Устройство для контроля радиального биения зубчатых колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ц1654848
Союз Соеетееи
Социалистических
Ресиублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 12.10.77 (21) 2533293!25-28 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.03.79. Бюллетень № 12 (45) Дата опубликования описания 30.03.79 (51) М. Кл.з
G 01 В 5/20
1овуйарствеиный комитет
Ооеета Министров СССР йо Ледам изобретений и открытий (53) УДК 531.717.2:
:621.833 (088.8) (72) Автор изобретения
Л. Я. Фельдберг (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ РАДИАЛЬНОГО
БИЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
Изобретение относится к контролю линейных размеров деталей, а именно к устройствам контроля параметров зубчатых колес.
Известен прибор для контроля радиального биения зубчатых колес, содержащий оправку для базирования контролируемого колеса, установленный с возможностью вращения относительно оправки сепаратор, в котором свободно размещены промежу- 1О точные элементы в виде тел качения, шарики или ролики, предназначенные для контактирования в процессе измерения с поверхностями впадин между зубьями контролируемого колеса, и измерительный орган с отсчетным устройством и наконечником, установленным на продолжении линии, соединяющей оси оправки, сепаратора и промежуточного элемента (1).
Известно также устройство для контроля радиального биения зубчатых колес, содержащее каретку, оправку с зубчатыми венцами, измерительные ролики, размещенные во впадинах зубчатых венцов, и индикатор, связанный с кареткой (2).
Данное устройство является наиболее близким по технической сущности к описываемому изобретению.
В известных устройствах радиальное биение определяют по наибольшему пока- З0 занию индикатора, которое он имеет в момент прохождения ролика через прямую, соединяющую центры контролируемого колеса и оправки. Взаимное расположение центров колеса, оправки и ролика на одной линии неустойчиво, что затрудняет отсчет показаний индикатора. Это снижает производительность контроля.
Целью изобретения является повышение производительности контроля.
Для этого в оправке выполнен радиальный паз и устройство снабжено жестко связанной с кареткой измерительной пластиной с плоской измерительной поверхностью, размещенной между зубчатыми венцами в пазу оправки, подпружиненной относительно измерительной пластины, и фиксатором, выполненным в виде подпружиненного шарика, контактирующего в процессе контроля с измерительными роликами. Кроме того, каждый из зубчатых венцов выполнен с нечетным числом зубьев.
На фиг. 1 изображено устройство в разрезе; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1.
Устройство содержит каретку 1, жестко связанную с индикатором 2, оправку 3, в которой выполнены радиальный паз 4 и отверстие 5. В отверстие 5 установлен шарик
6, подпружиненный пружиной 7, взаимодействующий с измерительными ролика3
654848 ми 8. В пазу 4 оправки 3 установлена измерительная пластина 9, имеющая плоскую измерительную поверхность. Между пластиной 9 и оправкой 3 помещена пружина
10, обеспечивающая подвижность оправки относительно пластины. На оправке 3 размещены зубчатые венцы 11, на которые установлены кольцевые обоймы 12. Во впадины зубчатых венцов 11 заложены измерительные ролики 8. Пластина 9 размещена между зубчатыми венцами 11 и жестко связана с кареткой 1. Кромки плоской измерительной поверхности пластины 9 плавно скруглены для обеспечения легкого продвижения измерительных роликов 8.
Устройство работает следующим образом.
При вращении контролируемого колеса
13 шарик 6 под действием пружины 7 западает в промежутки между роликами 8, сообщая прерывистое движение зубчатым венцам 11. С противоположной стороны ролики 8 входят в контакт с плоской измерительной поверхностью пластины 9 и впадиной между зубьями колеса 13.
Шарик 6, выполняющий роль фиксатора, обеспечивает устойчивое положение ролика 8 на измерительной поверхности пластины 9, удерживая его на линии измерения, проходящей через центры оправки 3, ролика 8 и измеряемого колеса. 13. Устойчивое положение ролика 8 дает возможность производить быстрые считывания показаний индикатора 2, что повышает производительность контроля. Разность между наибольшим и наименьшим показанием индикатора за один оборот колеса 13 определяет величину его радиального биения.
Формула изобретения
1, Устройство для контроля радиального биения зубчатых колес, содержащее карет1о ку, оправку с зубчатыми венцами, измерительные ролики, размещенные во впадинах зубчатых венцов, и индикатор, связанный с кареткой, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения производительности конт1 роля, в оправке выполнен радиальный паз и устройство снабжено жестко связанной с кареткой измерительной пластиной с плоской измерительной поверхностью размещенной между зубчатыми венцами в пазу оправки, подпружиненной относительно измерительной пластины, и фиксатором, выполненным в виде подпружиненного шарика, контактирующего в процессе контроля с измерительными роликами.
2. Устройство по п. 1, отл и ч а ю щееся тем, что каждый из зубчатых венцов выполнен с нечетным числом зубьев.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 537233, кл. G 01 В 5/20, 1974.
2, Козлов М. П. Зубчатые передачи точного приборостроения. М., «Машиностроение», 1969, с. 354, фиг. 201.
354848
Риг. 2
Ðèã.1
Редактор H. Суханова
Заказ 1048/15 Изд, Jjo 25о Тираж 865 Подписное
НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Составитель М. Евсютин
Техред А. Камышникова гй Г
Корректоры; Е. Хмелева и Л. Брахнина