Устройство для регулирования возбуждения тягового генератора транспортных установок

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

C оциалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ („)658016 (61) Дополнительное к авт. свид-ey— (22) Заявлено 01 ° 08 ° 76 (21) 2387705/25-11 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет—

Опубликовано 2504.79. Бюллетень МВ 15 (51)М. Кл.

В 60 L 11/04

Государственный комитет

СССР оо делим изобретений и открыти и (53) УДК 621. 335. . 833. 6 (088. 8) Дата опубликования описания 14 . 08. 80

Л. С. Писарик,. Б. С. Готовский, С. И. Каган и В. С. Войтас (72) Авторы изобретения

Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (7i) Заявитель (54)УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ

ТЯГОВОГО ГЕНЕРАТОРА ТРАНСПОРТНЫХ УСТАНОВОК

Изобретение относится к области автоматического управления электротрансмиссиями автономных транспортных установок, таких, как большегрузные автомобили или тепловозы. 5

Известно устройство для регулирования возбуждения генератора транспортных установок, поэволяющее получить требуемую внешнюю характеристику генератора,состоящую из гиперболической10 части и линейных участков ограничения тока и напряжения, содержащее датчики тока и напряжения генератора, усилители, блок управления током возбуждения генератора и блок сравнения, блок 15 перемножения сигналов(11.

Недостаток известного устройства значительная погрешность в блоке пе— ремножения устройства.

Цель изобретения — повышение íà-. 2p дежности и качества регулирования.

Для осуществления поставленной цели устройство снабжено подключенными к выходам датчиков тока и напряжения сумматорами, один из них выполнен на 25 потенциометрах, а другой на цепочке из последовательно соединенных потенциометров и диодов, причем движки потенциометров подключены через усилители к выходам блока сравнения, вы-30

2 ходы которого через ключи подсоединены к другим усилителям, нагруэочные выходы которых соединены с блоком уп. равления током возбуждения генератора.

На фиг. 1 приведена блок-схема устройства; на фиг. 2 — дана внешняя характеристика генератора; на фиг.3принципиальная схема соединения блоКоВ суммирования, усиления и сравнения;на фиг. 4 — приведена принципиальная схема блока сравнения.

Устройство содержит генератор 1, приводимый во вращение дизель 2 и питающий двигатель 3, блок управле- ° ния 4 током обмотки возбуждения 5 генератора 1,трансформаторные датчики тока 6 и напряжения 7, сигнал с ко- . торых поступает на блок сравнения 8 через суммирующие блоки 9,10, состоящие из потенциометров 11,12 и 13,14 и диодов 15,16, и блоки усиления 17, 18 на транзисторах 19,20. Выходы блока сравнения 8 соединены с блоками

21,22 на транзисторах 23,24 через ключи 25 26.

Устройство работает следующим образом.

Сигналы, пропорциональные току и напряжению генератора 1, снимаются

658016 с датчиков тока 6 и напряжения 7 и подаются на входы блоков 9 и 10 (фиг.3), где они суммируются, а затем усиливаются транзисторами 19, 20 блоков 17,18. Дальнейшее усиление сигналов производится блоками 21 и

22, состоящими из транзисторов 23,24, разрешение на работу которых задается ключами 25 и 26, управляемыми блоком сравнения 8. При изменении тока генератора блок сравнения 8, входные зажимы которого включены на коллекторы транзисторов 19,20, откроет ключ 25 и закроет ключ 26, разрешая тем самым работу первого канала. Регулирование и величина тока обратной связи при этом определяется суммой сигналов линейных преобразователей блока 9, т.е. k U +. 9 3 . Такое регулирование обес— печивает получение линейных участков

ab u dc и внешней характеристики генератора(фиг.2),так как здесь система 20 поддерживает постоянство суммы k U + k„ J . При работе генератора с токами нагрузки, лежащими в диапазоне Ъ - J - 3 блок сравнения 8 перейдет в другое устойчивое состояние: 25 закроет ключ 25 и откроет ключ 26 регулирование идет ко второму каналу.

Величина сигнала определяется суммой. сигналов логарифмических преобразователей 10, т.е. 6 %>U+6g % 2.

Такое регулирование обеспечивает криволинейную часть Ьс4 внешней характеристики генератора, соответствующую постоянству произведения U J = пост., так как здесь поддерживается постоянство суммы 6о k О р М и, следовательно, постоянство произведения U3.

Таким образом, внешняя характеристика генератора формируется устройством из гиперболического участка постоянной мощности и линейных участков ограничений по току и напряжению. Выбор коэффициентов преобразования(К) преобразователей блоков 9,10 и коэффициентов усиления усилителей обеспечивает требуемую точность регулирования.

Формула изобретения

Устройство для регулирования воз— буждения тягового генератора транспортных установок, содержащее датчики тока и напряжения генератора, усилители, блок сравнения, блок управления током возбуждения генератора, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и качества .регулирования, устройство снабжено сумматорами, подключенными к выходам датчиков тока и напряжения, выполненными один на потенциометрах, а другой на цепочке из последовательно соединенных потенциометров и диодов, причем движки потенциометров подключены через усилители к входам блока сравнения, выходы которого через ключи подсоединены к другим усилителям, нагрузочные выходы которых соединены с блоком управления током возбуждения генератора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 423687, кл. В 60 L 11/04, 19.74.

658016

Составитель Л. Резникова

Редактор H. Белявская Техред A. Ач Корректор Г. Назарова

%ИВ бПTГГ Тираж 03 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4