Устройство аварийной сигнализации запыленности воздуха на входе в двигатель внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОЛИ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Соввтскмх
Соцмалмстмчеакмх
Республик 655936
И АВТОРСКОМУ СВНДеоТБДЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свил-ву(22) Заявлено 17. 12.76 (2I) 2429935/18 25 с присоединением заявки _#_ (23) Приоритет
Опубликовано 05.04.79.Бюллетень № 13
Дата опубликования описания 08.04.79 (5l) М. Кл.
Я 01 Й 15/00
Государстоеииый комитет
СССР оо делам изобретеиий и открытий (53) УДК 539.18 (088. 8) Б. H. Савицкий, Г. С. Насонов, 3. Б. Набиев, А. 3. Хусид, Д. И. Вельский и Б. И. Васильев (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО АВАРИЙНОЙ СИГНАЛИЗАИИИ
ЗАПЫЛЕННОСТИ ВОЗДУХА HA ВХОДЕ
В ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Изобретение относится к аппаратуре сигнализации аварийных режимов работы транспортных двигателей внутреннего сгорания (ДВС), например, тракторов, автомобилей, дорожных машин и т.п.
Известны устройства сигнализации запыленности воздуха с помошью датчиков
Ави и Рейнера, содержаших фильтр, установленный в потоке запыленного воздуха, и чувствительный манометр, основанные на измерении сопротивления фильтра, воз- о растаюшего пропорционально поглошенной пыли.
Эти устройства имеют сушественный недостаток - низкую точность измерения из-за зависимости перепада давления от скоростного режима и в связи с изменением сопротивления фильтра не только от абразивных частиц пыли, но и от неабраэивных частиц, содержашихся в воздухе.
Известны также устройства сигнапиэа.20 ции запыленности воздуха, основанные на трибоэлектрическом способе периодическо»го или непрерывного измерения количест» ва пыли, поступаюшего с впускным воздухом (отдача заряда специальному приемнику електризуюшимися во время движения частицами пыли) °
Эти устройства также не обладают достаточной точностью из-за зависимости показаний от скорости потока, дисперсности и химического состава пыли.
Наиболее близким техническим решением является устройство для измерения количества твердых частиц в газовом потоке, содержашее рабочий резистор (дат чик) и измерительное устройство.
Недостатком укаэанного устройства является его невысокая точность, из-эа нелинейного относительно временных интервалов работы изменения електросопротивления рабочего резистора в процессе его износа абразивными частицами пы ли, а также нэ-йа наличия второго - компенсационного слоя резистора.
Поатому для повышения точности измерений необходимо производить последовательный отсчет показаний датчика-резист 655936 ра за короткий интервал времени с большой точностью, что влечет за собой создание сложной вторичной (преобразующей аппаратуры сигнализации непригодной для транспортных объектов.
Г!ель предлагаемого изобретения - повышение точности контроля.
Йля этого измерительное устройство выполнено в виде последовательно включенных блока нормирования и цифрового преобразователя сигнала рабочего резис-тора, программного устройства, два выхода которого подключены к входам вычислительного устройства, выход которого подключен к блоку сравнения, на второй вход которого подключен сигнал блока эталонного резистора.,Причем один из выходов блока сравнения подключен к сигнализируюшему устройству, а второй на один из входов программного устройства, Вычислительное устройство выполнено в виде параллельно включенных счетчиков, один из которых реверсивный, причем выходы счетчиков подключены к блоку деления, а входы счетчиков подключены к выходам программного устройства. Блок еегалонного резистора выдает сигнал, пропорциональный заданному эталонному отношению изменения электросопротивпения за один период опроса к номинальному значению алектросопротивления резистора.
Сушность предлагаемого изобретения заключается в том, что в измерительном устройстве аппаратуры аварийной сигнализации производится операция деления изменения величины сопротивления рабочего датчика-резистора за заданный интервал работы двигателя на сопротивление атого резистора и сравнение полученного значения с заданным аналогичным аталонным отношением, при превышении которого срабатывает сигнализируюшее устройство. Таким образом, сигнализатор срабатывает при следующем соотношении или ()где Я и Я - значение сопротивления ра2 бочего датчика-резистора в начальный и конечный период каждого опроса;
-рТ- заданный сигнал блока эталонного. резистора (заданное эталонное отношение изменения электросопротивления за один период опроса к номинальному значению алектросопротивления резистора).
На чертеже представлена структурная схема предлагаемого устройства аварийной сигнализации запыленности воздуха на входе в двигатель внутреннего сгорания.
Схема содержит рабочий резистор 1, блок 2 нормирования и цифрового преобразования сигнала рабочего резистора, программное устройство 3, вычислитель о ное устройство 4, на вход которого подключен сигнал 5 от программного устройства, подводимый к счетчику б и к одному иэ входов реверсивного счетчика 7, ко второму входу которого подключен сигнал 8 or программного устройства, блок
9деления,,блок 10 сравнения, блок 11 эталонного резко-.ора, выходной канал 12 устройства сравнения, сигнализируюшее устройство 13 и выходной канал 14 уст
2О ройства сравнения.
В момент запуска ДВС включается питание всей схемы устройства аварийной сигнализации и сигнал, пропорциональный сопротивлению омического датчика - ра2Я бочего резистора 1 через блок 2 нормирования и цифрового в преобразования сигнала, подводится к программному устройству 3. Последнее служит для прохожде30 ния нормированных сигналов рабочего резистора 1 к вычислительному устройству
4 через определенные интервалы времени или определенное число оборотов двига.теля. За равные интервалы времени, осо35 бенно если они небольшие, внутрь QBC с воздухом попадает примерно одинаковое количество пыли, вызываюшее абразивный износ двигателя; Количество пыли„попавшей внутрь двигателя, в первом приближении пропорционально суммарному числу оборотов, Поэтому более целесообразно управление работой программного устройства 3 осушествлять от датчика суммарного числа оборотов двигателя.
ДЯ
Цифровой код пропорциональный соп«
t ротивлению рабочего резистора 1 в начальный момент времени через выход
5 программного устройства 3 заносится в счетчик 6 и на вход вычитания реверсивного счетчика 7, после чего выход 5 программного устройства 3 закрывается, На счетчике 7 запоминается код "-4 а на счетчике 6 - код "R . Через определенный интервал временй, или после наработки двигателем заданного суммарного числа оборотов программное устройство 3 открывает выход 8, и цифровой код величины сопротивления Гс рабочего резистора 1 заносится на вход сложения
655 >36
Б
Формула изобретения реверсивного счетчика 7. Таким образом, на реверсивном счетчике 7 фиксируется изменеиие величины сопротивления Р -R
2 1 рабочего резистора 1. Содержимое счетчиков 6 и 7 поступает в блок 9 деления, где вычисляется величина >2 Ra
Й
Полученное частное выдается в блок
10 сравнения, куда иэ устройства 11, содержшпего аталонный резистор, подводится значение аталонной величины (1у. т-Я
В случае, если значение пре % .! вьипает аталонную величину1 1 « от3 „ крывается выходной канал 12 блока 10 сравнения для срабатывания аварийного сигналиэируюшего устройства 13. 2-%
В случае, если окажется мень- 20
Rg ше, чем )эТ, откроется выходной канал
14 блока 10 сравнения, по сигналу которого программное устройство 3 и счетчики 6 и 7 вернутся в исходное состояние.
Йалее операция опроса рабочего реэисто- 2$ ра 1 устройства сигнализации начнется вновь.
Использование предлагаемого устройства не требует введения компенсационного сопротивления и при повышении точ- 30 ности контроля значительно упрошает схему вторичной аппаратуры, т.е. исключает мостовую схему включения рабочего резистора, требуюшую непрерывной балансировкн моста при изменяюшемся сопротивле п и рабочего резистора, включенного в одно иэ плеч люста.
1. Устройство аварийной сигнализации запылесп ости воздуха иа входе и двигатель внутреннего сгорания, содержашее рабочий резистор и измерительное устройство, о т л и ч а ю ш е е с я тел, что, с целью повышения точности контроля, измерительное устройство выполнено в виде последовательно вк почениых блока нормирования и цифрового Up806pÿçÎÂÿния сигнала рабочего резистора, программного устройства, два выхода которого
Подключены к входам вы-n;cv<èòåëüíîãñç устройства, выход которого подклю*-лен к блоку сравнения, иа второй вход которого подключен сигнал блока аталоиного резистора, причем адин иэ выходов блока сравнения подключен к сигиалиэнруюшем yc ollcTÂ!, а второй на Один иэ
Входов программиого уст1 ойcтва, 2. Устройство по и..l.. о т л и ч аю ш е е с я тем, что вычисиптельиое устройство выполнено р, виде параллельно включенных счетчиков, один иэ которых реверсивный, причем выходы ct!åò÷èêoâ подключены к блоку делеиия„а входы счетчиков подкгпочеиы к е ыходам пpoI pBм много устройстга.
Составитель B. Вошанкии
l еда ктор Б. !1авлов Техред 3. Фанта !сорректор 1;. 1!и.«и
Заказ 1502/ 32 Тираж 1089 Подписис.е
1111È11ПИ Государственного комитета CC(l по делам изобретений и открытий
1) 3i)3,, Москва, Ж-35, Раушская наб, д. -1/5
Филиал ill ll! !!атент", г. Ужгород, ул. Проектная,