Способ определения составляющей тормозного пути транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(72) Автор изобретении

Е. П. Воронов

Государственный Всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский технологический инс-.итут ремонта и эксплуатации машиннстракторного парка (71) Заквитель (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТАВЛЯЮШЕЙ ТОРМОЗНОГО

ПУТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение касается диагностирования тормозных систем транспортных средств, а нменно определения тормозного пути.

Известен способ определения составляюшей тормозного пути транспортного средства, зависяшей от времени срабаты- 5 вания тормозного привода, заключаюшийся в изменении начальной скорости торможения и времени срабатывания тормозного привода Я.

Однако этот способ не позволяет учнтывать один из таких важных факторов в процессе торможения, как режим включения тормозов, что вносит большие погpeurHocTH, достигаюшие около160%. Вво« дкмые поправочные коэффнциенты при рас- 1 чете также не приводят к снижению этих погрешностей при разных начальных скоростях торможения.

11елью изобретения является повышение точности определения составляюшей . 26 тормозного пути.

Указанная цель достигается тем, что измеряют скорость перемешения педали

2 и время ее нарастания и убывания н определяют составляющую тормозного ути по формуле: о

З ьср (1-Х где Sr<> - состав ляюшая тормозного пути, V — начальная скорость торможения, ср - время срабатывания тормозного привода без учета режима включе» ния тормозов, — коэффициент, равный отношению времени нарастания ко времени убывания скорости перемешеция педали.

В рабочих органах тормозных систем транспортных средств при торможении различают две стадии — динамическую и статическую. В динамической стадии происходит нарастание давления до максимального значения и увеличение тормозной силы на колесах. В статической стадии в рабочих органах действуют постоянные установившиеся давление и соотr С "

5581

I «C; 4 > 3 65 ношение сил на колесах. Нинамическая стадия процесса характеризуется переменными тормозными силами, развиваемыми на колесах. Отношение динамической и статической стадии процесса торможения в дорожных условиях зависит от режима включения и может быть определено по скорости перемешения педали, нарастанию усилия на ней и нарастанию давления в приводе тормозов, статическая стадия которых определяется полной остановкой транспортного cpegcT ва или блокировкой колес. Чем выше темп включения тормозов, тем меньше время срабатывания tqp и наоборот.

0ля того, чтобы учесть этот фактор, необходимо время срабатывания умножить на коэффициент формы импульса, характеризуюший скорость перемещения педали Х,, равный отношению времени нарастания ко времени спадания импульса, т. е.

tcp =tcp(f Õ. 3, где р- время срабатывания привода без учета режима.

Лля реализации способа разгоняют несколько раз автомобиль до какой либо начальной скорости торможения и при изменении скорости перемещения педали производят торможение, При котором одновременно на диаграмме время-тормозной путь" записывают скорость перемещения педали. Так например, тормозной путь при начальной скорости торможения Чп =

30 км/ч автомобиля ЗИЛ-130, определяемый указанным способом, изменяется„в два раза и составляет при минимальном темпе включения тормозов 3,0 м, а прн максимальном темпе-1,5 м. Нормативное значение тормозного пути соответсч

4 вует среднему темпу включения тормозов, равному 0,3-0,4 м/с, а не "аварийному", как принято нормативными документами

ЕЭК ООН.

5 Применение предложенного способа позволяет в два раза повысить точность определения тормозного пути за время срабатывания тормозного привола.

Формула изобретения

Способ определения составляюшей тормозного пути, транспортного средства, зависяшей от времени срабатывания тормозного привода, заключаюшийся в измерении начальной скорости торможения и времени срабатывания тормозного привода, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью повышения точности определения составляюшей тормозного пути, измеряют скорость перемешения педали и время ее нарастания и убывания и определяют сос- тавляюшую тормозного пути по формуле:

25 ср Э и Р И-Х ), t где $Фср - составляюшая тормозного пути, V< - начальная скорость торможезй ния, т

tc,p- время срабатывания тормозного привода без учета режима включения тормозов, Х» — коэффициент, равный отношению времени нарастания ко времени убывания скорости перемешения педали.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Бухарин Н. А. Тормозные системы автомобилей. М., Машгиз, 1950. с. 38.

Составитель С. Макаров

Редактор И. Марховская Техред А. Богдан Корректор Q. М.льннчнко

Заказ 1436/13 Тираж 803 Подписное

Ш1ИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35> Раушская наб„д, 4/5

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4