Винтовой механизм

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Соввтскнх

Социалист ямских

Республик

ОПИСАНИЕ

И ОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<» 656959

l

/ в (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 19.03.76 (21) 2335834/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.

В 66 F 1/06

Гооударстввннв|й номнтвт

СССР оо двлвм иэабрвтвннй и открытий (53) УДК 621.876 (088.8) Опубликовано 15.04.79. Бюллетень № 14

Дата опубликования описания Я.О9 РУ (72) Автор изобретения Я. M Латышев (71) Заявитель (54) ВИНТОВОЛ МЕХА1-1ИЗМ

Изобретение относится к грузоподъемЙым механизмам.

Известен винтовой механизм, с помощью которого можно перемещать (поднимать и опускать) груз в пространстве, содержащий вращающийся грузовой винт, выдвижную трубку с грузовой гайкой на конце, перемещаемую внутри наружной трубы 111.

В этом винтовом механизме шпоночный паз выполнен на несушек груз выдвижной трубе, а шпонка закреплена на наружной трубе. При таком исполнении винтового механизма снижается прочность выдвижной трубы, так как она ослаблена шпоночным пазом, снижается точность фиксации трубы от поворота и увеличивается трение при ее перемещении, так как шпонка расположена близко к оси выдвижной трубы.

Наиболее близким к изобретению по своей технической сущности является винтовой механизм, содержащий, вращающийся от привода грузовой винт, выдвижную трубу с грузовой гайкой и с закрепленным на ней фиксируюшим устройством, наружную трубу с продольным пазом под шпонку, закрепленную на грузовой гайке (21.

Однако с помощью данного механизма нельзя обеспечить перемещение- груза по заданному радиусу окружности и одновременного его подъема или опускания на заданный уровень.

Целью изобретения является обеспечение перемещения груза по заданному радиусу окружности и одновременного его опускания или подъема на заданный уровень.

Указанная цель достигается тем, что фиксирующее устройство снабжено держателем груза, закрепленным на выдвижной трубе, а на наружной трубе выполнены сквозные продольные пазы под шпонку, расположенные с разными шагами, а между ними за., креплены подпружиненные снизу кулачки со скошенной торцовой гранью, при этом начало скоса грани на каждом кулачке совпадает с торцовой поверхностью наружной трубы между пазами и на верхней части наружной трубы выполнена цилиндрическая выточка с установленными в ней цилиндрической пружиной и резьбовой втулкой.

На фиг. 1 изображен винтовой механизм в продольном разрезе; на фиг. 2 -- разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — держатель

656959

3 груза с нылвижной трубой и с грузовой гайкой, вставленных в наружную трубу (гролольный разрез); на фиг. 4 — сечение Б — Б на фиг. 3; на фиг. 5 — развертка боковой поверхности части наружной трубы с пазами и с прикрепленными кулачками, а также с контактными группами для сигнализации и блокировки; на фиг. 6 — разрез  — В на фиг. 5.

Винтовой механизм для перемещения состоит иэ толстостенной наружной трубы 1, держателя 2 груза, вылвижной трубы 3 с грузовой гайкой, грузового винта 4 и при. вода 5. На стенке наружной трубы 1 выполнены три сквозных продольных паза 6, размещенных. равномерно по окружности.

На поверхности наружной трубы 1 с возможностью перемещения прикреплены два кулачка 7, каждый иэ которых с помощью пружины 8 кручения подпружинен снизу.

Торцовые части наружной трубы 1 между пазами расположены на разной высоте, а торцовая часть каждого кулачка 7 выполнена со скошенной гранью. Каждый кулачок 7 прикреплен к корпусу таким образом, что начало уклона скошенной грани совпадает с торцовой частью поверхности наружной трубы 1, на котором он прикреплен, а верхняя точка грани на кулачке располагается на одном уровне с соседней торцовой частью поверхности трубы.

В кажлом промежутке между йазами наружной трубы 1 прикреплены также контактные группы 9, предназначенные для электрической сигнализации и блокировки.

Каждая контактная группа 9 состоит из контактной пружины 10 и плоского контакта 1 с отогнуть|м концом. На конце каждой контактной пружины 10 прикреплен фиксатор 12 иэ фторопласта — 4,. вставленный свободно в прелусмотренные отверстия на трубе

Вылвижная труба 3 с груэовои гайкой выполнена в форме цилиндрического ползуна, наружный диаметр которого подогнан по трубе !. На вылвижной трубе с грузовой гайкой имеется продольный паз 13, кула заходит фиксатор 12 в рабочем положении держателя груза. Последний состоит из корпуса 14, который через выступ на его боковой поверхности, выполненный в форме призматической шпонки, крепится к выдвижной трубе с грузовой гайкой и благодаря этому может устанавливаться в фиксированном положении в любом из трех пазов трубы 1. .В корпус 14 вставлена цанга.!5 в рправке 16, которая установлена в упорном шарикоподшипнике 17 и хвостовой своей частью вставлена в подпружиненную втулку !8, установленную, в свою очередь, в цилиндрическую выточку корпуса !4.

На верхней части выдвижной трубы 3 с грузовой гайкой предусмотрена цилиндрическая выточка 9, куда вставлены цилинлрическая пружина 20 и резьбовая втулка 21, 4 навернутая на грузовой винт 4 и обеспечивающая под действием пружины 20 необходимый момент трения в винтовой паре.

Положение резьбовой втулки 21 в сборе с пружиной 20, вставленной в цилиндрическую выточку выдвижной трубы, фиксиру ется с помощью вкладыша 22.

Грузовой винт 4 в трубе 1 установлен в двух упорных шарикоподшипниках 23 и в подшипнике скольжения 24, размещенных в нижней части наружной трубы. Последняя о крепится через свой фланец к плате 25, прикрепленной, в свою очередь, через свои лапки к плите 26, на который устанавливается вакуумный колпак 27.

Через муфту или зубчатую передачу при-. вод 5 кинематически связан с грузовым вии. том 4 и состоит из вакуумногр ввода 28 вращения, конической зубчатой передачи 29, храповогб механизма 30 и моментной зубчатой муфты 31. Храповой механизм 30 предназначен для блокировки положения держа2е теля груза в первоначальный момент времени, когда он переведен на одну из рабочих позиций. Храповый механизм состоит из электромагнита 32, собачки 33, храпового колеса 34, пружины растяжения 35 и плоской пружины 36. На храповом колесе 34 крепит>> ся полумуфта 37, соединенная с моментной зубчатой полумуфтой 31 через полумуфту 38.

Моментная муфта 31 предназначена для и1сключения поломки механизма при перезо грузках и обеспечения необходимого усилия прижима объекта, закрепленного в держателе, в нижнем опущенном его положении.

Моментрая муфта 31 состоит из вала 39, на котором на шпонке установлена подпружиненная пружиной 40 зубчатая полумуфта 41. Другая зубчатая полумуфта 42 креи пится к валу 43, который может соединяться через муфту с электродвигателем и редуктором (на чертеже не показаны) — при автоматическом управлении механизмом, или к нему крепится рукоятка 44 (как позо казано на чертеже) — при ручном управлении механизмом.

Винтовой механизм работает следующим образом.

При вращении рукоятки 44 по часовой стрелке через коническую передачу 29 и ва4> куумный ввод вращения 28 передается на грузовой винт 4, который при этом начинает вращаться против часовой стрелки, если смотреть на него сверху. Держатель груза 2, находящийся в исходном нижнем пов ложении в пазу наружной трубы l на одной из позиций, из-за применения в винтовой паре резьбы левого направления начинает перемещаться вверх до тех пор, пока боковой выступ на его корпусе не выйдет из паза.

При дальнейшем повороте рукоятки 44 выдвижная труба с грузовой гайкой 3 из-за наличия трения в винтовой паре, обеспечиваемой пружиной 20, поджатой с помощью

656959 резьбовой втулки 21, начинает поворачиваться и торец бокового выступа на держателе объекта наезжает на скошенную грань кулачка 7 и перемещает его вниз. Поворо1 держателя объекта происходит до тех пор, пока выступ на его поверхности не упрется на стенку соседнего паза и пока кулачок 7 под действием пружины кручения. 8 не переместится в исходное положение вверх. Одновременно фиксатор 12 контактной группы заходит в продольный паз 13 выдвижной трубы с грузовой гайкой и включает электромагнит 32 храпового механизма и сигнальную лампу (на чертеже не показана). Собачка 33 вступает в зацепление с храповым колесом 34 и вращение грузового винта 4 прекращается, так как -происходит пробуксовка моментной зубчатой муфты 31.

При вращении рукоятки 44 против часовой стрелки храповое колесо, сцепленное с собачкой 33, не препятствует вращению конической зубчатой передачи 29 и грузовой винт 4 вращается в обратную сторону, а выдвижная труба 3 с грузовой гайкой вместе с грузом, закрепленным в держателе, перемещается вниз; происходит пробуксовка моментной зубчатой муфты 31.

При подъеме держателя 2 груза снова в верхнее положение электромагнит 32 от:ключается и включается только тогда, когда начинает происходить поворот держателя груза из одной позиции в другую. Последовательный поворот держателя 2 груза на все имеющиеся позиции и опускание и подъем его в этих позициях можно производить ,до тех пор, пока боковая поверхность на его выступе не упрется на стенку промежутка между пазами, имеющую на наружной трубе наибольшую высоту, на котором отсутствует кулачок 7.

Для повторного последовательного перемещения держателя груза снова на все имеющиеся позиции и опускания и подъема его в этих позициях он вращением рукоятки 44 против часовой стрелки возвращается в исходное первоначальное положение и процесс перемещения повторяется.

Такое исполнение предложенного механизма обладает следующими цреимуществами: во-первых, упрощается ручное управление сложным перемещением объекта, таК как перемещение его из одной позиции в другую и опускание н подъем .его на каждой позиции обеспечивается от одного привода

3 при простом вращательном движении — в левую или в правую сторону; во-вторых, упрощается процесс автоматизированного управления перемещением, так как он,> мо>кет производиться по заданной программе от простых электрических сигналов; в-тре16 тьих, упрощается конструкция и повышается надежность работы механизма, так как винтовой мехаш>зм, как показал опыт работы, прост в изготовлении и надежен в работе.

Формула изобретения

Винтовой механизм, содержащий вращающийся от привода грузовой винт, выд20 ви>кную трубу с грузовой гайкой и с закрепленным на пей фиксирующим устройством, наружную трубу с продольным пазом под шпонку, закрепленнук> на грузовой гайке, отличающийся тем, что, с целью обеспечения перемещения груза по заданному радиусу окружности и одновременного его подъема или опускания на заданный уровень, фиксирующее устройство снабжено держателем груза, закрепленным на выдвижной трубе, а на наружной трубе выполнены сквоэзр пые продольные пазы под шпонку, располо>кенные с разными шагами, а между ними закреплены подпружиненные снизу кулачки со скошенной торцовой гранью, при этом начало скоса грани на каждом кулачке совпадает с торцовой поверхностью наружной трубы ме>кду пазами и на ве1>хней части наружной трубы выполнена цилиндрическая выточка с установленными в ней цилиндрической пружиной и резьбовой втулкой.

Источники информации, принятые во BHH р мание прн экспертизе ! . Артоболевский И. И. Механизмы в современной технике, том. 1f, M., 1971, рис, 2279, с. 989.

2. Авторское свидетельство СССР № 421618, кл. Б 66 F !/06, 1971.

656959 б - 6

Фие.о

Рие. е

Составитель И. Генералова

Техред О. Луговая Корректор С. Шекмар

Тираж 991 Подписное

Редактор Н. Коган

Заказ 1723/22

I il iИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

I! 3035, Москва, Ж-35, Раушская иаб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», 1. Ужгород, ул. Проектная, 4