Гидротормозная жидкость

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

« %9" Фа ФФ%4ик.

ОЛИСАНМИЗОБРЕТЕНИ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 01.12.76 (21) 2424918/23-0 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 3003-l9. Бюллетень Но

Дата опубликования описания 3003

)М. Кл.

С 10 M 1/46

С 10 M 3/40

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий

) УДК 621.892.9 (088. 8) (72) Авторы изобретения

К.С .Кулажанов, Г.A .Ульрих, С .А.Aéãóìóñoâ, Ш.Д.Кребаева и A.3.Байчурина (71) Заявитель казахский научно-исследовательский и проектный институт автомобильного транспорта

1 (54) ГИДРОТОРМОЗНАЯ ЖИДКОСТЬ

Изобретение относится к составам рабочих жидка ".тей для. гидравлических систем, в частности для гидравлических тормозных систем автомобилей.

В настоящее время в качестве гидротормозных жидкостей для автомобилей применяются главным образом смеси различных органических веществ, в которых одни компоненты являются смазывающими, а другие — растворителями.

В качестве гидротормозных жидкостей известны жидкости на основе касторового масла (1). В качестве растворителей касторового масла при- 15 меняются спирты (от метилового до октилового), эфиры простые и сложные, в частности эфиры этиленгликоля и диэтиленгликоля и др. На практике наибольшее распространение получили смесь 40% этилового спирта и 60% касторового масла (3CK) и смесь 50% бутилового спирта и 50% касторового масла (БСК).

Известные гидротормозные жидкости не удовлетворяют эксплуатационнотехническим требованиям по вязкостнотемпературным свойствам, а именно: при температурах ниже нуля их вязкость возрастает очень интенсивно вследствие наличия в составе касторового масла, которое при температуре ниже -15 С начинает выкристаллизоо вываться. При дальнейшем. понижении температуры может произойти вымерзание касторового масла, вызывающее потерю подвижности жидкости.

Другим недостатком жидкостей является летучесть, особенно тормозной жидкости ЭСК, состав которой меняется во время эксплуатации и в летних . условиях приводит к образованию паровых пробок, Кроме того, появление в составе жидкостей воды усиливает их корроэионную агрессивность. Иирокое распространение таких жидкостей, несмотря на укаэанный недостаток, объясняется исключительно высокими смазывающими свойствами касторового масла.

Известна гидротормозная жидкость, обладающая улучшенными вязкостнотемпературными свойствами, содержащая, sec. %; диэтиленгликоль .10-30, моноэтиловый эфир диэтиленгликоля

60-30, касторовое масло 20-10, трибутилфосфат 10-30 (2 . Однако высокая гигроскопичность, испаряемость и низкая термическая стабильность ука654671

Касторовое масло

Трибутилфосфат или смесь его с трикрезилфосфатом

20-30

7 0-80.

Состав Р 1

Касторовое масло

Трибутилфосфат

Со"тав Р 2

Касторовое масло

Трибутилфосфат

Трикрезилфосфат

7,4

9,4

6,8

790

557

Кристаллы касторового масла

280

115-117

280

При -15 C появились крис- таллы касторового масла

Не выше

-60

Не выше

-60 эанной жидкости приводят к снижению ее эксплуатационных качеств.

Целью настоящего изобретения является устранение укаэанных недостатков и улучшение эксплуатационных свойств жидкости.

Поставленная цель достигается 5 тем, что гидротормозная жидкость, содержащая касторовое масло и эфир ортофосфорной кислоты, в качестве эфира ортофосфорной кислоты содержит трибутилфосфат или смесь его с три- 10 креэилфосфатом в соотношении 5-7:3"1 при следующем соотношении компонентов, вес.Ъг

Примеры конкретных составов гидротормозных жидкостей, вес. Ъ, приведены ниже.

Гидротормозная жидкость может содержать дополнительно 1-10% присадок, предотвращающих набухание резиновых деталей (tl-оксидифениламины, фенил- с -нафтиламин d. — íàôòîë глиI I

35 коли и др ° ), и 0,5-1,0% ингибиторов коррозии (от общего объема) .

Гидротормозная жидкость согласно изобретению подвергнута следующим испытаниям: на смазывающую способность, кинематическую вязкость, на 40 набухание деталей из резины 2462, коррозионную агрессивность;кроме того, были определены темперагура кипения и замерзания. Гидротормозные

Кинематическая вязкость сСт, при 50 С

Кинематическая вязкость, сСт, при -40 С

Температура кипения, С

Температура замерзания, С жидкости по составам Р 1 и 2, а также

ТУ-6-02-492-68 имели следующие характеристики (см.табл.1).

Проведены также испытания гидротормозной жидкости по авт.св. Р287227 и составов согласно изобретению (табл.2).

В табл.3 приведены свойства составов, укаэанных в табл.2.

Известная гидротормозная жидкость, в состав которой входят, кроме трибутилфосфата и касторового масла, дизтиленгликоль и монозтиловый эфир диэтиленгликоля, имеет температуру кипения 190 С. Новые нормы на тормозные жидкости, учитывая интенсивность движения на автомобильных дорогах, предусматривают температуру кипения тормозной жидкости не ниже 205-230 С.

Жидкость согласно изобретению, в состав которой входят трибутилфосфат и касторовое масло, имеет температуру кипения не ниже 280оС

Следует отметить, что компоненты известной жидкости — диэтиленгликоль и его эфиры — гигроскопичны и, следовательно, известная жидкость в процессе эксплуатации абсорбирует воду, что приводит к снижению температуры кипения, увеличению низкотемпературной вязкости и коррозионной активности.

Гидротормозная жидкость согласно изобретению имеет высокую температуру кипения (свыше 280 С), низкую температуру замерзания (ниже -60ОС), пожаростойкая, не взрывная. Все это обеспечивает безотказную работу гидротормозной жидкости в самых неблагоприятных условиях эксплуатации и увеличивает, срок службы тормозной системы. Снижение содержания касторо.— вого масла в 1,5-2,5 раза позволит сократить расход дефицитного растительного сырья и за счет этого увеличить объем выпускаемой жидкости на основе касторового масла.

Таблица 1

654671

Продолжение табл. 1

Гидротормозная жидкость БСК

3,5

4,5

1,2

Отсутствие коррозии сталь

Следы

Следы

Следы

Отсутствие коррозии

2,0

1,8

2,2

Таблица 2

Составы согласно изобретению

Компонент

1 2 3 4

30 20 20 20

70 60 70 50

20 10 30

55

Таблица

Составы согласно изобретению (2 2 1

1563,3

790 370,9

557

584,1

7,9

5,85

7,4

6,8

4,71

280 280

280

280

190

-60

-60

-60

-60

-60

Физико-химические показатели

Набухание деталей .из резины, Ъ увеличения веса

Коррозия на пластинах: алюминиевый сплав чугун цинк латунь медь

Смазывающая способность, мг

Касторовое масло

Трибутилфосфат с

Трикрезилфосфат

Моноэтиловый эФиР диэтиленгликоля

Диэтиленгликоль

Физико-химические показатели

Вязкость кинематическая при -40 С, сСт о

Вязкость при +50 С, сСт

Температура кипения, С не ниже

Температура застывания, С, не выме

По авт. св.

9287227

Гидротормозная жидкость состава 91

Гидротормозная жидкость состава 9 2, 654671

Продолжение табл. 3 физико-химические по к аз ат ели

Составы согласно и зобретению

По авт.св.

9287227

3 4

1 2

Коррозионная агрессивность

Отсутствие коррозии сталь алюминиевый сплав чугун

Слабые следы цинк

Отсутствие коррозии латунь медь

Набухание деталей из резины, % увеличения веса

4,5

3,5

3,8

3,2

Смазывающая способность, мг

2,0 2,2

1,8

2,0

Термическая стабильность, визуально

Бесцвет- Светлоная желтая

Светложелтая

Светложелтая

Бесцветная исходная после испытания при 120 С в течение 20 ч

Коричневая

Испаряемость по методу

ASTMD 69-10, %, при

100оС в течение 6 ч

0,36 0,35

0,42

0,33

9,82

Формула изобретения

Составитель Л.Иванова

Редактор В.Минастекова Техред H.Асталош Корректор,Г.Назарова

Заказ 2315/229 Тираж 608 Подйисное

ЦНИИНИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская Наб., д. 4/5 филиал ППП Патент, г.Ужгород, ул.Проектйая,4

Гидротормозная жидкость, содержащая касторовое масло и эфир ортофосфорной кислоты,. о т л и ч а ю щ а я о я тем, что,с целью повышения эксплуатационных свойств жидкости,в качестве эфира ортофосфорной кислоты она содержит трибутилфосфат или смесь его ь трикрезилфосфатом в соотношении 5-7:3-1 при следующем соотношеММи компонентов, вес.%

Бесцвет- Светло- Светло- Светлоная . желтая желтая желтая

Касторовое масло 20-30

Три.бут илфосфат. или смесь его с трикрезилфосфатом 70-80

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Моторные топлива, масла и жидкости. Т.2. Ред. К.К.Папок. М., 1957, с. 512-515, 2. Авторское свидетельство СССР

9287227,.кл. С 10 М 1/46, 1970.