Шатун двигателя внутреннего сгорания со спаренными цилиндрами
Иллюстрации
Показать всеРеферат
С"-)оз Советских
Социалистических
Рбсг)облик
ОП ИСАНИЕ!
ИЗОБРЕТЕНИЯ
657>89
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6I) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) ЗаявленоОЗЛ77 (21) 2438895/25-27 с присо(.динснием заявки )((" -— (23) Приоритет— (51) М. Кл. -
F 16 С 7/02
Государственный комитет ссср
Ilo делам изооретеннй и открытий
Опубликовано 15.04.79 Бюллетень № 14
Дата опубликования описания ) с). ОФ. F9 (53) УДК 621.837 (088.8) (72) Авторы изобретения
B. М. Кушчль и А И Костин (71) Заявитель
Ленинградский институт авиационного приборостроения (54) ШАТУН ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
СО СПАРЕННЪ|МИ ЦИЛИНДРАМИ
Изобретение относится к области машиностро«ния, в частности, к двигателям внутреннего сгорания со спаренными и совместно работающими цилиндрами.
Известен шатун, содержащий неразъемную кривошипную головку (!).
Недостатком этой конструкции является трудоемкая сборка при изготовлении и ремонте шатунно-поршневой группы.
Известен также шатун, содержащий разъемную кривошипную головку, ОТ1 åìíûé стержень, прицепной шатун, палец и соединяю гцие их шпильки (2) .
Недостатком этой конструкции является ее недостаточная эксплуатационная надежность вследствие неудовлетворительной жесткости кривошипной головки и сложности ее сборки из-за наличия неравномерно затягиваемых шпилек, установленных в труднодоступных местах.
Целью изобретения является повышснис надежности шатуна за счет увеличения жесткости кривошипной головки, а также упрощения сборхтт при изготовлении и 1)«vottTe.
Эта цель достигается тем, что в шатуне двигателя внутреннего сгорания со (пар«нными Illtлиндрамн, «од(ржи ш«го разъемнуlo
t(1)I1BolllIIflIl3 I0 Г010BI(x, сос. тоя!и) к) itç в«рхи«й It нижней частей, главный IIIIITóll «
oTI«мным стержнем, прицепи(>й )н()туll с п)ц>ушиной шпильки и иал«ц разм«ш Ill!hilt в проушине, отъем ный стержень ич««1 хв<)« товик, выполненный в Btl T««(!(.дннс нных конусным переходннкох), 1ы. цилнндри )сс llx носато IIII>lx участков, располож(I!Ill>х в огBE Р«TIIBx. Ko t o 1) hi(Hi>l t!o I ll(Ii >>i в )(1> >)!«».1, !, )н > )!
I О,!ottt(« II >испо.10жс нhi (). (Ilo )!3 ii)!х IIO, III>)
СтЬК> Н Н!. Р !!с и Чаетп, а ВТОРОЕ и o(>«И . частях кривошипной голс>вкн, при этом в верхней части кривошипной головки выполнено цилиндрическое ложе для разм«III(ния пальца, а с>бе части кривоши пион i ()".10Bhll отъемный стержень и пал«ц «оеди!ц ны двумя шпильками.
На фиг. 1 представл«н общий вид пр«1лагаемого шатуна на фиг. 2 — со«днн ifH(.
> пальца с приц«пным шатуном, Illflll1I I(oé сопряжение пальца с верxtt«é пол н и!!(>й крii—
20 вошипной !.01»BI lt: на фп .. 3 — разр«з А-А фиг. 2.
Шатун двигателя внутреннего сгорания со cf1E>I)(иными цилиндрамп со )ерж)!т глав - 5/189 ный шатун с отъемным стержнем 1, верхней
2 и нижней 3 частями разъемной кривошипной головки, прицепной шатун 4, палец 5, две шпильки 6, две гайки 7 и штифт 8. Стержень
1 и меет хвостов и к 9.
Соосные посадочные участки 10 и 11 последнего расположены в центрирующих отверстиях кривошипной головки. Над посадочными участками расположен бурт, которым отъемный стержень опирается на верхнюю часть 2 кривошипной головки. Палец 5 введен в проушину прицепного шатуна 4 и 1о сопряжен с цилиндрическим ложем»В» на головке 2.
Жесткое соединение частей головки 2 и
3 пальца 5 и бтъемного стержня выполнено с помощью шпилек 6, ввинченных соответственно в палец в отъемный стержень. На свободные концы шпилек 6 навинчены гайки
7. Фиксация отъемного стержня от поворота осуществлена штифтом 8. Точность взаимного положения обеих половин кривошипной головки достигается нижним посадочным участком хвостовика. Последний вместе с верхним посадочным участком воспринимает и передает на кривошипную головку изгибак)щие моменты, действующие на главный шатун.
При разборке шатунно-поршневой группы отвинчивают гайки ?, удаляя прицепной шатун 4 с пальцем 5 или отъемный стержень).
По соавнению с шатунами известной конст- зо рукции предлагаемый шатун показал повышенную надежность в работе, жесткость конструкции, возможность легкой сборки и разборки.
Формула изобретения
Шатун двигателя внутреннего сгорания со спаренными цилиндрами, содержащий разъемную кривошипную головку, состоящую из верхней и нижней частей, главный шатун с отъемным стержнем, прицепной шатун с проушиной, шпильки и палЕц, размещенный в проушине отличающийся тем, что с целью повышения его надежности путем увеличения жесткости кривошипной головки, а также упрощение сборки при изготовлении и ремонте, отъемный стержень имеет хвостовик, выполненный в виде соединенных конусным переходником двух пилиндрических посадочных участков, расположенных в отверстиях, которые выполнены в кривошипной головке и расположены одно из них полностью в верхней части, а второе— в обеих частях кривошипной головки, при этом в верхней части кривошипной головки выполнено цилиндрическое ложе для размещения пальца, а обе части крпвошипной головки, отъемный стержень и палец соединены двумя шпильками.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе !. Авторское свидетельство СССР № !28231, кл. F !6 С 7/02, 1958.
2. Авторское свидетельство С СС P № 199564, кл. b 16 С 7/00, 1966.
657189! ur. /! т-5 Рог, 2
Составитесь А. Тарновский
Текред О. Луговая Корректор М. Пожс
Тираж 1! 38 11одпнснос
Редактор A. Абрамов
Заказ 770/35! !НИ ИПИ Гo«, äàðñòâåííoão комитета СССР по делам изобретений и окреп-н"
I I 3035, Москва, Ж-35, Раугвская нао., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. 11роектная, 4