Цилиндровое моторное масло

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Pf":..г 1

ЬР. тюк

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Сеюз Советскхк

Сфцианнстичесиии рвспубпик

< ц 655717

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

{sl) дополнительное к авт. свнд-ву

{2 ) Заявлено 061 2,76 { 1) 2426195/23-04 (51) N. Кл.

С 10 М 1/38

С 10 М 1/40

С 10 И 1/50 с присоединением заявки J4

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий

{23) Приоритет

Опубликовано 050479. Бюллетень И 13

{53) УДК

621.892.8 (088. 8) Дата опубликования описания 050479

А.D..Äåðÿáèí, О.Н.Добровольская, Л.Г.Гинзбург, Д.N.Федоров, О.Л.Лосев, З.Б.Бережанский, Т.A.Рогачевская

В.Ф.Большаков, Т.А.Ренская, M.A.Çèëüáåðøòeéí, О.С. Цветков, В.Н.Спирова, В. И.Шестопалов и Г.Ф.Свищев

{72) Авторы изобретения

{7!) Заявитель (5 4 ) ЦИЛИНДРОВОЕ NOTOPHOK МАСЛО

2-10

Изобретение относится к нефтехимии и касается состава цилиндровых моторных масел, в частности состава масел для крейцкопфных дизелей.

Известны моторные масла (М-16Е) на основе минерального масла, содержащие многозольный алкилсалицилат кальция, дииэопропилксантат этилена (1).

Известно также цилиндровое моторное масло (М-16Е-ЗО, М-16-60) на основе минерального масла, содержащее высокощелочной сульфонат кальция, алкилфенолят кальция и диизопропилксантат этилена (2).

Однако известные масла полностью не удовлетворяют требованиям крейцкопфных дизелей при работе их на тяжелом сернистом и малосернистом топливе. В дизелях имеет место повышенное нагаро- и шламообраэование.

При работе дизелей на малосернистом топливе наблюдается повышенный абразивный износ.

Белью изобретения является повы- кб шение эксплуатационных свойств масла, а именно улучшение моющих и прот@воиэносных свойств масла.

Поставленная цель достигается тем, что минеральное масло, содержащее высокощелочной сульфонат кальция и диизопропилк сант ат этилена, дополнит ельно содержит среднещелочной сульфонат кальция со щелочностью 70-150 мг КОН/г и полиметилсилоксан при следующем соотношении компонентов, вес. Ъ:

Высокощелочной сульфонат кальция 3-2 О

Ср едн ещелочной сульфонат кальция со щелочностью

70-150 мг КОН/г

Диизопропилксантат этилена 0,5-1,0

Полиметилсилоксан О, 001-С, 005

Иинеральное масло До 100

Оптимальная щелочность высокощелочного сульфоната кальция 250-320 мг

КОН/r.

На установке ПЗВ прн повышенвой температуре и на установке Питтер-W-1 проводят испытания различных масел: высокощелочного М-16ЕВ, содержащего 16% многоэольного высокощелочного сульфоната кальция со щелочностью

300 мг КОН/r, 8% среднещелочного сульфоната кальция со щелочностью 150 мг

КОН/г, 0,5Ъ диизопропилксантата этилена и О,ООЗЪ полиметилсилоксана,np çä655717

Испытуемое ма

В язкост к инематическая при

1 ООеС сСт щелоч ность мг КО

/r орровина в рибое ДКо ГОС

050275 ющие ойст на тавке в, лл* з нос омплекрозион износ адышей нцов ис бронмг мокщие свойства, балл** а поршев ых олец, мг

ДС-16 с 20% высокощелочного сульфоната кальция со щелочностью 300 мг

КОН/г

Масло ДС-16 с

40% среднещелочного сульфоната кальция со щелочностью 150 мг

КОН/г

М-1 6ЕВ

60

7.

84,0 36

16+1

Ото утств ие

То же! 78

63,2 90

25, О 201

1 6+1

М-16Е60

Шелл Алексия-40

868

24,0 22

13, "назначенного для применения в качестве цилиндрового масла при работе на высокосернистом тяжелом топливе; малощелочного М-16EN, содержащего

5% многозольного высокощелочного сульфоната кальция со щелочностью 300 мг

КОН/r, 3% среднещелочного сульфоната 8 кальция со щелочностью 150 мг КОН/г, 0,5% дииэопропилксантата этилена и

О, 003 Ъ полиметилсилоксана, преднаэ наченного для применения в качестве цилиндрового масла при работе на мало- 10 ,сернистом топливе;

М-16F.-60, содержащего масло ДС-16 с 22% высокощелочного сульфоната кальция, 8Ъ алкилфенолята кальция и 0,5Ъ д низ оп роп илк са нта та эт иле на; 15

Шелл Алексия - 40 - цилиндрового высокощелочного масла для крейцкопфных дизелей фирмы Шелл при работе на высокосернистом тяжелом топлив е;

Шелл Алексия Д вЂ” цилиндрового ма20 лощелочного масла для крейцкопфных дизелей Фирмы Шелл при работе на малосернистом легком топливе.

Во всех опытах моющие свойства оопределяют по 100-бальной шкале.

Как видна из таблицы, масло N-16ЕВ обладает лучшими моющими свойствами, чем известные масла.

Масло М-16ЕМ по своим свойствам превосходит масло Шелл Алексия д, ЗО предназначенное, как и масло N-1 6ЕМ, для крейцкопфних дизелей при работе на малосернистом топливе и применяемое на судах морского флота.

Применение высокощелочных масел 35 (высокозольных) вызывает повышенный абразивный износ. при работе на малосернистом топливе, а применение малощелочных масел. вызывает повышенныь коррозионный износ при работе на высокосернистом топливе.

Введение в масло, предназначенное для работы на высокосернистом топливе, только высокощелочного сульфоната кальция не позволяет получить цилиндровые масла с необходимыми моющими свойствами, а введение только среднещелочного сульфоната кальция экономически нецелесообразно, так как среднещелочного сульфоната со щелочностью 70-150 мг КОН/г для достижения щелочности масла 60 мг КОН/г надо добавлять 40-85% (см. таблицу) °

Введение в масло, предназначенное для работы на малосернистом топливе, одного из сульфонатов (высокощелочного или среднещелочного) кальция не позволяет получить масла с необходимыми моющими свойствами (см. таблицу) .

Одновременное введение в масло многозольного высокощелочного сульфоната кальция со щелочностью 250-320 мг

КОН/г и сред нещелоч ного с ульф оката кальция со щелочностью 70-150 мг K0H/г позволяет получить масла с высокими моющими свойствами (эа счет сульфоната со щелочностью 70-150 мг КОН/г) .

Высокие нейтрализующие свойства достигаются за счет введения высокоцелочного сульфоната кальция со щелочностью 250-320 мг KOH/ã.Ïðè этом об е сп ечи в ает с я воз можн о ст ь пол учен и я масел с различной щелочностью и з ольностью из одних и тех же компонентов, необходимых для применения при работе двигателей на топливах с различным содержанием серы.

Испытания на установке

Питтер-W-1

655717

Продолжение таблицы

Вязкост кинематическая при

100 С, сСт

Испытуемое масло

Масло ДС-16 с 5Ъ высокощелочного сульфоната кальция

Масло ДС-16 с

12% среднещелочиого сульфоната кальция

М-1 6ЕМ

16

77,3 30

18

71

Отсутствие

1,2

1 6+1

53,0 74

Яиизоп ропилксантат этилена

Пол имет илс илокса н

Минеральное масло

О, 5-1,0

О, 001-0, 005

До 100

Составитель Л, Иванова

Техред И.Асталош Корректор Е.Папп

Редактор Т. Шарга«ова

Заказ I 456/20 Тираж 608 Подп ис ное

ППИИПИ Государственного комитета СССР по лелам изобретений и открытий

11 303 >, Москва, 3 -35, Раушская наб., д. 4/5

". илиад HIIII Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Шелл Алексия Д 20 7

+ Лучший результат 0 баллов * Лучший результат 100 баллов.

Формула изобретения

1. 11илиндровое моторное масло на основе минерального масла с добавлением высокощелоч ного сульфоната каль ция и диизопропилк антата этилена,о т л и-30 чающе е с я тем, что, с целью повышения эксплуатационных свойств масла, оно дополнительно содержит среднещелочной сульфонат кальция со щелочностью 70-150 мг KOH/г и полиметил- З6 силоксан при следующем соотношении компонентов, вес. Ъ:

Высокощелоч ной сульфонат кальция 3 — 20

Среднещелочной суль- 40 фонат кальция со щелоч иост ью

70-150 мг КОП/г 2-1 0

2. Часлопоп. 1, о т л ич а ющ е- е с я тем, что содержит высокощелочной сульфонат кальция со щелочностью 250-320 мг КОН/г.

Источники информации, принятые во внимание,при экспертизе

1. Авторское свидетельство

8 161848, кл. С 10 М 1/38, 1964.

2. Авторское свидетельство

М 268582 кл. С 10 M 1/08 1970.