Устройство для обучения учащихся обнаружению сигналов на фоне помехи
Иллюстрации
Показать всеРеферат
! .:.А; е; .; 1,.i.ê .уск4. би."ц:кетeна 9Р Ф
О П И С А Н И Е 1п,654952
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Йою ооеетскнх
Социалистических
Реслублнк
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕНЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 06.02.78 (21) 2577228/18-12 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет (51) М Кч
G 09В 9/00
G 09В 19/26
Государственный комитет (43) Опубликовано 30.03.79. Бюллетень № 12 (53) УДК 681.3.371..69(088.8) ло делам изобретений и открытий (45) Дата опубликования описания 30.03.79 (72) Авторы изобретения
Н. И. Кудряшов и А. Ю. Чижов (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ОБНАРУЖЕНИЮ СИГНАЛОВ НА ФОНЕ ПОМЕХИ
Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для обучения учащихся обнаружению радиотелеграфных сигналов на фоне помехи.
Известно устройство для обучения учащихся обнаружению сигналов на фоне помехи, содержащее источник помехи, блок коммутации и связанные с ним источник основного сигнала, датчик биномальной последовательности, счетчик числа правильных обнаружений, счетчик числа ложных помех, блок отображения параметра чувствительности обучаемого и пульт обучаемого {11.
Однако это устройство не может быть использовано для обучения и контроля радиотелеграфистов приему сходнозвучащих сигналов, как на фоне помехи, так и без помехи.
Цель изобретения — расширение функциональных возможностей.
Цель достигается тем, что устройство имеет блок формирования сходнозвучащих сигналов и ключ, причем выход блока формирования сходнозвучащих сигналов связан с входом блока коммутации, а ключ подключен между источником помехи и блоком коммутации.
На чертеже изображена функциональная схема устройства.
Устройство для обучения учащихся обнаружению сигналов на фоне помехи содержит источник 1 помехи, в качсстве которого могут быть использованы известные имитаторы помех или магнитофон с записью помехи, источник 2 основного сигнала, в качестве которого могут быть использованы известные датчики сигналов или магнитофон с записью реального сигнала, датчик
10 3 биномальной последовательности, осуществляющий управление с помощью блока 4 коммутации выбором с заданной вероятностью сигнала (сигнал+ помеха) или сходнозвучащего сигнала (сходнозвучащий сиг15 нал+ помеха) для первого или второго временного интервала, счетчики 5 и 6 соответственно числа правильных обнаружений и числа ложных тревог, блок 7 отображения параметра чувствительности обучаемо20 го, пульт 8 обучаемого, блок 9 формирования сходнозвучащих сигналов, в качестве которого могут быть использованы известные датчики сигналов или магнитофон с записью реального сигнала, ключ 10, с по25 мощью которого подключают источник помехи к коммутатору.
Устройство работает следующим образом.
Обучаемому с помощью пульта 8 после30 довательно предъявляют пары временных (154952 — — P (H) — P(F) Формула изобретения
Составитель В. Балабанов
Техред А. Камышникова
Корректоры: О. Данишева и Л. Орлова
Редактор Л. Гольдина
Заказ 1323/8 Изд. Ко 252 Тираж 496 Подписное
НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, К-35, Раушская иаб., д. 425
Типография, пр. Сапунова, 2
3 интервалов. Один из пих содер>кит основной сигнал (или сигнал+ помеха), второй — сходнозвучащий сигнал (или сходнозвучащий сигнал+ помеха) . После каждой пары обучаемый с помощью кнопок на пульте 8 вводит признак обнаружения основного сигнала в том интервале, в котором, по его мнению, был основной сигнал.
Обучаемому (контролируемому) последовательно предъявляются и пар, отличаю- 10 щихся одна от другой вероятностью появления основного сигнала в каждом из интервалов. Для расчета параметра чувствительности обучаемого использован способ наименьших квадратов 15 где Р(Н) — вероятность правильных обна- 20 ружений;
P(F) — вероятность ложных тревог.
Источник 1 помехи выдает помеху, которая с помощью блока 4 коммутации включастся, как в первый, так и во второй ин- 25 тервал данной пробы. Источник 2 сигнала выдает основной сигнал в блок коммутации, а блок 9 формирования — сходнозвучащий сигнал. По командам датчика 3 биномальной последовательности блок ком- 30 мутации распределяет основной и сходнозвучащий сигналы по интервалам данной пробы. При этом блок 4 подключает счетчик 5 числа правильных обнаружений и счетчик 6 числа ложных тревог к соответ- 35
cTI3. ющпм узлам ввода признака обнаружения пульта 8 обучаемого. Счетчики 5 и б накапливают соответственно значения
Р(Н) и P(F) и выдают пх па олок 7 отображения пар амс1 pI3 I> IIC I 13H10;IbI30C1II 7.
В случае обучения пли контроля обучаемого в нормальных условиях источник помех может быть откл очен с помощью ключа 10.
Введение блока формирования сходнозвучащих сигналов расширяет функциональныс возможности устройства и позволяет наряду с применением его для обучения учащихся обнару>кению гидроакустических сигналов на фоне помех также использовать для обучения и контроля радиотелеграфистов приему сходнозвучащих радиотелеграфных сигналов.
Устройство для обучения учащихся обнаружению сигналов на фоне помехи, содержащее источник помехи, блок коммутации и связанные с ним источник основного сигнала, датчик биномальной последовательности, счетчик числа правильных обнаружений, счетчик числа ложных помех, блок отображения параметра чувствительности обучаемого пульт обучаемого, о т л и ч а ющееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, оно имеет блок формирования сходнозвучащих сигналов и ключ, причем выход блока сигналов связан с входом блока коммутации, а ключ подключен между источником помехи и блоком коммутации.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1, Авторское свидетельство СССР № 410466, G 09В 9/00, 1971.