Универсальный шарнир
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик (и)652381
- К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву № 217153 (22) Заявлено 06.06.77 (21) 2493276/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—
Опубликовано 15.03.78. Бюллетень № 10
Дата опубликования описания 20.03.78 (51) M. Кл.
F 16 D 3/32, F 16 С 11/06
Государственный комитет
СССР па делам изобретений н открытий (53) УДК621.825..6 (088.8) (72) Авторы изобретения
А. И. Робер, Г. Н. Павлушкин, В. М. Круглов, В. А. Щеглов, Б. С. Уткин, В. И. Толока, Г. Ш. Кобалова и В. С. Латутов (71) Заявитель (54) УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ШАРНИР
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах с высокими скоростями вращения при наличии ударных нагрузок и значительных углах перекоса соединяемых валов
По основному авт. св. № 217153 известен универсальный шарнир, содержащий две вилки, соединенные между собой с помощью крестовины, снабженной втулками, выполненными из слоистых резинометаллических элементов, установленными на цапфах крестовины в проушинах вилок.
Недостаток такой конструкции универсального шарнира заключается в том, что, поскольку втулки имеют малую осевую жесткость, при радиальной несоосности соединяемых валов происходит смещение вилок в направлении осей указанных втулок, Это приводит к появлению в шарнире радиальных вибраций, разрушению втулок, что снижает срок службы шарнира и его нагрузочную способность.
Целью изобретения является увеличение нагрузочной способности и срока службы шарнира путем устранения радиальных зазоров.
Эта цель достигается тем, что предлагаемый шарнир снабжен плоскими шайбами, выполненными из слоистых резиноме:: ..таллических элементов, установленными на торцах цапф крестовины и зафиксированными в осевом направлении.
На фиг. 1 изображен предлагаемый универсальный шарнир, общий вид; на фиг.
2 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3— частичное сечение Б-Б на фиг. 1.
Универсальный шарнир состоит из вилок 1 и 2, насаженных на соединяемые валы 3 и 4 и соединенных между собой крестовиной 5, цапфы которой входят в проушины вилок. На цилиндрические поверхности цапф крестовины 5 установлены втулки 6, а на торцы - плоские шайбы 7, причем и те,и другие выполнены из слоистых резинометаллических элементов. В проушинах вилок 1 и 2 установлены стаканы 8, закрепленные винтами 9. Плоские шайбы 7 на торцах цапф крестовины зафиксированы от осевого смещения с помощью крышек 10, 652381, Формула изобретения
r0 фиг.8
Составитель Г. Абрамова
Редактор Л. Василькова Техред О. Луговая Корректор О. Ковинская
Заказ 2287/7 Тираж 1138 Подписное
1.1НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
I! 3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
<Рилиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул.. Проектная, 4 жестко присоединенных к стаканам 8, например, винтами 11.
Шарнир работает следующим образом.
При вращении вал 3 передает крутящий 5 момент через вилку 1 со стаканами 8 в проушинах на две цапфы крестовины 5, на которые установлены втулки 6, и далее через две другие цапфы с втулками 6 на стаканы 8 вилки 2 и вал 4.
1Î
В процессе вращения при перекосе валов один относительно другого происходит качательное движение вилок 1, 2 относительно осей цапф крестовины 5, при этом в зонах контакта цапф крестовины 5 с втулками 6 и стаканами 8 вилок 1, 2 возникают радиальные относительно осей цапф крестовины нагрузки, воспринимаемые втулками 6. Кроме того, возникают усилия вдоль осей втулок 6 и цапф крестовины 5, обусловленные радиальной несоосностью соединяемых валов 3, 4, воспринимаемые плоскими шайбами 7, поскольку крышки 10, жестко связанные со стаканами 8, исключают перемещение плоских шайб совместно с цапфами.
Противодействие плоских шайб 7 упомянутым усилиям позволяет также (в связи с высокой жесткостью узла в рассматриваемом направлении) устранить радиальные вибрации в шарнире.
Изобретение дает возможность увеличения передаваемых крутящих моментов тяжело нагруженных приводов при наличии динамических и ударных нагрузок (например, трубопрокатных станов), а также допускает работу при значительных (до 18 ) углах перекоса в шарнирах, больших весовых и габаритных параметрах соединительного устройства привода.
Универсальный шарнир по авт. св. № 217153, отличающийся тем, что, с целью увеличения нагрузочной способности и срока службы путем устранения радиальных зазоров, он снабжен плоскими шайбами, выполненными из слоистых резинометаллических элементов, установленными на "торцах цапф крестовины и зафиксированными в осевом направлении.