Самоходное транспортное устройство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(ц654481
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 10.06.76 (21) 2371309/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.03.79. Бюллетень № 12 (45) Дата опубликования описания 30.03.79 (51) М. К".
В 62D 63/00
Государственный комитет по делам изобретений н открытий (53) УДК 629.113.028. .629.114.4 (088.8) (72) Авторы изобретения
М. М. Бурштейн и Г. К. Лещов (71) Заявитель
Всесоюзный научно-исследовательский и проектноконструкторский институт добычи угля гидравлическим способом (54) САМОХОДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ УСТРОЙСТВО
Изобретение относится к безрельсовым средствам перевозки материалов и оборудования в труднопроветриваемых подземных выработках со взрывоопасной средой, преимущественно при небольших длинах о маршрутов, их кратковременности, сложном профиле и трудной проходимости, например в участковых подготовительных и выемочных выработках гидрошахт, сверхкатегорных по метану. 10
Известно самоходное транспортное устройство, содержащее грузонесущую платформу, регулируемые реверсивные моторколеса, приводной двигатель внутреннего сгорания и резервуар отработавшей рабо- 15 чей жидкости (1).
Недостатком устройства является невозможность его применения в выработках шахт, сверхкатегорных по метану, вследствие наличия двигателей внутреннего сгора- 20 ния, а также то, что заправка горючим про исходит в специальных камерах-депо.
Известно и другое самоходное транспортное устройство, содержащее грузонесущую платформу, регулируемые реверсивные мотор-колеса, гидроаккумуляторы и резервуары отработавшей жидкости (2).
Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату. 30
Недостаткам и его является необходимость установки на длинном маршруте нескольких зарядных устройств, а также то, что устройство имеет большие габариты.
Целью изобретения является исключение на маршрутах количества стационарных зарядных устройств, уменьшение собственных габаритов и улучшение отвода тепла от гидроаккумуляторов.
Указанная цель достигается тем, что самоходное транспортное устройство оборудовано гидронасосом и автоматическим клапаном-распределителем, а резервуары снабжены установленными в их верхних частях вантузами, которые соединены воздуховодами с фильтрами, при этом вход гидронасоса соединен с выходами моторколес и через автоматический клапан-распределитель с резервуаром, а выход — со входами мотор-колес и гидроаккумуляторов.
Для уменьшения собственных габаритов и улучшения отвода тепла от гидроаккумуляторов гидроаккумуляторы и резервуары могут быть выполнены в виде труб, образующих грузонесущую платформу.
Автоматический клапан-распределитель может быть выполнен с двумя цилиндр ическими полостями, которые соединены с одной стороны с входом насоса и содержат
654481
15 клапанное седло, контактирующее с шаровым телом, при этом удельный вес шарового тела больше, чем удельный вес жидкости, а с другой — снабжены карманами, выше которых расположены входы резервуаров, причем указанные полости наклонены в противоположных направлениях, параллельных продольной оси устройства к горизонталями под углом, равным предельному углу трения качения шарового тела в рабочей жидкости, при этом их карманы расположены ниже клапанных седел.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, внд сверху; на фиг. 2 — разрез ,А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — устройство, вид сверху; на фиг. 4 — то же, вид сбоку; на фиг. 5 — принципиальная гидравлическая схема устройства.
Самоходное транспортное средство состоит из грузонесущей платформы, выполненной из продольно расположенных и скрепленных вдоль между собой труб, часть которых служит корпусами трубчатых гидропневмоаккумуляторов 1 с эластичными перегородками, а вторая часть труб 2 совместно с двумя прикрепленными ,к ним впереди и сзади поперечными коллекторам и 3 представляет собой двухсскционный (левая и правая секции) резервуар; переднего моста 4 и заднего моста 5 с регулируемыми реверсивными гидравлическими мотор-колесами 6; закрепленного под грузонесущей платформой зарядного устройства, включающего гидравлнчески соединенный с гидропневмоаккумуляторами 1 и трубчатым резерву. аром насос 7, приводимый в действие электродвигателем
8 во взрывозащищенном исполнении, снабженным коротким отрезком питающего кабеля с соединительной полумуфтой иэлектрическим постом управления; двух пунктов управления (рабочих мест водителя)
9, перекрываемых шарнирными частями платформы 10, служащими также ограждающими водителя спинками; двух поплавковых вантузов 11 с воздухоотводами 12, свободные концы которых защищены фильтрами 13 соединенного с коллекторами 3 автоматического клапана распределителя, содержащего две цилиндрические полости 14, каждая из которых заканчивастся с одной стороны седлом 15 и вмещает запорное шаровое тело 16, объемный вес которого больше, чем у рабочей жидкости.
Каждая из цилиндрических полостей 14 наклонена от седла 15 вниз в направлении, противоположном наклону второй полости, так, что проекция оси каждой полости на вертикальную плоскость, проходящую через продольную ось транспортного устройства, образует с этой осью угол, равный предельному углу трения качения шарового тела 16 в рабочей жидкости, а в плане ,все эти оси параллельны друг другу.
Зо
К корпусам гидропневмоаккумуляторов
1 и к трубам 2 резервуара рабочей жидкости приварены снизу передняя балка 17 и задняя балка 18. К балке 17 в середине шарнирно прикреплен мост 4 так, что он может колебаться (качаться) в вертикальной плоскости. К балке 18 прикреплен мост 5.
Для того чтобы при остановке электродвигателя 8 рабочая жидкость из гидропневмоаккумуляторов 1 не вытекала в резервуар через насос 7, на выходе последнего установлен обратный клапан 19.
Чтобы ограничить давление в гидропневмоаккумуляторе при его зарядке установлен предохранительный клапан 20.
Вантузы 11 установлены возможно бли,же к верхним точкам переднего и заднего концов резервуара для наиболее полного его заполнения рабочей жидкостью, но так, что при этом они не выступают над платформой, чтобы не мешать ее загрузке и р азгрузке. В гор изонтальном положении резсрвуара соединение его с атмосферой обеспечивают оба вентуза, а при наклоне резервуара — только вантуз, оказавшийся при этом выше уровня рабочей жидкости.
Другой вантуз, оказавшийся ниже, автоматически запирается, разобщая нижний конец резервуара с атмосферой и исключая вытекание рабочей жидкости из резерву-ара.
Перед началом работы транспортного устройства резервуар должен быть наполнен р а бочей жидкостью.
Для зарядки гидропневмоаккумуляторов соединительную полумуфту кабеля электродвигателя 8 соединяют с соответствующей полумуфтой, подключенной в одном из пунктов зарядки к питающему кабелю, который приложен по маршруту движения.
С помощью электрического поста управления включают электродвигатель 8.
Если транспортное устройство находится на гор изонтальном участке пути, то оба шаровые тела 16 клапанного распределителя находятся в тупиковых частях цилиндрических полостей 14 и вход насоса 7 соединен как с передним, так и с задним коллекторами 3. Насос 7, приводимый в действие электродвигателем 8, засасывая рабочую жидкость из резервуара через оба входа клапанного распределителя, заряжает гидропневмоаккумуляторы 1. При этом в резервуар на место откачиваемой рабочей жидкости поступает воздух через оба вантуза 11.
Если же транспортное устройство во время зарядки находится на наклонном участке пути, то находящееся в цилиндрической полости 14, соединенной с расположенным выше коллектором 3, шаровое тело 16 скатывается к седлу 15 и отделяет от входа насоса 7 верхний конец резервуара, сообщающийся с атмосферой через
654481 вантуз 11, При этом второй вантуз 11, расположенный ниже уровня рабочей жидкости, закрывастся.
В то же время шаровос тело 16, находящееся во второй цилиндрической полости 14, соединенной с нижним коллектором
3, находится в тупиковой части полости
14, через которую, насос 7 закачиваст рабочую жидкость из расположенной ниже части пезсрвуара. Засасывание воздуха из верхней опоражнивасмой в первую îчередь части резервуара при этом исключается.
При зарядкс регулируемые элементы мотор-колес 6 устанавливают в промсжуточI.oe положение, при котором обеспечивается неподвижность транспортного устройства при данном уклоне пути. Кроме того, при этом транспортное устройство должно быть заторможено.
Когда зарядка гидропневмоаккумуляторов 1 окончена электрическим постом управления, отключают электродвигатель 8, а затем отсоединяют полумуфту.
При подготовке транспортного устройства к работе та из шарнирных частей платформы 10, которая расположена в направлении движения, должна быть установлена и зафиксирована в вертикальном положении, открывая при этом соответствующий пункт управления.
Для осуществления движения транспортное средство растормаживают и регулируемые элсме5ITI, мотор-колес 6 выводят из промежуточного положения в прямом или обратном направлении с помощью пычагов управления. Рабочая жидкость, поступающая из гцдропневмоаккумулятора под давлением к мотор-колесам 6, приводит их в действие и далее через клапанный распределитель сливается в резервуар. Транспортное устройство может двигаться до полной разрядки гидропнсвмоаккумулятора.
Изменения скорости II направления движения транспортного устройства осуществляют путем изменения положения регулируемых элементов мотор-колес 6 в одну и в другую сторону от промежуточного положения.
Повороты вправо и влево осуществляют путем установки разных скоростей вращения мотор-колес 6 левой и правой сторон.
Когда транспортнос средство достигает следующего по маршруту места зарядки, производят подзарядку гидропневмоаккумуляторов 1, и движение продолжают.
При движении вниз по наклонному пути мотор-колеса 6 работают в режиме насоi)
25 ,30
55 са, причем в этом случае онц перекачивают рабочую жидкость цз рсзервуара в гидропцcâмоаккумуляторы 1, осуществля51 рекупсрацшо энсргии. При этом, а также пр" зарядке гидропнсвмоаккумуляторов 1, если давление в них достигает верхнего предела, открывается предохранительный клапан 20, и рабочая жидкость сбрасывается в резервуар.
Форму.7а изобретения
1. Самохо7IIoe транспортнос устройство, содержащее грузонесущую платформу, регулируемые рсверсивные мотор-колеса, гцдроаккумуляторы и резервуары отработавшей рабочей жидкости, отличающес с я тем, что, с целью исключения на марптрутах количества стационарных заря7íI-.Iх устройств, îIiо оборудовано гидропасосом и автоматическим клапаном-распре,Ic,ги7слсм. а резсрвуары снабжены установленными в и всрхннх частях вантузами, которые соединены воздуховодами с фи7ь7рами, при этом вход гидронасоса состпнсн с вы.;одами мотор-колес и через автоматический клапан-распределитель с резсрвуапами, а выход — со входами Мотоо-кo.7ес и гцдроаккумуляторов.
2. Устройство по п. 1, о тл и ч а ю шее с я тем, ITQ, с целью уменьшения собственных габаритов ц улучшения отвода тепла от гпдроаккумуляторов, гпдроаккумуляторы и резервуары выполнены в виде труб, образуюцп:.; грузонссущую платформу.
3. Устройство по п. 1, отл ич а ю шее с я
Tcм,,.то ".,âòомзтпчсскпй клапан-распределите.7h выполнен с двумя цилиндрическими полостями, которые соединены с одной стороны с входом насоса и содержат клапаннос сс.77о, контактирующее с шаровым телом, прп этом удельный вес шарового тела больше, чем удельный вес жидкости, а с с другой — снабжены карманами, выше которых расположены входы резервуаров, причем указанные полости наклонены в протцвопо IожHIIх направлениях, параллельных продольной оси устройства к горнзонталн под углом, равным предельному углу трения качения шарового тела в рабочей жидкости, при этом их карманы р асио.7ожсны ниже клапанных седел.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Антонов Л. С. и др. Гидрообъемные передачи транспортных и тяговых машин. I., «Машиностроение», 1968, с, 196, рис. IV.4.
2. журнал «Соа1 Age» США, октябрь
1972, с, 140.
65448) Риг г z фиг. 5
Составитель С. Калядов
Техред А. Камышникова Корректоры: Л. брахнина и Е. Осипова
Редактор Т. Горячева
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 307/7 Изд. Ио 241 Тираж 779 Подписное
НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5