Способ определения расположения центров отверстий относительно оси вала
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советским
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ щ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 06,1276 (21) 2427129/25-28 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) М. Кл.С 01 В 5/24
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий
Опубликовано150379. Бюллетень №10 (53) УДК 531.717,14 (088.8) Дата опубликования описания 1 50379 (72) Авторы изобретения
Д.A.Áàáàåâ, С.Р.Лейбензон и Я.E.Âèäåëüãàóç (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСПОЛОЖЕНИЯ
ЦЕНТРОВ ОТВЕРСТИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ОСИ ВАЛА
Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к способам определения расположения центров отверстий относительно оси, вала.
Известен способ определения расположения центров отверстий относительно оси вала с помощью струны, заключающийся в том, что на валу закрепляют струну, пропускают ее
1О через центр марки, расположенной концентрично в одном из отверстий и измеряют расположение центров отверстий относительно оси вала (1).
Недостатком способа является пониженная точность измерения, так как на результат измерения влияет прогиб струны, требуется высокая точность ее установки.
Целью изобретения является повышение точности измерения.
Для достижения этой цели струну закрепляют на валу с наибольшим удалением места ее заделки от оси его вращения, поворачивают вал, перемещают центр марки, установленной в контролируемом отверстии в двух взаимно перпендикулярных направлениях, нормальных к оси вала, до тех пор, пока длина струны от места ее заделки ® на валу до центра марки не станет одинаковой при повороте вала, и по величине перемещения центра марки судят о величине смещения центра отверстия относительно оси вала.
На фиг.1 изображено. предлагаемое устройство, общий вид; на фиг.2вид A на фиг.1; на фиг. 3 — разрез
Б-Б на фиг.2; на фиг.4 — разрез В-В на фиг.2. устройство содержит струну 1, закрепленную на валу 2 с наибольшим удалением места ее заделки от оси вращения вала, и марку 3, устанавли ваемую в одно из контролируемых отверстий 4. Визирная марка 3 выполнена в виде планки 5, которая закрепляется с помощью винтов 6 на контролируемом объекте таким образом . что центр 7 марки, через который проходит струна 1, совпадает с центром контролируемого отверстия 4.
Центр 7 марки располагается на каретке 8 вертикального перемещения, которое может перемещаться по вертикальным направляющим 9, установленным на каретке 10 горизонтального перемещения ° Каретка 10 горизонтального перемещения перемещается по горизон652431 тальным направляющим 11, установленным на планке 5.
Перемещение кареток 8,10 осуществляется с помощью ходовых винтов 12, 13 и гаек 14,15 установленных на марке соответствующим образом.
Величина перемещения кареток 8,10 5 определяется по соответствующим шкалам 16,17.
На конце струны 1 закреплен груз
18, под действием которого струна 1, пройдя центр 7 марки, занимает вер- ð тикальное положение.
На каретке 8 вертикального перемещения через кронштейн 19 закреплен измеритель 20, измерительный щуп которого взаимодействует с грузом 18.
Устройство работает следующим образом.
Каретки 8,10 с помощью ходовых винтов 12,13 устанавливают на нулевом делении шкал 16 и 17. При этом центр 7 марки располагается в центре контролируемого отверстия 4. Измеритель 20 на кронштейне 19 устанавливают таким образом, чтобы измерительный щуп его взаимодействовал с грузом 18. Поворачивают конт- 25 ролируемый вал 2 объекта и перемещают каретки 8 и 10 с помощью ходовых винтов 12,13 до тех пор, пока на измерителе 20 не будут одинаковые показания при повороте вала 2. ЗО
Формула изобретения
Способ определения расположения центров отверстий относительно оси вала, заключающийся в том, что на валу закрепляют струну, пропускают ее через центр марки, расположенной концентрично в одном из отверстий и измеряют расположение центров отверстий относительно оси вала, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности измерения, струну закрепляют на валу с наибольшим удалением места ее заделки от оси его вращения, поворачивают вал, перемещают центр марки, установленной в контролируемом отверстии в двух взаимно перпендикулярных направлениях, нормальных к оси вала, до тех пор, пока длина струны от места ее заделки на валу до центра марки не станет одинаковой при повороте вала, и по величине перемещения центра марки судят о величине смещения центра отверстия относительно оси вала.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Долинский П.A. Центровка движения судовых дизелей, М., Транспорт, 1966, с. 226-227.
652431
Фим
Тираж 865 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП Патенr, г.ужгород, ул.Проектная,4,Заказ 1038/39
Составитель Ю.Лаптев
Редактор Е .Зубиетова Техред 3.Фанта Корректор И.Ковальчук