Составное колесо дистанова для беззазорной зубчатой передачи

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОВ СКОМУ СВИДВТВЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлеио24.03.76 (21) 2337742/25-28 с присоединением заявки № ()657205

Союз Советских

Социалмстммвовз

Республик (51) М. Кл

F 16 Н 55/18 (23) ПриоритетГасударственный квмктет

СССР аа делам мзебрвтекка а открытий

Опубликовано 15.04.79)Бюллетень № 14 (53) УДК 621.833 (088.8) Ь

Дата опубликования описания18.04. 79 (72) Автор изобретения

А. А. Дистанов (71) Заявитель (54) СОСТАВНОЕ КОЛЕСО QHCTAHOBA ДЛЯ БЕЗЗАЗОРНОЙ

ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в,кинематическнх цепях, включающих зубчатые цилиндрические и червячные передачи, для повышения точности передачи путем исключения бокового зазора в зацеплении.

Известно составное зубчатое колесо для беззазорной зубчатой передачи, сос« тоящее иэ зубчатого диска, жестко закрепленного на ведомом валу передачи, и второго зубчатого диска, установленного с возможностью поворота вокруг оси вала и соединенного с первым диском упругим элементом f 1).

Недостатком данной . конструкции составного колеса является наличие значительных сил трения скольжения на торцах дисков, в результате чего уменьшается долговечность и надежность работы колеса.

Наиболее близким по.,технической сущности к изобретению является составное колесо для беззазорной зубчатой передачи, состоящее из двух частей, одна нз которых неподвижно закреплена на оси колеса, а другая установлена с воэможностью поворота относительно этой оси, пружины, воздействующей на подвижную часть колеса, и размещенных между частями колеса шариков j 2j.

Шарики размещены в наклонной канав ° ке, образованной выполненными на торцах частей колеса скосами. В этом колесе трение скольжения между частями колеса заменено на трение качения.

Однако такое составное колесо обладает сложной конструкцией и трудоемкостью в изготовлении.

Белью изобретения является упрощение конструкции и технологии изготовления колеса»

Бель достигается тем, что в предлагаемом колесе на обращенных один к другому торцах частей колеса выполнень конические углубления для размещения шариков, равномерно расположенные по

657205 окружности одного радиуса и смещенные относительно оси симметрии зуба колеса на разную для частей колеса величину.

На чертеже показано описываемое составное зубчатое колесо, общий вид. 5

Составное зубчатое колесо выполнено из двух частей, имеющих одинаковые зубчатые венцы.

Одна часть 1 составного колеса неподвижно закреплена на валу 2, а дру- 10 гая часть 3 установлена с возможностью поворота относительно оси 4 вала 2 и поджата.к неподвижной части 1 пружиной

5, усилие которой регулируется гайкой 6, На обращенных один к другому торцах 1$ частей 1 и 3 колеса выполнены коничесI кие углубления 7 и 8, равномерно расположенные по окружности одного радиуса.

Конические углубления 7 части 1 колеса смещены относительно оси зуба колеса 20 на величинуЛ, а углубления 8 части

3 — на величинуЬ относительно той

2 жв оси. Между частями 1- и 3 колеса в конических углублениях 7 и 8 размешены шарики 9.

Составное колесо входит в зацепление с зубчатым колесом 10, закрепленным на ведомом валу 11.

Выборка бокового зазора в зацеплении осуществляется следующим образом.

Под действием создаваемого пружиной и шариками крутящего момента происходит поворот подвижной части 3 составного колеса относительно неподвижной части 1 . Величины смешений Ь и Ь

35 конических углублений относительно оси симметрии зуба рассчитываются таким образом, чтобы соблюдалось соотношение с (1ь — 1($ гдв С - величина бокового зазора в заtl цвплении; S - толщина зуба колеса по делительной окружности.

При соблюдении этого. соотношения износ боковых поверхностей зубьев в процессе работы не приводит к увеличению бокового зазора, так как под действием крутящего момента подвижная часть колеса будет поворачиваться на величину износа зубьев.

Таким образом осуществляется автоматическая выборка зазоров в передаче.

Предлагаемое изобретение позволяет обеспечить необходимую точность работы передачи в кинематических цепях при минимальных габаритах передачи в осевом направлении, а также позволяет существенно упростить технологию составного холеса.

Формула изобретения

Составное колесо для беззазорной зубчатой передачи, состоящее иэ двух частей, одна иэ которых неподвижно закреплена на оси колеса, а другая установлена с возможностью поворота относительно атой оси, пружины, воздействующей на подвижную часть колеса, и размещенных между частями колеса шариков, о тличающееся твм,что,сцелью упрощения конструкции и технологии изготовления составного колеса, на обращенных один к другому торцах его частей выполнены конические углубления для размещения шариков, равномерно расположенные по окружности одного радиуса и смещенные относительно оси симметрии зуба колеса на разную для частей колеса величину.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

34 212680, кл, F 16 Н 55/18, 1966.

2. Авторское свидетельство СССР

% 359459, кл. F 16 Н 55/18, 1970.

657205

Составитель Л. Дьякова

Редактор Л. Батанова Техред О. андрейко Корректор E. Папп

Заказ 1771/36 Тираж 1 138, Подпнсное

UHHHHH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушскан наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4