Электрическая машина с воздушным охлаждением

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О ll И С А Й-9ГЕИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

1таб53683

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 12.02.75 (21) 2104772i24-07 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 25.03.7обюллетеиь №11

Дата опубликования описания 28 03 7g (51) М. Кл.

Н 02 К 1/20

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий (53) УДК621.313. . 7 13 (088. 8) (72) Авторы изобретения

Н. A. Куць. н и Ю. В. Поршнев (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ВОЗДУШНЫМ

ОХЛ А)КДЕНИЕМ

Изобретение относится к электротехнике, к разделу электрических машин закрытого исполнения с воздушным охлаждением.

Известна электрическая машина с воздушным охлаждением, содержащая пакетированный магнитопровод статора с радиальными вентиляционными каналами (1).

Также известна электрическая машина с воздушным охлаждением, содержащая t.акетированный магнитопровод статора с радиальными вентиляционными каналами и

1О стержневую обмотку, расположенную в пазах магнитопровода (2).

Однако указанные конструкции имеют большую величину аэродинамического со- 15 противления участка радиальных вентиляционных каналов в зоне стержневой обмотки статора, составляюшие 80 — 90% от общего сопротивления радиальных каналов.

С целью устранения указанного недостатка крайние части пакетов магнитопровода, прилегающие к каналам в зоне расположения стержневой обмотки, выполнены со шелевидными полостями, сообщающимися с радиальными вентиляционными каналами.

Щелевидные полости могут быть выполнены с углублением в спинку магнитопровода статора, на глубине от дна паза до коронок зубцов, а также охватывающими стержни обмотки статора. Размеры гцелевидных полостей ограничиваются допустимой индукцией в зубцах магнитопровода.

На фиг. 1 представлен продольный разрез предлагаемой электрической машины; на фиг. 2, 3 — разрезы А — А и Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4, 5 и 6 — варианты выполнения. щелевидных полостей.

В крайних частях пакетов 1 магнитопровода, в зубцовой зоне 2 выполнены щелевидные полости 3, которые прилегают к стержням 4 обмотки статора и соединены с радиальными вентиляционными каналами 5. Напорные элементы 6 устанавливаются на валу 7, а на внешней поверхности магнитопровода статора установлен трубчатый теплообменник 8. Крайние вентиляционные каналы 9 соединяют камеры 10 лобовых частей 11 обмотки статора с внутренней межтрубной полостью 12 теплообменника. На указанном валу устанавливается

653683

Формула изобрете1 ия

9 10 11

f0 9 2 8

12! юг.2

1д 1 W Ю 1Х 1

Б-b

Ьг. Б

Составитель В. Базаров

Текред О. Луговая Корректор Л. Веселовская

Тираж 856 Подписное!!!!ИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

I I 3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор А. Садомов

Заказ 302/39 ротор 13, имеющий радиальные 14 и аксиальные 15 вентиляционные каналы.

Система охлаждения электрической машины работает следующим образом.

Внутренний охлаждающий воздух напорными элементами подается в межтрубное пространство теплообменника и после ovлаждения воздухом внешней циркуляции попадает либо в радиальные вентиляционные каналы, либо в крайние вентиляционные каналы. В радиальных вентиляционных каналах при входе в зону расположения стержней обмотки статора часть потока ответвляется в шелевидные полости, затем струи охлаждающего воздуха поступают последовательно в радиальные и аксиальные вентиляционные каналы ротора. Наличие в крайних частях пакетов магнитопровода, в зубцовой зоне щелевидных полостей, прилегающих к стержням обмотки, позволяет снизить величину аэродинамического сопротивления тракта и, следовательно, увеличить расход воздуха через машину и снизить нагрев обмоток машины.

Электрическая машина с воздушным охлаждением, содержащая пакетироваиный магнитопровод статора с радиальными вентиляционными каналами и стержневую обмотку, расположенную в пазах магнитопровода, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения путем снижения сопротивления потоку охлаждаюшего воздуха, крайние части пакетов магнитопровода, прилегаюшие к упомянутым каналам, в зоне расположения стержневой обмотки выполнены со щелевидными полостями, сообщающимися с радиальными венIS тиляциониыми каналами.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 375735, кл. Н 02 К 9/02, 1973.

2. Патент ФРГ № 1811260, кл. Н 02 К 9/02, 1971.