Ротор трехскоростного асинхронного двигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Сотоз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ()653691

2 (51) М. Кл.

Н 02 К 17/14

Н 02 К 3/28 (6l) Доваииетельиое к авт. свил-ay— (22) Зашлеио 1 3. 05. 74 (21 ) 2023 128/24 -07 с ареесоедииевием заявка ¹вЂ”

Гееударственеый кщпет

СССР ео декам кзооретекхй н открытий

1,.23) Приоритет

Опубликоваио25.03.7 &.Бюллетень № 11

Дата опубликования описания30. 03.79 (53) УДК621.3. . 045.58 (088.8) (72) Автор изобретения

Г. М. Кирнчек

Институт электродинамики АН. Украинской ССР (71) Заявитель (54) РОТОР ТРЕХСКОРОСТНОГО

АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к регулируемым электродвигателям переменного тока с индукционными сопротивлениями в цепи ротора.

Известны фазные роторы асинхронных регулируемых электродвигателей, обмотки которых подключены к индукционным соттротивлениям 11). Недостатком известных роторов является ограничение их области применения односкоростными электродвигателями.

Кроме того известен ротор трехфазного многоскоростного асинхронного двигателя, содержащий магнитопровод с размещенной на нем трехфазной обмоткой, состоящей из

12 одинаковых катушечных групп, фазы которой соединены в звезду, и индукционные сопротивления, соединенные по cxe e YYY YYY, подключенные к фазам обмотки (2).

К недостаткам этих роторов относятся использование индукционных сопротивлений только на двух скоростях, что ухудшает использование ротора на большем числе скоростей.

Целью изобретения является повышение использования активных материалов.

Указанная цель достигается тем, что обмотка ротора выполнена из двух трехфазных звезд, каждая из которых содержит по две параллельные ветви, причем одна параллельная ветвь первой трехфазной звез5 ды образована катушечными группами с номерами 1, 5, 9, вторая параллельная ветвь первой звезды образована катушечными группами с номерами 3, 7, 11,одна параллельная ветвь второй трехфазной звезды образована катушечными группами с номерами 2, 6, 10, вторая параллельная ветвь второй трехфазной звезды образована катушечными группами с номерами 4, 8, 12, а индукционные сопротивления выполнены в виде двух трехфазных звезд, нулевые точки т5 которых сдединены между собойнснулевыми точками обеих трехфазных звезд обмотки.

На фиг. 1 представлена схема соединения элементов обмотки ротора и индукционных сопротивлений трехскоростного асинхронного двигателя, на фиг. 2 показана диаграмма ЭДС параллельной ветви обмотки при различных числах пар полюсов, на фиг. 3 представлена развернутая схема об653691

15

Формула изобретения

45

50 мотки ротора трехскоростного асинхронного двигателя с индукционными сопротивлениями. Трехскоростная обмотка ротора с отношением чисел полюсов 2:3:4 состоит из 12 катушечных групп 1 — 12, равномерно распределенных по окружности ротора (фиг. 2).

Обмотка разделена на две части, одна из которых состоит из четных, а другая из нечетных катушечных групп. Каждая часть обмотки выполнена в три параллельные ветви с двумя последовательно соединенными катушечными группами и является одной из фаз двухфазного исполнения обмотки при р = 3. Катушечные группы в параллельных ветвях включены между собой согласно, что обеспечивает встречное направление индуктируемых в них одинаковых по амплитуде

ЭДС Е„и Е„при р = 3.

По отношенйю к числам пар полюсов р = 2 и р = 4 одна из частей обмотки, например с нечетными катушечными группами, лредставляет собой половину обмотки, в которой при изменении числа пар полюсов двигателя с р = 2 на р = 4 направление тока остается неизменным, а вторая часть с четными катушечными группами является второй половиной обмотки, в которой при изменении числа полюсов направление тока изменяется на обратное. Первая половина обмотки с нечетными катушечными группами представляет сочленение соединенных в звезду катушечных групп 1, 5, 9, относящихся к трем различным фазам при р = 2 и р =. 4 с аналогичной .звездой катушечных групп 3, 7, 11 во второй половине обмотки сочленяются соединенные в звезду катушечные группы 2, 6, 10 с катушечными группами 4, 8, 12 (фиг. 1).

Особенность соединения элементов обмотки заключается в том, что в каждои параллельной ветви сочленяются между собой катушечные группы, принадлежащие к различным фазам обмотки как при р = 2, так и при р = 4, например, соединяются катушечные группы 1 и 3, 5 и 7, 9 и 11, принадлежащие соответственно к фазам А и С . В8 и А, Cs, и В8 при 2р = 8 и к фазамА иВ,,С» иА,В иQ при2р=4 (фиг. 1). Во второй половине обмотки между собой соединяются четные катушечные группы 2 и 4, 6 и 8, 10 и 12.

Соединение катушечных групп обеспечивает в каждой половине обмотки при р = 2 и р = 4 смещения одной звезды индуктированных ЭДС по отношению к другой на угол +c, то есть в каждой параллельной ветви обмотки при данных числах пар полюсов индуктируются две одинаковые по амплитуде ЭДС, направленные между собой под углом 120 . При этом составляющие, индуктированные в параллельных ветвях

ЭДС Е„и Е„, и направленные встречно, являются преобладающими (фиг. 2).

Индукционные сопротивления выполнены из 6 одинаковых катушек с массивными ферромагнитными сердечниками и соединены в две отдельные «звезды», каждая из которых подключена к средним точкам параллельных ветвей одной из частей обмотки ротора (фиг. 1). Нулевые точки индукционных сопротивлений соединены между собой и с точками соединения параллельных ветвей обмотки ротора. Такое соединение обмотки ротора с индукционными сопротивлениями обеспечивает на каждой из трех скоростей полное использование индукционных сопротивлений, по которым протекают токи, обусловленные встречными составляющими ЭДС в параллельных ветвях обмотки ротора. При этом двухфазное включение осуществляется при р = 3, а трехфазное при р = 2 и р=4.

Ротор трехскоростного асинхронного двигателя, содержащий магнитопровод с размещенной на нем трехфазной обмоткой, состоящей из 12 одинаковых катушечных групп, фазы которой соединены в звезду, и индукционные сопротивления, соединенные в отдельные звезды, подключенные к фазам обмотки, отличающийся тем, что, с целью повышения использования активных материалов, обмотка ротора выполнена из двух трехфазных звезд, каждая из которых содержит по две параллельные ветви, причем одна параллельная ветвь первой трехфазной звезды образована катушечными группами с номерами 1, 5, 9, вторая параллельная ветвь первой звезды образована катушечными группами с номерами 3, 7, 11, одна параллельная ветвь второй трехфазной звезды образована катушечными группами с номерами 2, 6, 10, вторая параллельная ветвь второй трехфазной звезды образована катушечными группами с номерами 4, 8, 12, а индукционные сопротивления выполнены в виде двух трехфазных звезд, нулевые точки которых соединены между собой и с нулевыми точками обеих трехфазных звезд обмотки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Пиотровский Л. М. Электрические машины. Л.— М., Госэнергоиздат, 1949, с. 393.

2. Авторское свидетельство СССР

Хо 470040, кл. Н 02 К 17)14, 1972.

653691

3d с параллель ай

Вепри при P=3

3й с параппельипй ВетВи при р=2 и p=4

Риг.2 х с грЧ х с в х

Я z у х в х

С » СЗФЪ М съ ю t 00 ъ С3

Составитель А. Кецар«

Редактор Д. Мепуришвили Техред О. Луговая Корректор А. Гриценко

Заказ 1303/40 Тираж 856 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

I 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4