Волновая передача с жесткими звеньями
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Соеетскна
Сюцналмстммеских
Республик
ОП ИКАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ и АВТОРСКОМУ СВИДВИЛЬСТВМ
""653458 (61) Дополнительное к авт. свиа-ву (22) Заявлено 04.04.77 (21) 2468783/25-28 (5l) М. Кл.
F 16 Н 1/00
Р 16 Н 13/00 с присоединением заявки №
Гееударетаекнвй кватет.СССР аа делам кзюаратеккй и еткрмткк (23) Приоритет
Опубликоваио25.03.79.Бюллетень № 11
Дата опубликования описания 30.03.79 (53) УДК 621.833..7 (088.8) (72) Авторы изобретения
С. Г. Калинин, В. Т. Павлище и E. Я. Дидковский
Львовский ордена Ленина политехнический институт (71) Заявитель (54) ВОЛНОВАЯ ПЕРЕДАЧА С ЖЕСТКИМИ ЗВЕНЬЯМИ
Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения и может быть использовано как механическая передача, позволяюшая осу1пествлять привод машин и механизмов с малыми или высокими скоростями рабочих органов. 5
Известны волновые передачи с жесткими звеньями, предназначенные для обеспечения малых угловых скоростей приводных валов машин и механизмов, состоящие из генератора волн в виде косого кривошипа, промежуточного жесткого конического колеса, совершающего волнообра..зное качание, и врашаюшегося жесткого зубчатого колеса (1).
Известна также волновая передача с жесткими звеньями, содержащая генератор волн, выполненный в виде косого кривошипа, промежуточное звено с двумя зубчатыми венцами с одинаковым количеством зубьев на каждом венце и подвижное ко26 песо (- )И известные волновые передачи имеют пониженную нагрузочную способность, onределяемую количеством зубьев одного венца промежуточного звена, находящихся в зацеплении с подвижным колесом, Осевые усилия в зацеплении промежуточного звена с неподвижным и подвижным колесами дополнительно нагружают опоры валов. фиксация промежуточного звена на косом кривошипе в осевом направлении приводит к неравномерному нагружению зубьев двух его зубчатых венцов, что также снижает нагрузочную способность передачи. Из за значительного трения между зубьями, входящими в зацепление, в известной передаче невозможно обеспечить двухстороннюю передачу вращения.
Целью изобретения является повыше- . ние нагрузочной способности передачи и разгрузка опор валов от осевых усилий.
Для этого промежуточное .звено выполнено плавающим в осевом направлении, подвижное колесо выполнено составным с зубчатыми внутренними толпами, количество зубьев которых одинаково, но не равно
653458 количеству зубьев на торцах промежуточного звена, Кроме того, зубья подвижного колеса выполнены в виде шариков.
На чертеже показана волновая переда- % ча, разрез, общий вид.
Волновая передача содержит генератор волн в виде косого кривошипа 1, посаженного на ведущий вал 2 и закрепленного штифтом 3. Промежуточное звено 4, не фиксированное в осевом направлении, размещено на роликовых подшипниках 5, посаженных на шейки косой втулки. На двух торцовых поверхйостях промежуточного звена по окружности имеется одинаковое количество зубьев 6. Составное подвижное колесо 7, связанное с ведомым валом
8, имеет на двух внутренних торцах по одинаковому числу зубьев 9, выполненных в виде шариков 10, расположенных
20 в соответствующих гнездах. Штифты 11 служат для предотврашения вращения промежуточного звена 4.
Передача раббтает следующим образом.
При вращении вала 2 промежуточное звено 4, не.вращаясь, совершает волнообразное качательное движение, обеспечивая вход и зацепление зубьев 9 подвижного колеса 7 с зубьями 6, находящимися на промежуточном звене. При этом зона контакта зубьев будет перемешаться вокруг геометрической оси валов. Так как промежуточное звено 4 не вращается, из-за разницы числа зубьев 9 и зубьев 6 происходит вращение составного подвижного колеса 7 и ведомого вала 8. Промежуточное звено 4 самоустанавливается на роликовых подшипниках 5, обеспечивая передачу одинаковой нагрузки по двум торцам подвижного колеса и уравновешивание на этом колесе осевых can.
Передача может работать и в режиме мультипликатора, т. е. может передавать вращение со стороны вала 8 к валу 2, 4> увеличивая его угловую скорость, При этом вращение подвижного колеса 7 приведет к волнообразному качательному движению промежуточного звена 4 и к вра шенкю вала 2.
В связи с двухкратным увеличением числа зубьев на подвижном колесе, нахо дяшихся в зацеплении с зубьями промежуточного звена, возрастает нагрузочная способность волновой передачи, а плаваю шее в осевом направлении промежуточное звено обеспечивает равномерную нагрузку двух венцов, подвижного колеса и уравно вешивание осевых сил в зацеплении, т. е. осевую разгрузку опор валов. Применение шариков в качестве выступов на подвижном колесе позволяет осуществить двух1 стороннюю передачу вращения. формула изобретения
1. Волновая передача с жесткими звеньями, содержащая генератор волн, выполненный в виде косого кривошипа, промежуточное звено с двумя зубчатыми венцами с одинаковым количеством зубьев на каждом венце и подвижное колесо, о тлич аюша яс я тем,что, с цепью повышения нагрузочной способности передачи и разгрузки опор валов от осевых усилий, промежуточное звено выполнено плавающим в осевом направлении, Подвижное колесо выполнено составным с зубчаты1 ми внутренними торцами, количество зубьев которых одинаково, но е равно количеству зубьев на торцах промежуточного звена.
2. Волновая передача по и. 1, о тличаюшаяся тем,чтозубьяпод-, вижного колеса выполнены в виде шариков.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США № 3258994, кл. 74800, 1966.
2. Павлов Б. И. Механизмы приборов и систем управления, Л., Машиностроение, 1972, с. 151, рис. 82.
653458
Составитель»», Гордеев
Редактор»», Козлова Техред Н. Бабуркч Корректор В, Куприянов
Заказ 1274/28 Тира ж 1138 Подписное
Ш»»»ИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 1 3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4