Электропривод перменного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

з лл q о79! . Р

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ i ц 6550 54

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 28.04.75 (21) 2141564/24-07 с присоединением заявки М (51) М. Кл.е

Н 02Р 5/28

ГосудаРственный комитет (23) Приоритет СССР (43) Опубликовано 30.03.79. Бюллетень М 12 (53) УДК 621.316.718. .5 (088.8) ло делам изобретений и открытий (45) Дата опубликования описания 30.03.79 (72) Авторы изобретения А. Г. Яуре, А. П. Богословский, 3. С. Волкова, P. П. Герасимак, О. А. Захаржевский, С. Л. Фурсов и В. В. Иванов

Московский электромашиностроительный завод «Динамо» имени С. М. Кирова (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Изобретение относится к электротехнике, к области автоматизированного электропривода и может найти применение в крановых механизмах.

Известен электропривод переменного тока, содержащий асинхронный двигатель с фазным ротором, тиристорный коммутатор в цепи статора, датчик скорости, узел сравнения, усилитель и формирователь импульсов (1).

Известен также электропривод переменного тока, содержащий наряду с тиристорным регулятором реверсивные контакторы в цепи статора и блок управления контакторами, реагирующий на полярность напряжения узла сравнения (2).

Известное устройство обладает недостаточной точностью стабилизации скорости и устойчивостью на низких скоростях вращения двигателя при изменении нагрузки в широких пределах.

Целью изобретения является повышение точности стабилизации скорости и обеспечение устойчивости электропривода.

Для этого в систему управления тиристорным регулятором введены реверсивные релейные элементы, подключенные к выходу узла сравнения и последовательно включенные усилители, цепь обратной связи первого из которых содержит две параллельных цепочки, состоящие каждая из резистора и замыкающсго контакта, соответствующего релейного элемента, а цепь обратной связи второго — последовательно включен5 ные резистор, конденсатор и размыкающие контакты обоих релейных элементов.

На чертеже изображена функциональная схема предложенного привода.

Электропривод содержит асинхронный

1р двигатель 1 с резисторами 2 в цепи ротора и контакторы 3 для шунтирования этих резисторов. С валом ротора двигателя соединен датчик скорости (тахогенератор) 4.

Контакторы 5 и 6 своими контактами осу15 ществляют реверсирование двигателя и переключение полярности напряжения на входе согласующего усилителя 7.

Регулирование напряжения скорости производится фазовым методом с помощью ти2р ристорных блоков 8 — 10. Питание двигателя производится от источника переменного тока 11. Тиристоры управляются от блока фазоимпульсного управления 12.

Напряжение, пропорциональное скорости

25 вращения, подается от тахогенератора 4 на узел сравнения 13, где сравнивается с напряжением задатчика скорости 14. К узлу сравнения 13 подключен вход усилителя 15 и релейные элементы 16 и 17, управляющий p каждый одним из контакторов 5 или 6.

655054

Выход усилителя 7 соединен со входом блока фазоимпульсного управления 12.

К входу узла сравнения 13 подключены релейные элементы 18 и 19, срабатывающие при определенной величине напряжения сравнения и в зависимости от его полярности. Контакты релейных элемсптов 18 и 19 при срабатывании подключают или отключают цепи обратных связей усилителей 15 и 7, чем осуществляется изменение параметров контура стабилизации скорости привода, поскольку в приводе с активным моментом сопротивления при реверсировании требуются различные параметры контура стабилизации.

Работа привода происходит следующим образом, В исходном состоянии релейные элементы 16 — 19 отключены, контакты 5 и 6 разомкнуты, тиристорные блоки 8 — 10 закрыты. При включении источника питания включается один из релейных элементов 16 или 17, в зависимости от полярности напряжения 14, включая контакторы 5 или 6, замыкающие свои контакты в цепи статора и в реверсирующем узле 20. В начальный момент пуска напряжение тахогенератора 4 равно нулю и напряжение от задатчика скорости 14 поступает на вход усилителя 15,7 и блока фазоимпульсного управления 12, управляющие импульсы которого отпирают тиристоры в блоках 8 — 10 в цепи статора двигателя.

По мере разгона двигателя увеличивается напряжение тахогенератора 4, уменьшая напряжение сравнения на входе усилитсля до установившегося значения.

Если напряжение сравнения превышает величину, соответствующую допустимой статической ошибке системы стабилизации, срабатывает один из релейных элементов

18 или 19 в соответствии с полярностью сигнала, что имеет место в интервалах переходного процесса при изменении задания скорости вращения двигателя.

В зоне допустимого отклонения скорости вращения релейный элемент 18 или 19 воз20

45 вращается в исходное состояние, его контакты 18 или 19 размыкают дополнительные цепи жесткой обратной связи, увеличивая коэффициент усиления усилителя 15 для обеспечения требуемой жесткости механической характеристики.

В усилителе 7 контакты 18 и 19 замыкают цепь гибкой обратной связи, обеспечивая устойчивость стабилизации путем изменения постоянной времени усилителя.

Таким образом, привод переменного тока обладает повышенной точностью стабилизации скорости вращения и устойчивостью в момент переходного процесса пуска двигателя.

Формула изобретения

Электропривод переменного тока, содержащий асинхронный электродвигатель с фазным ротором, между статорной обмоткой которого и питающей сетью включены контакты реверсирующих контакторов и тиристорный регулятор, к входу системы управления которого через узел сравнения подключен задатчик и датчик скорости, отличающийся тем, что, с целью повышения точности стабилизации скорости и обеспечения устойчивости, в систему управления введены реверсивные релейные элементы, подключенные к выходу узла сравнения, и последовательно включенные усилители, цепь обратной связи первого из которых содержит две параллельные цепочки, состоящие каждая из резистора и замыкающего контакта соответствующего релейного элемента, а цепь обратной связи второго — последовательно включенные резистор, конденсатор и размыкающие контакты обоих релейных элементов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. В. А. Шубенко и др., Тиристорный асинхронный электропривод с фазовым управлением. М., «Энергия», 1972, с. 154 — 156.

2. Патент США № 3430122, кл. 318 — 203, 1969.

Редактор Ю. Челюканов

Составитель В. Боев

Техред А. Камышннкова

Корректор А, Галахова

Заказ 189/18 Изд. Ко 217 Тираж 865 Подписное

НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2