Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Соаетскмк
Социалист мчеснмк
Реса облак
ОПИСАЙИЕ
ИЗОБЬЕТЕ >
К АВТОРСКОМУ СВИДВТВЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свил-ву— (22) Заявлейо 09.11.76(21)241862lt24-07 с присоединением заявки №вЂ”
{23) Приоритет—
Опубликоваио15.04.79.Бюллетень № 14
Дата опубликования описания 19.04.79
«i 657524 (5l) И. Кл.
Н 02 К 3/50
Гооударотвеккый коветет
СССР оо делам кзобрвтенкй к открытий (Я} )ГЩ(621.313. .3.045.8(088.8) (72} Авторы изобретения
М. P. Семенов, А. 3. Лесо.хин и В. H. Иванов (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ
ОБМОТКИ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к области электромашиностроения.
Известно устройство для крепления лобовых настей обмотки статора электрической машины, состоящее из трех клиньев, один,, из которых является распорным, а два других — предохранительными (1) .
Клинья размещены в зазоре между ветвями лобовых частей соседних катушек обмотки и зафиксированы от смещения между собой и между лобовыми частями
10 обмотки. Вследствие нестабильности формы и размеров сечения лобовых частей катушек расстояние между соседними лобовыми частями может колебаться до не1 скольких миллиметров в пределах одной машины. Поэтому, учитывая малый уклон клина, указанное устройство не обеспечивает надежной заклиновки обмотки.
Кроме того, такая конструкция не позволяет полностью исключить применение шнуровых бандажей, что является трудоемкой операцией. В процессе эксплуатации машины бандаж вытягивается и ослабевает. Подтяжка бандажей при ремонТВх невозможна, требуется их полная замена.
Известно также устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины, содержащее расположенные между катушками обмотки изоляционные распорки, каждая из которых выполнена в виде двух прокладок (2).
Недостаток этой конструкции состоит в необходимости применения шнурового бандажа, что снижает надежность крепления обмотки
Целью изобретения является повышение надежности крепления обмотки. Это достигается тем, что в предлагаемом устройстве одна из прокладок выполнена С-образной формы и имеет фигурный паз, а другая прокладка снабжена выступом, входящим в фигурный паз первой прокладки, причем с-обеих сторон каждой распорки в аксиальном направлении установлены .хомутики, обхватывающие катушки.
657524
Па фиг. 1 изображено описываемое устройство для крепления лобовых частей обмотки статора;,на фиг. 2 — то же, вид сверхуу на фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 2; на фиг. 4 - сечение Б-Б на фиг. 2; на фиг. 5 — - прокладка С-образной формы; на фиг. 6 - то же, вид сбоку; на фиг. 7— прокладка С-образной формы с вариантом выполнения фигурного паза; на фиг. 8прокладка с выступом; на фнг. 9 — то же, вид сбоку.
Между лобовыми частями катушек 1 обмотки размещены изоляционные распорки, каждая из которых выполнена в виде двух прокладок 2 и 3. Прокладка 2 имеет С-образную форму и своими выступами
4 и 5 обхватывает катушку 1 сверху и снизу. На боковой поверхности прокладки
2 выполнен фигурный паз 6. Прокладка
3 снабжена выступом 7, который входит в паэ 6 прокладки 2 С противоположной боковой стороны прокладки 2 выполнен поперечный паэ 8, В пазу 8 размещены регулировочные прокладки 9. С обеих сторон прокладок 2 и 3 установлены хомутики 10, обхватывающие лобовые части, катушек 1. Хомутики 10 фиксируют положение комплектов прокладок 2 и 3 относительно обмотки и соседних распорок. Хомутики изготовлены из пружинящего изоляционного материала, например стеклотекстолита.
Сборку распорки осуществляют следующим образом.
Прокладку 2 вставляют в зазор между боковыми сторонами лобовых-частей соседних катушек 1. При этом выступы
4 и 5 прокладки 2 обхватывают лобовые части катушки 1 сверху и снизу.
Высота выступа 7 прокладки 3 выполнена меньшей ширины паза 6 в его узкой части, а ширина d выступа 7 больше ширины паза 6 в его узкой части, но меньше ширины паза в его широкой части. Выступ 7 заводят узкой стороной с размером 3 в паэ 6 прокладки
2, после чего прокладку 3 разворачио вают на 90 так, чтобы обеспечить на3 дежное сочленение прокладок между собой. Расклииивание производят при помощи прокладок 9, размещенных в пазу 8 прокладки 2.
Уплотнение расклиновки лобовых частей осуществляют посредством установки дополнительных регулировочных прокладок в паэ 8 прокладки 2.
Предлагаемое устройство предназначено в основном для крепления верхних катушечных сторон обмотки.
Преимущество изобретения заключается в том, что благодаря применению такого устройства удается отказаться от использования шнурового бандажа и тем самым повысить надежность крепления.
Формула изобретения
Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины, содержащее расположенные между катушками обмотки изоляционные распорки, каждая из которых выполнена в виде двух
39 прокладок, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с щелью повышения надежности, одна из прокладок выполнена С-образной формы и имеет фигурный паэ, а другая
35 прокладка снабжена выступом, входящим в фигурный паз первой прокладки, причем с обеих сторон каждой распорки в акси:альном направлении установлены хомути« .ки, обхватывающие катушки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент ЧССР M 117901, кп. 21 ct 54, 1965.
2. Авторское. свидетельство СССР
И 221134, кл. Н 02 % 3/50, 1968.
657524
Составитаиь Ф. Подольская
Редактор A. Пейсоченко Техред Н. Бабуркв Корректор И. Муска, Заказ 1817/53 Тврв к 856 Подписное
МНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113О35, Москва, Ж-35, Раушская наб., g, 4/5
Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4