Уплотнение вращающегося вала

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советсиик

Социалист ическик

Республик

F 1G,е 15/44

Гооударстееииый комитет

СССР оо делам изобретений и открытий (53) УДК 62-762, .2 ЗЭ (088.8) Опубликовано 15.04.79,Бюллетень № 14

Дата опубликования описания 18.04.79

Л. Б. Демин, В. С. Шилов, С. A. Козлов, .:..А.-H. филиппов, А. Н. Нечаев и Е. A. Моисеенко (72) Автори изобретения

Бентральвьтй научно -исследовательский автомобильный и автомоторный институт и Московское особое конструкторское бюро металлорежуших станков (73) Заявители (54) УПЛОТНЕНИЕ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ВАЛА И СПОСОБ

ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ

Изобретение .относится к области машиностроения.

Известно уплотнение вращающегося вала, выполненное в виде образующих лабиринтную щель и входяцих друг в друга с зазором кольцевых выступов и впадин, расположенных на валу и в разъемном вкладыше корпусной детали (lj.

Недостатком "этого уплотнения является наличие сравнительно большого зазора между кольцевыми выступами и впадинами, расположенными на валу и во вила дыша. Необходимость выполнения вкладыша разъемным ухудшает герметичность уплотнения и уцорожает изготовление уплотнения.

Белью изобретения является повышет5 ние герметичности уплотнения при одновременном удешевлении его изготовления.

Для этого вкладыш выполнен неразьемным из антифрикционного материала с

20 коэффициентом температурного расширения большим, чем у материала вала.

Такое уплотнение, однако,- не может

1 быть изготовлено и собрано обычным способом. В связи с этим способ изготовления такого уплотнения и подобных заклк чается в том, что вклацыш прессуют в сбо .ре, заполняя пространство межцу валом и корпусной деталью, после этого весь узел нагревают (желательно под давлением„затем охлаждают, после чего про} ворачивают вал относительно вкладыша.

Описываемое уплотнение вращающегося вала изображено на чертеже.

Оно выполнено в вице вхоцяших друг в друга кольцевых выступов и впацнн 1 и 2, расположенных на валу 3 и во вкладыше

4 корпусной цеталн 5. Вал может быть выполнен составным с надетой на него защитной втулкой 6, зафиксированной относительно него с помощью штифта 7, входящего в канавку 8, выполненную во втулке. Зазор между втулкой и валом уплотнен эластичным кольцом 9. Вкладыш уплотнения выполнен неразьемным из антифрикционного материала с .коэффипиентом температурного расширения большим, чем у материала вала, и может

657209 дополнительно фиксироваться липами 10, входящими в радиальные отверстия, выполненные в корпусной детали 5.

Способ изготовления уплотнения заключатеся в следующем. 3

Вал 3 и корпусную деталь 5 устанавливают кониентрично и вкладыш 4 прессуют В сборе с ними, заполняя пространство между валом и корпусной деталью порошком из антифрикционного, например, поли- 10 мерного материала. После этого весь узел нагревают, желательно под давлением. Под действием давления и температуры материал вкладыша полимеризуется, образуя монолитное кольцо. И

Затем узел охлаждают, после чего проворачивают вал относительно вкладыша.

При остывании вкладыш охвапдвает вал с натягом, препятствуя Образованию . r между ними щели, в которую могли бы проникать абразивные частицы. Благодаря етому долговечность уплотнения повыща ется

При работе унлотнентя Во время вращения вала вкладыш и вал ись за трения между ними нагреваются. при этом благодаря тому, что коэффициент темпера турного расширения материала вкладыша больше, чем у материала вала, натяг между Вкладышем и Валом ОслабеВает, предотвращая их заедание.

Такое уплотнение имеет высокую герметичность и сравнительно низкую стоимость изготовления.

Формула изобретения

1. Уплотнение Вращающегося вала, выполненное в виде образующих лабиринт а входящих друг в друга кольцевых выступов и впадин, расположенных на валу и во вкладыше корпусной .детали, о тл и ч а ю ш е е с я тем, что, с целью повышения герметичности уплотнения при одновременном удещевлении его иэготов ленки, вкладыш выполнен неразьемным из антифрикционного материала с коэффициентом температурного расщирения большим, чем у материала вала.

2. Способ изготовления уплотнения по ц. 1 и подобных, о т л и ч а ю щ и й;— с я тем, что вкладыш прессуют в сборе, заполняя пространство между валом и корпусной деталью, после этого весь узел нагревают, затем охлаждают, после чего проворачивают вал относительно вкладыBIG»

Источники информации, приняже во внимание при экспертизе

1. Кокичев В. H. Уплотняющие устройства в машиностроении, Л., Судпромгиэ, 1962, с. 12, фиг. 10.

ЦНИИПИ Заказ 1771/36

Тираж 1138 Подписное филиал ППП "Патент", r.Óæãîðîä,óë.Ïðî ектная,4