Система охлаждения судового дизельгенератора с утилизацией тепла охлаждающей жидкости

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(1 1) 657685

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Со)оз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 10.01.77 (21) 2441735/27-11 с присоединением заявки ¹ (51) М. K,., В 63.1 2/12

В 63Н 21/10

ГосУдаРственный комитет (23) 11риоритет ло делам изобретений (43) Опубликовано 28.02.80. Бюллетень № 8 (53) УДК 629.12.06:

: 628.84 (088.8) и открытий (45) Дата опубликования описания 28.02.80 (72) Авторы изобретения

H. И. Добровольский, В, М. Жестков, В. И. Меженный, А. Е. Кваша и В. М. Цыпин

11:1 (71) Заявитель

Г,, .-! (54) СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ СУДОВОГО ДИЗЕЛЦ

ГЕНЕРАТОРА С УТИЛИЗАЦИЕЙ ТЕПЛА

ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструированию систем охлаждения судового дизель-генератора с утилизацией тепла охлаждающей жидкости. 5

Известна система охлаждения судового дизель-генератора с утилизацией тепла охлаждающей жидкости, преимущественно для дизель-генератора плавучей буровой установки, содержащая последовательно )0 включенные в систему охлаждения подогреватель, опреснитель, холодильник и терморегулирующую аппаратуру, включающую регулятор режимов, датчик нагрузки генератора и терморегулирующие вентили (1).

Недостатки системы заключаются в низкой эффективности ее работы, сложности сглаживания пульсационной работы дизель-генератора и плохой работе опреснителя при циклической нагрузке. 20

Цель изобретения — повышение эффективности работы всей системы путем сглаживания пульсационной работы дизель-генератора, улучшения раооты опреснителя при циклической нагрузке. 25

Для этого подогреватель снабжен электрическими нагревательными элементами, электрически связанными силовым кабелем через регулятор режимов с генератором, а датчик нагрузки генератора выполнен с З0 управляющим кабелем, связанным с регулятором режимов.

На фиг. 1 схематически изображена описываемая система охлаждения; на фиг. 2— суточный график нагрузки дизель-генератора буровой платформы.

Система охлаждения содержит циркуляцпонный насос 1, п)дравлически связанный трубопроводом 2 с зарубашечным пространством двигателя 3 внутреннего сгорания дизель-генератора и подогревателя 4, которьп), в свою очередь, связан трубопроводом

5 с опреснительной установкой б.

Установка б трубопроводом 7 с терморегулпрующим вентилем 8 подключена к холодильнику 9, который, в свою очередь, связан трубопроводом 10 с терморегулирующим вентилем 11 с зарубашечным пространством двигателя 3 внутреннего сгорания.

Трубопровод 2 соединен также в обход подогревателя 4 и опреснительной установки б трубопроводом 12 напрямую через гситпль 8 " холодильником 9. олодил).пик 9 включен параллельно тр .оопроводу 13.

Двигатель внутрсннсго сгорания 3 киисматичсски связан с генератором 14, на котором смонтирован датчик 15 нагрузки, связанный силовым кабелем 16 через рас6576

3 пределительйый щит 17 и регулятор 18 режимов с электрическими нагревательными элементами 19 подогревателя 4 и управляющим кабелем 20 — с регулятором 18 режимов. 5

На фиг. 2 изображен суточный график работы двигателя 3 внутреннего сгорания с генератором 14 дизель-генератора. По оси абсцисс отложено время, по оси ординат отложена мощность. о

I — 1 — величина максимальной нагрузки двигателя;

II — II — нагрузка, при которой обеспечивается устойчивая работа опреснительной установки 6 без подогревателя 4;

III †I — нагрузка, при которой обеспечивается устойчивая работа опреснительной установки 6 с подогревателем; 20

IV — IV — нагрузка, минимально допустимая для двигателя;

V — V — фактическая холостая нагрузка двигателя.

Система работает следующпм образом.

При работе двигателя внутреннего сгорания и генератора 14 на нагрузках, превышающих режим II — II, циркуляционный насос 1 прогоняет теплоноситель через неработающий подогреватель 4 в опреснитель- у ную установку 6 и затем, в зависимости от температуры теплоносителя, либо через двигатель 3 внутреннего сгорания, либо через холодильник 9. Этот процесс регулируется вентилем 11. 35

При работе на неполных нагрузках, ниже режима II — II, по сигналу от датчика

15, подаваемому на регулятор 18 режимов по кабелю 16 от генератора 14 через распределительный щит 17, на подогреватель

4 подается питание.

Количество включаемых элементов подогревателя 4 зависит от нагрузки генератора

14. При возможном переохлаждении воды в контуре вентиль 8 перепускает теплоно- .15 ситель, минуя опреснительную установку 6, по трубопроводу 12.

Вследствие применения подогревателя с электрическими нагревательными элементами при выделении им в теплоноситель количества тепла ЬЯ двигатель также увеличивает тепловыделение на AQ из-за дополнительной нагрузки на генератор.

При этом постоянйая догрузка двигателя до величины выше режима IV — IV увеличивает моторесурс двигателя за счет улучшения сгорания топлива, уменьшения вибрации двигателя и подходящих к нему трубопроводов, особенно опасной на нерасчетных режимах, т. е. ниже режима IV — IV.

Я результате сглаживания пульсационной работы при включении подогревателя, следящего за нагрузкой двигателя и поддерживающего оптимальный режим от

III — III до I — 1 повышается качество дистиллята, устраняются срывы насоса 1 и разрегулирование системы автоматики опреснительной установки, обеспечивается получение требуемого количества опресненной воды. Кроме того, при применении наиболее прогрессивных конструкций двигателей с газотурбинным поддувом, имеющих определенную инерционность на переходных режимах с малой периодичностью (до 40 с), внедрение предлагаемого изобретения улучшает сгорание топлива, снижает загрязнение биосферы и уменьшает искрообразование, особенно опасное для установок, ведущих разведку нефти и газа.

Формула изобретения

Система охлаждения судового дизель-генератора с утилизацией тепла охлаждающей жидкости, преимущественно для дизель-генератора плавучей буровой установки, содержащая последовательно включенныс в систему охлаждения подогреватель, опреснитель, холодильник и терморегулирующую аппаратуру, включающую регулятор режимов, датчик нагрузки генератора и терморегулирующие вентили, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения эффективности работы системы путем сглаживания пульсационной работы дизель-генератора, улучшения работы опреснителя при циклической нагрузке, подогреватель снабжен электрическими нагревательными элементами, электрически связанными силовым кабелем через регулятор режимов с генератором, а датчик нагрузки генератора выполнен с управляющим кабелем, связанным с регулятором режимов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Селиверстов В. М. Утилизация тепла в судовых дизельных установках, Л., «Судостроение», 1973, с. 140 †1, 657685

Риг.7

Фиг.г

Составитель Б. Даньшин

Текред В. Серякова

Корректор Т. Трушкина

Редактор Е. Месропова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 132/1 Изд. № 186 Тираж 497 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5