Механизм протяжки вала
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Сеоз Соввтсеа
Социалистки есва
Республик (и! 6Ь2ОЬЬ (61} Дополнительное к авт. свил-ву
У (б!) М. Кл. (22} Заявлено 09.11.76 (21) 2417833/29-0Э
E} 65 Cj 17/00
В 23 Э 37/18 с присоединением заявки J4 (23} Приоритет
Гевудврстееввй щввщт
СССР ю л мм «ибриеккй и еткрвай
Опубликовано 15.03.78 3юллетень Ж 10 (53) УДК 821.919. .Э (088.8}
Дата опубликования описания 18.03.79 (72) Авторы изобретения
А. И. Мохнатюк и И. В. Яцына
Винницкий политехнический институт (11) Заявитель (54} МЕХАНИЗМ ПРОТЯЖКИ ВАЛА
Изобретение относится к области транспортировки с заданной скоростью дпинномерных изделий и может быть использовано, например, для протяжки гибкого проволочного вала в процессе его навивки.
Известны механизмы протяжки гибких проволочных валов, содержащие тяговые прижимные ролики, механизм привода н станину 111. Однако на таких механизмах протяжки в процессе протягивания гибкого проволочного вала проясходит проскальзывание вала относительно роликов, наблюдаются огранка и искривление геометрической оси вала, что отрицательно сказываеч ся на аксплуатационных характерястяках валов и производительности.
Известны также механизмы протяжки вала, включаюшие смонтированные на станине приводные и натяжные звездочки, огибаемые тяговыми цепями с закрепленными на них подпружиненными фрикционными захватами )2).
Недостатки такого устройства — невозможность обеспечения достаточного тягового усйлия и надежной работы устройства в качестве механизма протяжки гибкого проволочного вала, неравно
У мерно распределенное удельное давление на протягиваемые изделия, что отрицательно сказывается на качество протягиваемого гибкого проволочного вола.
Белью изобретения является повышение надежности, исключение огранкя и искривления, геометрической оси гибкого проволочного вала в процессе нживки.
Бель достигается тем, что в механизме протяжки вала фрикционные захваты снабжены зажимными губкамя и клиновымн элементами,. установленными со смешением относительно фрикцнонных захватов вплотную один к другому на прямолинейных участках тяговых цепей.
На фиг. 1 показана упрошенная схема описываемого механизма протяжки;
652055 на фиг. 2 — фрикционный захват вала (разрез А-А на фиг. 1}; на фиг. 3— фрикционный захват вала, вид сверху; на фиг. 4 - положение клиньев при наименьшем удалении губок друг от друга; на фиг. 5 - положение клиньев при наибольшем удалении губок друг от друга, Механизм протяжки вала выполнен в виде двух параллельных бесконечных втулочнб--роликовых тяговых цепей 1 ,с прикрейленйыми к ним фрикцйонными захватами 2 протягиваемого вала. Тяговая цепь охватывает ведущую и ведомую звездочки 3 и 4. Механизм протяжки смонтирован йа отдельной станине 5, которая можеткрепитьсяс помощью крепежных деталей к станине 6 навивочного станка. механизм протяжки приводится в-движение от ведущей звездочки 3, кинематически связанной с. приводом. навивочного станка, например, посредством цепной передачи 7.
Фрикционный захват 2, симметричный относительио оси навиваемого гиб«ого проволочного вала 8, имеет основание 9, прикрепленное к тяговым втулочно-роликовым цепям 1, на котором в йаправляющих, образуемых оснЬванием 9 и коробчатой крышкой 10, расположены параллельные сменные проофильные губки 11, рас фываемые
-упругими пружинами 12. В пазу основания подвижно установлены клинья
13 и 14, перемещение которых огра; ничено боковыми стенками крышки 10 и шариками 15-17. Ыарики могут свободно перемещаться в желобах, выполненных на стенках паза и являющихся продолжением отверстия с резьбой, в которое входит регулировочный винт
18. с контргайкой 19.
Размеры клиньев 13, 14, шариков
15, 16, 17 и положение регулировочных винтов 18 выбираются так, чтобы вал 8 был зажат при нахождении клиньев внутри габарита крышки 10 (шарики максимально удалены друг от другa) и освобожден при выходе одного иэ клиньев 13 и 14 с промежутка между шариками. Величина угла йрй вершине клиньев 13 и 14 выбирается
" " не менее удвоенного значения угла трения между клиньями и шариками с тем, чтобы клинья могли перемещаться под действием упругой силы пружины
12, приложенной к клиньям со стороны шариков.
Подготовка механизма протяжки вала к работе включает в себя постановку в фрикционные захваты 2 протяжного механизма вала требуемых по размерам диаметра протягиваемого гибкого проволочного вала сменных профильных ,губок 11 и регулировку винтом 18 не . обходимого расстояния между ними для того, чтобы обеспечить достаточное нажатие профильных губок на протягиваемый вал.
Фрикционные захваты механизма протяжки вала работают следующим образом.
2$
4S
Упругая сила пружин 12, установленных по концам профильных губок, через губки 11 и шарики 15, 16 и 17 воздействует на клинья 13 и 14. Поскольку фрикционные захваты 2 прикреплены к тяговой цепи вплотную друг к другу, на прямолинейном участке тяговой цепи боковые поверхности крышек 10 соседних захватов нажимают на выходящие за пределы габарита крышек 10 концы клиньев 13 и 14 и вдавливают их между шариками 15, 16 и 17. При этом губки 11 перемешаются к оси протягиваемого гибкого проволочного вала и зажимают его. Достаточно хотя бы с одной стороны захвата 2 увеличиться зазору между ним и крышкой 10 соседнего захвата, KBK под воздействием пружины 12 шарики 15, 16,и 17 перемешаЬт клин в сторону образовавшегося зазора,и губки раскрываются. Зажим вала происходит в обратном порядке.
Таким образом, при нахождении фрикционного зажима на ведомую звездочку
4 благодаря изгибу тяговой цепи 1 боковые поверхности крышек 10 соседних захватов находятся на значительном расстоянии друг от друга, клинья 13 и 14 под воздействием упругих пружин
12 перемещены в сторону боковых поверхностей и губки 11 раскрьгты. При подходе захвата к верхнему прямолинейному тяговоМу участку цепи передняя торцовая поверхность. крышки 10 переднего захвата и клин 13 выходят из зазора между шариками под воздействием упругой силы пружины 12. Прн этом губки остаются раскрытыми и протягиваемый вал свободно входит в зазор между губками 11. При дальнейшем перемещении последующий захват при выходе на прямолинейный участок нажимает на клин 14 рассматриваемого
5 652055 6 захвата и зажимает вал 8. Таким образом, тяговое усилие от ведушей звездочки 3 через тяговую цепь 1 и фрикционный захват 2 .прикладывается к перемешаемому валу 8.
Освобождение вала 8 фрикционным захватом 2 происходит в момент перехода предыдушего захвата на криволинейный участок цепи на ведушей звездочке 3. При этом расстояние между захватами увеличивается и клин 13, выхода IIDA действием упругой силы пружины 12 из зазора между шариками, освобождает вал 8. Далее цикл повторяется.
Предлагаемая конструкция механизма протяжки вала выгодно отличается от известных тем, что ряд фрнкционных захватов, прикрепленных к тяговой цепи вплотную друг к другу, позволяет при сравнительно малом, равномерно распределенном по обраэуюшей поверхности гибкого проволочного вала давлении профильных губок на протягиваеемый вал создать значительное усилие протяжки, что обеспечивает надежность и устраняет возможность появления огранки и искривления геометрической оси вала.
Ф ормула изобретения
Механизм протяжки вала, включаюший смонтированные на станине приводные и натяжные звездочки, огибвемые
: тяговыми цейями с закрепленными на них подпружиненными фрикционными захватами, о т л и ч а ю ш и и с я тем,,что, с целью повышения надежности, исключения огранки и искривления геометрической оси гибкого проволочного вала в процессе навивки, фрикционные захваты снабжены зажимными губками и клиновыми элементами, установленны« ми со смешением относительно фрикционных захватов .вплотную один к другому
20 нв прямолинейных участках тяговых цепей.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Коган-Вольмвн Г. И. Гибкие
25 проволочные валы. М., Машгиз, 1957.
2. Авторское свидетельство № 119066, кл. В 23 g 37/18, 1957. э
652058
Составитель Т. Лыс аковская
Редактор Н. Корченко Техред С. Мигай Корректор М. Ряшко
Заказ 948/18 Тираж 957 Подписное
БНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва,.Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул, Проектная, 4