Цилиндровое моторное масло
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Pf":..г 1
ЬР. тюк
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Сеюз Советскхк
Сфцианнстичесиии рвспубпик
< ц 655717
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
{sl) дополнительное к авт. свнд-ву
{2 ) Заявлено 061 2,76 { 1) 2426195/23-04 (51) N. Кл.
С 10 М 1/38
С 10 М 1/40
С 10 И 1/50 с присоединением заявки J4
Государственный комитет
СССР но делам изобретений и открытий
{23) Приоритет
Опубликовано 050479. Бюллетень И 13
{53) УДК
621.892.8 (088. 8) Дата опубликования описания 050479
А.D..Äåðÿáèí, О.Н.Добровольская, Л.Г.Гинзбург, Д.N.Федоров, О.Л.Лосев, З.Б.Бережанский, Т.A.Рогачевская
В.Ф.Большаков, Т.А.Ренская, M.A.Çèëüáåðøòeéí, О.С. Цветков, В.Н.Спирова, В. И.Шестопалов и Г.Ф.Свищев
{72) Авторы изобретения
{7!) Заявитель (5 4 ) ЦИЛИНДРОВОЕ NOTOPHOK МАСЛО
2-10
Изобретение относится к нефтехимии и касается состава цилиндровых моторных масел, в частности состава масел для крейцкопфных дизелей.
Известны моторные масла (М-16Е) на основе минерального масла, содержащие многозольный алкилсалицилат кальция, дииэопропилксантат этилена (1).
Известно также цилиндровое моторное масло (М-16Е-ЗО, М-16-60) на основе минерального масла, содержащее высокощелочной сульфонат кальция, алкилфенолят кальция и диизопропилксантат этилена (2).
Однако известные масла полностью не удовлетворяют требованиям крейцкопфных дизелей при работе их на тяжелом сернистом и малосернистом топливе. В дизелях имеет место повышенное нагаро- и шламообраэование.
При работе дизелей на малосернистом топливе наблюдается повышенный абразивный износ.
Белью изобретения является повы- кб шение эксплуатационных свойств масла, а именно улучшение моющих и прот@воиэносных свойств масла.
Поставленная цель достигается тем, что минеральное масло, содержащее высокощелочной сульфонат кальция и диизопропилк сант ат этилена, дополнит ельно содержит среднещелочной сульфонат кальция со щелочностью 70-150 мг КОН/г и полиметилсилоксан при следующем соотношении компонентов, вес. Ъ:
Высокощелочной сульфонат кальция 3-2 О
Ср едн ещелочной сульфонат кальция со щелочностью
70-150 мг КОН/г
Диизопропилксантат этилена 0,5-1,0
Полиметилсилоксан О, 001-С, 005
Иинеральное масло До 100
Оптимальная щелочность высокощелочного сульфоната кальция 250-320 мг
КОН/r.
На установке ПЗВ прн повышенвой температуре и на установке Питтер-W-1 проводят испытания различных масел: высокощелочного М-16ЕВ, содержащего 16% многоэольного высокощелочного сульфоната кальция со щелочностью
300 мг КОН/r, 8% среднещелочного сульфоната кальция со щелочностью 150 мг
КОН/г, 0,5Ъ диизопропилксантата этилена и О,ООЗЪ полиметилсилоксана,np çä655717
Испытуемое ма
В язкост к инематическая при
1 ООеС сСт щелоч ность мг КО
/r орровина в рибое ДКо ГОС
050275 ющие ойст на тавке в, лл* з нос омплекрозион износ адышей нцов ис бронмг мокщие свойства, балл** а поршев ых олец, мг
ДС-16 с 20% высокощелочного сульфоната кальция со щелочностью 300 мг
КОН/г
Масло ДС-16 с
40% среднещелочного сульфоната кальция со щелочностью 150 мг
КОН/г
М-1 6ЕВ
60
7.
6Р
84,0 36
16+1
Ото утств ие
То же! 78
63,2 90
25, О 201
1 6+1
М-16Е60
Шелл Алексия-40
868
24,0 22
13, "назначенного для применения в качестве цилиндрового масла при работе на высокосернистом тяжелом топливе; малощелочного М-16EN, содержащего
5% многозольного высокощелочного сульфоната кальция со щелочностью 300 мг
КОН/r, 3% среднещелочного сульфоната 8 кальция со щелочностью 150 мг КОН/г, 0,5% дииэопропилксантата этилена и
О, 003 Ъ полиметилсилоксана, преднаэ наченного для применения в качестве цилиндрового масла при работе на мало- 10 ,сернистом топливе;
М-16F.-60, содержащего масло ДС-16 с 22% высокощелочного сульфоната кальция, 8Ъ алкилфенолята кальция и 0,5Ъ д низ оп роп илк са нта та эт иле на; 15
Шелл Алексия - 40 - цилиндрового высокощелочного масла для крейцкопфных дизелей фирмы Шелл при работе на высокосернистом тяжелом топлив е;
Шелл Алексия Д вЂ” цилиндрового ма20 лощелочного масла для крейцкопфных дизелей Фирмы Шелл при работе на малосернистом легком топливе.
Во всех опытах моющие свойства оопределяют по 100-бальной шкале.
Как видна из таблицы, масло N-16ЕВ обладает лучшими моющими свойствами, чем известные масла.
Масло М-16ЕМ по своим свойствам превосходит масло Шелл Алексия д, ЗО предназначенное, как и масло N-1 6ЕМ, для крейцкопфних дизелей при работе на малосернистом топливе и применяемое на судах морского флота.
Применение высокощелочных масел 35 (высокозольных) вызывает повышенный абразивный износ. при работе на малосернистом топливе, а применение малощелочных масел. вызывает повышенныь коррозионный износ при работе на высокосернистом топливе.
Введение в масло, предназначенное для работы на высокосернистом топливе, только высокощелочного сульфоната кальция не позволяет получить цилиндровые масла с необходимыми моющими свойствами, а введение только среднещелочного сульфоната кальция экономически нецелесообразно, так как среднещелочного сульфоната со щелочностью 70-150 мг КОН/г для достижения щелочности масла 60 мг КОН/г надо добавлять 40-85% (см. таблицу) °
Введение в масло, предназначенное для работы на малосернистом топливе, одного из сульфонатов (высокощелочного или среднещелочного) кальция не позволяет получить масла с необходимыми моющими свойствами (см. таблицу) .
Одновременное введение в масло многозольного высокощелочного сульфоната кальция со щелочностью 250-320 мг
КОН/г и сред нещелоч ного с ульф оката кальция со щелочностью 70-150 мг K0H/г позволяет получить масла с высокими моющими свойствами (эа счет сульфоната со щелочностью 70-150 мг КОН/г) .
Высокие нейтрализующие свойства достигаются за счет введения высокоцелочного сульфоната кальция со щелочностью 250-320 мг KOH/ã.Ïðè этом об е сп ечи в ает с я воз можн о ст ь пол учен и я масел с различной щелочностью и з ольностью из одних и тех же компонентов, необходимых для применения при работе двигателей на топливах с различным содержанием серы.
Испытания на установке
Питтер-W-1
655717
Продолжение таблицы
Вязкост кинематическая при
100 С, сСт
Испытуемое масло
Масло ДС-16 с 5Ъ высокощелочного сульфоната кальция
Масло ДС-16 с
12% среднещелочиого сульфоната кальция
М-1 6ЕМ
16
77,3 30
18
71
Отсутствие
1,2
1 6+1
53,0 74
Яиизоп ропилксантат этилена
Пол имет илс илокса н
Минеральное масло
О, 5-1,0
О, 001-0, 005
До 100
Составитель Л, Иванова
Техред И.Асталош Корректор Е.Папп
Редактор Т. Шарга«ова
Заказ I 456/20 Тираж 608 Подп ис ное
ППИИПИ Государственного комитета СССР по лелам изобретений и открытий
11 303 >, Москва, 3 -35, Раушская наб., д. 4/5
". илиад HIIII Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Шелл Алексия Д 20 7
+ Лучший результат 0 баллов * Лучший результат 100 баллов.
Формула изобретения
1. 11илиндровое моторное масло на основе минерального масла с добавлением высокощелоч ного сульфоната каль ция и диизопропилк антата этилена,о т л и-30 чающе е с я тем, что, с целью повышения эксплуатационных свойств масла, оно дополнительно содержит среднещелочной сульфонат кальция со щелочностью 70-150 мг KOH/г и полиметил- З6 силоксан при следующем соотношении компонентов, вес. Ъ:
Высокощелоч ной сульфонат кальция 3 — 20
Среднещелочной суль- 40 фонат кальция со щелоч иост ью
70-150 мг КОП/г 2-1 0
2. Часлопоп. 1, о т л ич а ющ е- е с я тем, что содержит высокощелочной сульфонат кальция со щелочностью 250-320 мг КОН/г.
Источники информации, принятые во внимание,при экспертизе
1. Авторское свидетельство
8 161848, кл. С 10 М 1/38, 1964.
2. Авторское свидетельство
М 268582 кл. С 10 M 1/08 1970.