Способ предохранения от повреждения при транспортировке подшипников качения электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Оп ИСАЙ И Е

ИЗОБРЕТЕМ ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Совет .:.

fi 11 65503l

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 01.06.76 (21) 2366591/24-07 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.03.79. Бюллетень № 12 (45) Дата опубликования описания 30.03.79 (51) М. Кл.."

Н 02К 5/16

Н 02К 15/00

Государственный комитет

СССР па делам изобретений и открытий (53) УДК 621.313.04 (088.8) (72) Автор изобретения

В. В. Румянцев (71) Заявитель (54) СПОСОБ ПРЕДОХРАНЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ

КАЧЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

ОТ ПОВРЕЖДЕНИЯ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к способу предохранения от повреждения подшипников качения электрических машин при транспортировке.

Известен способ предохранения подшипников качения электрических машин от повреждения при транспортировке, заключающийся в закреплении вала ротора относительно торцевой крышки подшипника установкой в полости между связанным с кор- 10 пусом выступом и прочно сидящим на валу кольцом нескольких сегментов, которые с помощью соответствующих конических резьбовых пробок раздаются так, что вал смещается в радиальном направлении и 15 прочно прижимается к внутренней стенке полости (1).

При таком способе предохранения подшипников первоначальная фиксация ротора в подшипниках в процессе транспортировки 20 под действием толчков и ударов ослабевает, что приводит к повреждению подшипников.

Известен также и другой способ предохранения подшипников качения электрической машины от повреждения при транс- 25 портировке, заключающийся в том, что в электрической машине, содержащей ротор, установленный в подшипниковых узлах, имеющих роликоподшипник с рабочей стороны вала и шарикоподшипник с другой стороны вала, и торцевые крышки, производится незначительное смещение ротора в аксиальном направлении и фиксация вала ротора в аксиальном направлении при помощи скобы, скрепленной с корпусом, и болта, скрепляющего скобы, крышку подшипника и вал (2).

При известном способе предохранения подшипников первоначальная фиксация ротора в подшипниках также ослабевает в процессе транспортировки от ударов и толчков, что приводит к повреждению подшипников и снижению надежности электрической машины.

Целью изобретения является повышение надежности электрической машины.

Для этого ротор с подшипниками смещают аксиально в направлении одного из подшипников, например, от роликоподшипника к шарикоподшипннку до выхода подшипников с опорных поверхностей и устанавливают на цилиндрические поверхности торцевых крышек поверхностями вала, прилегающими к подшипникам на их противоположных сторонах с последующей фиксацией в аксиальном направлении.

На фиг. 1 показана электрическая машина с подшипниковыми узлами в рабочем

655031 положении; на фиг.2 — тоже, с подшипнпковыми узлами со смещенным и фиксированным в аксиальном направлении ротором.

Вал ротора 1 установлен в подшиппиковых узлах, имеющих с рабочей стороны вала роликоподшипник 2, а с другой стороны — шарикоподшипник 3. Внутреннее кольцо 4 роликоподшипника неподвижно закреплено на шейке вала ротора гайкой

5, а наружное кольцо 6 установлено в ступицу щита 7 и закреплено между буртиком

8 ступицы щита и буртиком 9 торцевой крышки 10 с помощью болтов 11, крепящих также торцевую крышку к щиту. Наружное кольцо 12 шарикоподшипника закреплено между буртиком 13 торцевой крышки 14 и дистанционным кольцом 15, вставляемым между шарикоподшипником и торцевой крышкой 16, крепящейся болтами 17 к ступице щита 18. Ширина и диаметр расточки участка, на котором размещено дистанционное кольцо, определяются из расчета свободного размещения на этом участке шарикоподшипника при смещении ротора в аксиальном направлении, т. е. шарикоподшипник по наружному кольцу установлен с зазором относительно щита.

При транспортировке электрической машины снимают дистанционное кольцо 15 и смещают вал ротора в аксиальном направлении от роликоподшипника к шарикоподшипнику до выхода подшипников с опорных поверхностей, при этом внутреннее кольцо 4 роликоподшипника размещается в цилиндрической полости между торцевой крышкой 19 и роликоподшнпником, а шарикоподшипник располагается на месте снятого дистанционного кольца. Вал смещенного ротора устанавливают на цилиндрические поверхности 20 (фиг. 2) торцевыхкрышек поверхностями, прилегающими к подшипникам на противоположных сторонах последних, а затем фиксируют вал ротора в смещенном положении при помощи штуцера 21 и болтов 22 и 11.

Для аксиального смещения ротора необходимо снять болты 17, крышку 16, дистанционное кольцо 15, а затем установить крышку 16, закрепив ее болтами 17. На стороне роликоподшипника снять болты 11 и установить штуцер 21, закрепив его болтами 11 к крышке 10. При этом болты 11 и болт 22, ввинченный через штуцер в вал, находятся в незатянутом положении. Затягивая болты 11 и вращая вал ротора, при помощи штуцера 21 смещают вал в аксиальном направлении до тех пор, пока внутреннее кольцо роликоподшипника выйдет

55 из соприкосновения с роликами, а шарикоподшипник сместится с опорной поверхности ступицы щита 18 и окажется на месте снятого дистанционного кольца, после этого затягивают болты 11 и 22. Вал ротора при смещении опускается на опорные поверхности 20 торцевых крышек 10, 19, 14 и

16, имеющих большую площадь опоры.

Таким образом, подшипники оказываются полностью разгруженными на время транспортировки.

Величина опускания вала ротора составляет десятые доли миллиметра.

Установку подшипников в рабочее положение производят следующим образом: снимают штуцер 21 и крышку 16; устанавливают дистанционное кольцо 15, затем соосно с ним болтами 17 закрепляют крышку

16; затягивая болты 17 и вращая вал ротора для обеспечения набегания деталей на поверхности качения, перемещают вал ротора до установки подшипников на nocaao÷Hûå поверхности, затем затягивают болты 11.

Описанный способ предохранения от повреждения подшипников качения электрической машины при транспортировке позволяет полностью разгрузить подшипники на время транспортировки, исключая тем самым повреждения подшипников и повышая надежность электрической машины.

Формула изобретения

Способ предохранения подшипников качения электрической машины от повреждения при транспортировке машины, содержащей ротор, установленный в подшипниковых узлах, имеющих роликоподшипник с рабочей стороны вала и шарикоподшипник, с другой стороны вала, и торцевые крышки, путем смещения ротора, о т л и ч а ю щ и йся тем, что, с целью повышения надежности электрической машины, ротор с подшипниками смещают аксиально в направлении одного из подшипников, например, от роликоподшипника к шарикоподшипнику до выхода подшипников с опорных поверхностей и устанавливают на цилиндрические поверхности торцевых крышек поверхностями вала, прилегающими к подшипникам на их противоположных сторонах с последующей фиксацией в аксиальном направлении.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент ФРГ Мя 1166915, кл. 21(Р47, 1964.

2. Патент ФРГ Ко 1076249, кл. 21У47, 1960, Г)55031 авиа/

?2 и

Риз 2

Составитель В. Филатов

Техред Н. Строганова Корректор 3. Тарасова

Редактор Ю. Челюканов

Заказ 189/15 Изд. № 217 Тираж 865 Подписное

НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 3(-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2