Система охлаждения судового дизельгенератора с утилизацией тепла охлаждающей жидкости
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(1 1) 657685
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Со)оз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 10.01.77 (21) 2441735/27-11 с присоединением заявки ¹ (51) М. K,., В 63.1 2/12
В 63Н 21/10
ГосУдаРственный комитет (23) 11риоритет ло делам изобретений (43) Опубликовано 28.02.80. Бюллетень № 8 (53) УДК 629.12.06:
: 628.84 (088.8) и открытий (45) Дата опубликования описания 28.02.80 (72) Авторы изобретения
H. И. Добровольский, В, М. Жестков, В. И. Меженный, А. Е. Кваша и В. М. Цыпин
11:1 (71) Заявитель
Г,, .-! (54) СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ СУДОВОГО ДИЗЕЛЦ
ГЕНЕРАТОРА С УТИЛИЗАЦИЕЙ ТЕПЛА
ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ
Изобретение относится к судостроению, в частности к конструированию систем охлаждения судового дизель-генератора с утилизацией тепла охлаждающей жидкости. 5
Известна система охлаждения судового дизель-генератора с утилизацией тепла охлаждающей жидкости, преимущественно для дизель-генератора плавучей буровой установки, содержащая последовательно )0 включенные в систему охлаждения подогреватель, опреснитель, холодильник и терморегулирующую аппаратуру, включающую регулятор режимов, датчик нагрузки генератора и терморегулирующие вентили (1).
Недостатки системы заключаются в низкой эффективности ее работы, сложности сглаживания пульсационной работы дизель-генератора и плохой работе опреснителя при циклической нагрузке. 20
Цель изобретения — повышение эффективности работы всей системы путем сглаживания пульсационной работы дизель-генератора, улучшения раооты опреснителя при циклической нагрузке. 25
Для этого подогреватель снабжен электрическими нагревательными элементами, электрически связанными силовым кабелем через регулятор режимов с генератором, а датчик нагрузки генератора выполнен с З0 управляющим кабелем, связанным с регулятором режимов.
На фиг. 1 схематически изображена описываемая система охлаждения; на фиг. 2— суточный график нагрузки дизель-генератора буровой платформы.
Система охлаждения содержит циркуляцпонный насос 1, п)дравлически связанный трубопроводом 2 с зарубашечным пространством двигателя 3 внутреннего сгорания дизель-генератора и подогревателя 4, которьп), в свою очередь, связан трубопроводом
5 с опреснительной установкой б.
Установка б трубопроводом 7 с терморегулпрующим вентилем 8 подключена к холодильнику 9, который, в свою очередь, связан трубопроводом 10 с терморегулирующим вентилем 11 с зарубашечным пространством двигателя 3 внутреннего сгорания.
Трубопровод 2 соединен также в обход подогревателя 4 и опреснительной установки б трубопроводом 12 напрямую через гситпль 8 " холодильником 9. олодил).пик 9 включен параллельно тр .оопроводу 13.
Двигатель внутрсннсго сгорания 3 киисматичсски связан с генератором 14, на котором смонтирован датчик 15 нагрузки, связанный силовым кабелем 16 через рас6576
3 пределительйый щит 17 и регулятор 18 режимов с электрическими нагревательными элементами 19 подогревателя 4 и управляющим кабелем 20 — с регулятором 18 режимов. 5
На фиг. 2 изображен суточный график работы двигателя 3 внутреннего сгорания с генератором 14 дизель-генератора. По оси абсцисс отложено время, по оси ординат отложена мощность. о
I — 1 — величина максимальной нагрузки двигателя;
II — II — нагрузка, при которой обеспечивается устойчивая работа опреснительной установки 6 без подогревателя 4;
III †I — нагрузка, при которой обеспечивается устойчивая работа опреснительной установки 6 с подогревателем; 20
IV — IV — нагрузка, минимально допустимая для двигателя;
V — V — фактическая холостая нагрузка двигателя.
Система работает следующпм образом.
При работе двигателя внутреннего сгорания и генератора 14 на нагрузках, превышающих режим II — II, циркуляционный насос 1 прогоняет теплоноситель через неработающий подогреватель 4 в опреснитель- у ную установку 6 и затем, в зависимости от температуры теплоносителя, либо через двигатель 3 внутреннего сгорания, либо через холодильник 9. Этот процесс регулируется вентилем 11. 35
При работе на неполных нагрузках, ниже режима II — II, по сигналу от датчика
15, подаваемому на регулятор 18 режимов по кабелю 16 от генератора 14 через распределительный щит 17, на подогреватель
4 подается питание.
Количество включаемых элементов подогревателя 4 зависит от нагрузки генератора
14. При возможном переохлаждении воды в контуре вентиль 8 перепускает теплоно- .15 ситель, минуя опреснительную установку 6, по трубопроводу 12.
Вследствие применения подогревателя с электрическими нагревательными элементами при выделении им в теплоноситель количества тепла ЬЯ двигатель также увеличивает тепловыделение на AQ из-за дополнительной нагрузки на генератор.
При этом постоянйая догрузка двигателя до величины выше режима IV — IV увеличивает моторесурс двигателя за счет улучшения сгорания топлива, уменьшения вибрации двигателя и подходящих к нему трубопроводов, особенно опасной на нерасчетных режимах, т. е. ниже режима IV — IV.
Я результате сглаживания пульсационной работы при включении подогревателя, следящего за нагрузкой двигателя и поддерживающего оптимальный режим от
III — III до I — 1 повышается качество дистиллята, устраняются срывы насоса 1 и разрегулирование системы автоматики опреснительной установки, обеспечивается получение требуемого количества опресненной воды. Кроме того, при применении наиболее прогрессивных конструкций двигателей с газотурбинным поддувом, имеющих определенную инерционность на переходных режимах с малой периодичностью (до 40 с), внедрение предлагаемого изобретения улучшает сгорание топлива, снижает загрязнение биосферы и уменьшает искрообразование, особенно опасное для установок, ведущих разведку нефти и газа.
Формула изобретения
Система охлаждения судового дизель-генератора с утилизацией тепла охлаждающей жидкости, преимущественно для дизель-генератора плавучей буровой установки, содержащая последовательно включенныс в систему охлаждения подогреватель, опреснитель, холодильник и терморегулирующую аппаратуру, включающую регулятор режимов, датчик нагрузки генератора и терморегулирующие вентили, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения эффективности работы системы путем сглаживания пульсационной работы дизель-генератора, улучшения работы опреснителя при циклической нагрузке, подогреватель снабжен электрическими нагревательными элементами, электрически связанными силовым кабелем через регулятор режимов с генератором, а датчик нагрузки генератора выполнен с управляющим кабелем, связанным с регулятором режимов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Селиверстов В. М. Утилизация тепла в судовых дизельных установках, Л., «Судостроение», 1973, с. 140 †1, 657685
Риг.7
Фиг.г
Составитель Б. Даньшин
Текред В. Серякова
Корректор Т. Трушкина
Редактор Е. Месропова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 132/1 Изд. № 186 Тираж 497 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5