Дисково-колодочный тормоз с самозатягиванием

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АотОГСКОЫУ СВИДЯтКЛЬСтВХ

Сеюз Севвтсиик

Сфциваиетичесиик

9аеиубиии (63) Лополнительиое к авт. сеид-ву (22) Заявлено 090377 (И) 2459637/25-27 с присоединением заявки Ю

Гоеуааретоеинмй комитет

СССР

IIo аетам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 150379. юллетеиь J4 10

Дата опубликования описания 150379 (72) Авторы ивобРетеиии В.и. трегубов и В.ф. Рогозин (71) ЗВИВИТЕЛЬ,. Новочеркасский инженерно-меЛиоративный институт (54) ДИСКОВО-КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ

С САМОЗАТЯ1ИВАНИЕИ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для тормозов транспортных средств.

Известен дисково-нолодочный тормоз с самозатягиванием, содержащий тормозной диск, тормозные колодки с .фрикционными накладками, суппорт, а также рычаги-упоры, установленйые. под острым углом к плоскости вращения диска и шарнирно связанные одним кон-16 цом с тормозными колодками, а другим — с суппортом. Упор имеет со стороны колодки шаровую головку, а с другой — обкатывающийся по плоской поверхности кулачок f1) . При торможе- 15 нии колодка, коснувшись вращающегося тормозного-диска, увлекается силами трения, стремясь переместиться вместе с ним. Однако этому перемещению препятствует рычаг-упор, уравнове- 20 шивая лобовое сопротивление одной из двух составляющих касательной сиЛы: вторая составляющая, нормальная к плоскости трения, увеличивает прижим тормозной колодки к тормозному диску, 5 т.е. создает эффект самозатягивания или самоусиления. Величина коэффициента самоусиления таких тормозов зависит от угла наклона продольной оси рычага -упора к плоскости торВ мозного диска; s этой конструкции он постоянен и равен 35, эффект самоусиления этого тормоза также постоянен. недостатком этого тормоза явля ется невозможность" изменять коэффициент самоусиления в процессе торможения в зависимости от усилия на ,управляюшем органе (педали, рычаге).

Целью изобретеНия является улучшение эксплуатационных свойств тормоза путем автоматического изме- . нения характеристики самозатягивания в эависимости от прилагаемой нагрузк и е

Эта цель достигается тем, что его рычаги-упоры выполнены составными с возможностью изменения длины и снабжены упругим элементом. кроме того, каждый рычаг-упор может быть выполнен в виде цилиндрическогО корпуса и подвижного относительно. него в осевом направлении штока, между которыми размещена предварительно поджатая пружина.

На чертеже представлен предлагаемый тормоз, общий вид. .Тормоз сОстоит иэ укрепЛенкого На валу 1 тормозного диска 2, угловую

Формула изобретения

3 652 сксрость которого необходимо бистро уменьшить.

Диск помещен между тормозньв и ко-. лодками 3 с фрикционными накладками, которые, в свою очередь, укреплены на концах рычагов-упоров 4. Рычагиупоры, установленные под первоначаль- 5 нйм углом 7å плоскости тормозного диска, имеют корпус 5 и шток 6 с помещенными.внутри корпуса упругими элементами — пружинами 7, предварительное сжатие которых регулируется с по-)О мощью регулировочной гайки 8 с контр- гайкой, что позволяет в характеристике тормоза иметь начальный участок с постоянным коэффициентом самоусиления.

Задние концы Рычагов-упоров закрепле-15 ны шарнирно в скобе — суппорте 9.

Буртик 1О на штоке 5 ограничивает величину укорочения Ъ т.е. максимально возможный угол оС наклона оси ры- чага-упора к плоскости вращения диска, предотвращая тем самым самозаклинивание тормоза и последующий его переход в режим самоотпускания.

Тормозные колодки, а также детали, непосредственно воздействующие на них, должны иметь возможность тангенциального перемещения в плоскости, параллельной фрикционной поверхности тормозного диска для того, чтобы не лишать самоусиливающегося эффекта.30 .Предлагаемый тормоз работает следующим образом. При воздействии на тормозийе колодки 3 сил, отмеченных стрелками у, они прижимаются к тормозному диску 2. Возникающая при Эа этом сила м трения, обратная наиравлению вращения диска, образует на нем тормозной момент. Реактивный мо» мент" стремится увлечь за вращающимся диском 2 тормозные колодки 3. Это- 40 му препятствуют Рычаги-упоры 4. Б результате происходит разложение реактивной силы на две: вдоль оси рычагов-упороа 4 и перпендикулярно; плоскости вращения тормозного диска 45

2. Последняя складывается, с силой Р, вызывая тем самым эффект самоусиления. Эффект зависит.от угла of., образованного продольной осью рыча га-упора 4 к плоскости тормозного диска 2. Когда усилие прижима колодок 3 к диску 2 достигает величины, при которой ее составляющая превышает усилие предварительного сжатия упругого элемента 7, происхо55

385 дит перемещение передней части рыча -" га-упора 4, что приводит К -рост "коэффициента самоусиления тормоза.

Дальнейшему укорочению рычага-упора 4 препятствует возросшее усилие упругого элемента 7, которое уравновешивает продольную составляющую силы трения колодки 3 о диск 2. Если необходимо увеличить тормозной момент, то, увеличивая усилие в тормозном приводе, он вызовет дальнейшее сжатие упругого элемента 7, получая при этом на каждую последующую величину приложенной силы Р гораздо большее приращение тормозного усилия, чем на каждую предыдущую благодаря нелиней- йой характеристике, присущей предлагаемому тормозу.

При этом следящее действие та» кого тормоза будет сохранено в пер- вой части хода управляющего органа (педали) и исчезнет в конце его, что вполне допустймо при эксплуатации транспортного средства.

1. Дисково-колодочный тормоз с самозатягиванием, содержащий тормозной диск, тормозные колодки с фрикционными накладками, суппорт, а также рычаги-упоры, установленные под острым углом к плоскости вращения диска и шарнирно связанные одним концом с тормозными колодками, а другим — с суппортом, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных свойств путем автоматического изменения характеристики самозатягивания в зависимости от прилагаемой нагрузки, рачаги- упоры выполнены составными с возможностью изменения длины и -снаб- жены упругими элементами.

2. Дисково-колодочный тормоз с самозатягиванием по п.l, о т л и ч а -- ю шийся . тем, что каждый рычагупор выполнен в виде цилиндрического корпуса и подвижного относительно него в осевом направлении штока, между которыми размещена предварительно поджатая пружина.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Александров N.Ï. Тормоза подъемно-транспортных машин Иаш-,: гиз, М., 1976, с. 277, фиг. 5.33 б.

Составитель А ° Безуглый

Редактор Л. Василькова Техред C.Мигай Корректор Е. Дичинская

Заказ 1026/36 Тираж 1138 . Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4