резисторе 8.

Напряжение на эмиттере транзистора 12 равно Йапряжению источника питания за вычетом падения напряжения в диоде 20.

Учитывая, что падения напряжения в диодах 11 и 20 одинаковы, напряжение между

15 эмиттсром и базой транзистора 12 будет равно сумме падений напряжения в резисторах 8 и 9.

Цепь питания обмотки 3 электромагнита замкнута, когда открыты транзисторы 23 и 25 усилителя, т. е. когда к базе транзистора 23 подводится напряжение от коллектора выходного транзистора 18 триггера 6.

При этом выходной транзистор 12 закрыт.

Транзистор 12 остается закрытым до тех пор, пока напряжение между его эмиттером и базой не превысит значения 0,4 —:0,6 в.

Поэтому, когда сила тока в обмотке 3 электромагнита возрастает до такого значения 13м1, при котором падение напряжения на измерительном резисторе в сумме с падением. напряжения на резисторе 8 превысит 0,4 — 0,6 в> транзистор 12 откроется, а выходной транзистор 18 закроется. В результате этого транзисторы 23 и 25 усилителя 4 закроются и электромагнит отключится от источника питания.

Следствием этого является уменьшение силы тока в обмотке 3 электромагнита, который, однако, не сразу упадет до нуля, поскольку под действием ЭДС самоиндукции он будет проходить через диод 27 и резистор 9 (путь тока показан стрелками).

4в Триггер с эмиттерной связью обладает гистерезисом, поэтому после открытия транзистора 12 и закрытия транзистора 18 обратное переключение, триггера с открытием транзистора 18 и закрытием транзистора 12

45 произойдет при мЕньшей величине падения напряжения: в измерительном резисторе 9, чем это необходимо было для выключения транзистора 18. Это означает, что транзисторы 23 и 25 усилителя останутся закрытыми до тех itop, пока сила тока в обмотке

50 электромагнита не снизится до значения 13„, которое несколько меньше величины I3Mi при котором произошло выключение транзисторов 23 и 25.

Таким образом электромагнит отключается от источника питания, когда сила тока в его обмотке увеличивается до значения 13 и подключается к источнику питания при снижении тока до 1эм .

651984

Формула изобретения

В результате периодического включения и отключения электромагнита через него проходит пульсирующий ток со средним значением

bw + 1эма

1ср

С увеличением частоты вращения вала двигателя возрастает напряжение, подводимое к базе транзистора 16, и, следовательно, увеличивается ток его коллектора, проходящий через резистор 8. Вследствие этого повышается падение напряжения на резисторе 8.

Благодаря этому необходимая для открытия транзистора 12 величина напряжения между его эмиттером и базой достигается при меньшей величине падения напряжения на измерительном резисторе 9, т. е. при меньших значениях сил тока 1, и 1ама.

Поэтому, если выходное напряжение, получаемое От частотно-аналогового преобразователя 2, возрастает с повышением частоты вращения вала двигателя, то сила тока в обмотке 3 электромагнита управления сцепления будет уменьшаться по мере увеличения частоты вращения. Если же выходное напряжение преобразователя 2 уменьшается с повышением частоты вращения вала двигателя, то сила тока в обмотке 3 электромагнита будет тем выше, чем больше частота вращения вала двигателя.

За счет действия регулятора силы тока осуществляется автоматическое поддержание определенного (для каждой частоты вращения вала двигателя), среднего значения силы тока. При этом регулируемое среднее значение тока остается постоянным независимо от сопротивления обмотки 3 электромагнита, которое может существенно меняться в зависимости от температуры ее нагрева. Не влияет на среднее значение тока и напряжение источника питания, поскольку система регулирования реагирует только на падение напряжения в резисторе 9, т. е. на силу тока, протекающего через резистор.

Таким образом, на работу устройства для автоматического управления сцеплением

6 транспортного средства не влияет ни температура окружающей среды, ни величина напряжения источника питания.

Вследствие этого закон изменения силы тока в обмотке электромагнита в зависимости от частоты вращения вала двигателя всегда сохраняется без изменения, благодаря чему включение сцепления происходит четко и плавно без рывков транспортного средства в процессе его трогания при переключении ступеней в коробке передач, благодаря чему повышается комфортабельность езды.

Устройство для автоматического управления сцеплением транспортного средства, содержащее датчик частоты вращения вала двигателя, подключенный к частотно-аналоговому преобразователю, связанному с регулятором силы тоКа, который через усилитель подключен к обмотке электромагнита управления сцеплением, отличающееся тем, что, с целью обеспечения плавности вклю25 чения сцепления, регулятор силы тока содержит триггер с эмиттерной связью, измерительный и ограничительный резисторы и генератор тока, причем измерительный резистор включен последовательно с обмоткой электромагнита, к точке соединения которых через диод и ограничительный резистор, включенный в коллекторную цепь транзистора генератора тока, подсоединена база входного транзистора триггера, оллектор выходного транзистора которого подключен ко входу усилителя, а база транзистора генератора тока соединена с выходом частотно-аналогового преобразователя.

Источники информации, принятые во Bi- имание при экспертизе

40 1. Патент Франции Ме 1323553, кл. В 62 d, 1962.

2. Авторское свидетельство СССР

_#_o 286521, кл. В 62 D 5/00, 1966.

UHHHHH Заказ 938/14

Тираж 803 Подписное

Филиал ППП «Патент»

r. У>кгород, ул. Проектная. 4