Противоблокировочное устройство для пневматической тормозной системы транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

Оп ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ к автои:комь свидетельств ()658020 (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 05.04.76 (21) 2343296/27-11 (51)М. Кд.

В 60 Т 8/093 с присоединением заявки ¹â€”

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет—

Опубликовано 2504.79. Бюллетень ¹ 15

Дата опубликования описания 14.0880 (53) УДК 629. 113-598 (088.8) (72) Автор изобретения

Н. М. 3агуменный

3 (1; i:.

Московский трижды ордена Ленина, ордена Октябрьской

Революции, ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод им. И. A. Лихачева (71) Заявитель (54) ПРОТИВОБЛОКИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ

ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ TPAHCIIOPTHOI О СРЕДСТВА

Настоящее изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в пневматической тормозной системе — колесного транспортного средства, на- 5 пример автомобиля.

Известно устройство, предотвращающее блокирование колес транспортного средства, в системе управления тормозами, содержащее корпус, вал, 10 соединенный при помощи механической передачи с колесами транспортного средства, установленное на валу с воэможностью вращения инерционное колесо, соединенное с валом муфтой, снабженной толкателем и втулкой, внутренняя спиральная поверхность которой контактирует с толкателем, взаимодействующим с подпружиненным рычажным механизмом, связанным с злек- 20 трическим контактным устройством.

Инерционное колесо связано со втулкой при помощи предельного пружинного тормоза, который срабатывает после выработки сигнала управления (1) . 25

Использование устройства в тормозной системе не исключает блокирование колеса транспортного средства при низких значениях коэффициента сцепления колеса с дорогой, а при, 30

2 высоких значениях коэффициента сцепления тормозной путь увеличивается по сравнению с тормозным путем транспортного средства, в тормозной системе которого отсутствует данное устройство. Это является следствием того, что порог срабатывания устройства фиксирован и настроен на определенную величину замедления транспортного средства, которая достигается созданием определенного тормозного момента на колесах независимо от состояния трущихся поверхностей. Вследствие этого снижается устойчивость транспортного средства, процесс торможения происходит не в .оптимальном режиме, энергия текучей среды, необходимая для торможения, расходуется не эффективно.

Известно и другое устройство, используемое в пневматической тормозной системе для предотвращения блокирования колес, содержащее корпус, в котором размещены вал, кинематически связанный с колесом трайспортного средства, инерционное колесо, установленное на валу с возможностью вращения, и связанный с валом толкатель с упорами, контактирующий с подпружиненным плунжером, выполненным с

658020

Однако.в процессе торможения расходуется значительное количество сжатого воздуха, вследствие воздействия давления из тормозной камеры на плунжер, т.е. вследствие отсутствия обратной связи в процессе регулирования величины тормозного момента в зависимости от состояния эатормаживаемого колеса. Энергия сжатого воздуха расходуется в процессе торможения не эффективно.

Целью настоящего изобретения является повышение эффективности использования энергии сжатого воздуха в процессе торможения.

Укаэанная цель достигается тем, что устройство снабжено втулкой, наружная поверхность которой изготовлена конической, а внутренняя — со спиральными направляющими, выполненными с возрастающим шагом и контактирующим с упорами толкателя, в инерционном колесе выполнено коническое отверстие пар втулку, толкатель свя- 30 зан с валом винтовым соединением, а на плунжере выполнен запорный хвостовик магистрали управления.

На фиг. 1 изображено противоблокировочное устройство; на фиг. 2 коническая втулка и толкатель.

Устройство содержит вал 1, связанный с колесом транспортного средства при помощи механической передачи (не показано), установленный в корпусе 2 на подшипниках 3 и 4. Инер- 40 ционное колесо 5 установлено с возможностью вращения подшипников вала 1. Толкатель 6 с упорами 7 и 8 связан с валом 1 винтовым соединением, Упоры 7 и 8 контактируют со спираль- 45 ными направляющими 9 и 10 на внутренней поверхности втулки 11. Наружная поверхность втулки 11 изготовлена конической. Втулка 11 размещена в коническом отверстии, выполненном в 50 инерционном колесе 5. Толкатель 6 контактирует с подпружиненным плунжером 12,на котором выполнена кольцевая канавка 13 и эапорный хвостовик

14. Плунжер 12 установлен в полости

15 корпуса, сообщенной каналом 16 с магистралью управления, каналом 17 с тормозной камерой, каналом 18 с атмЬсферой, Устройство работает следующим образом. 60

При торможении сжатый воздух на магистрали управления по каналу 16 поступает в полость 15, и далее в тормозную камеру по каналу 17. Колесо тормозного средства эатормажива- 65

25 кольцевой канавкой и размещенным в полости корпуса, сообщенной каналами с магистралью управления, тормозной камерой и атмосферой (2

Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому ре5 эультату. ется. Уменьшается скорость вращения вала 1 и инерционного колеса 5, связанного с валом 1 посредством конической втулки 11 и толкателя б. Однако скорость вращения вала 1 уменьшается быстрее, чем скорость инерционного колеса 5. Рассогласование в скоростях вращения приводит к тому, что толкатель б начинает свинчиваться с вала 1. Перемещении толкателя б противодействует усилие на плунжере

12.

При блокировании колеса реакция от выворачивания толкателя б преодолевает усилие действующее на плунжер 12 от пружины и усилие от действия давления иэ полости 15 на хвостовую часть плунжера 12. Плунжер 12 перемещается влево и запорным хвостовиком 14 перекрывает канал 16, а кольцевая канавка 13 сообщает каналы 17 и 18, вследствие чего снижается величина давления в тормозной камере и полости 15. Колесо начинает ускоряться, скорость вращения вала 1 увеличивается быстрее, чем скорость инерционного колеса проскальзывающего относительно втулки 11, находящейся под действием незначительного осевого усилия со стороны упоров 7 и 8 толкателя б. Вследствие различия скорости вращения и под действием осевого усилия стороны плунжера 12 толкатель б ввинчивается в вал 1 перемещаясь вправо. Плунжер 12 перемещается также вправо, перекрывая канал 18 и сообщая канал 17, с магистралью управления. Давление в тормозной камере повышается колесо затормаживается, цикл повторяется до полной остановки транспортного средства.

Усилие, действующее на плунжер

12 от давления воздуха иэ полости 15 пропорционально величине давления создающего тормозной момент на колесе. Это усилие, действующее на втулку 11 через упоры 7 и 8 толкателя б, обеспечивает переменное усилие, прижимающее втулку 11 к инерционному колесу 5, благодаря выполнению направляющих 9 и 10. с возрастающим шагом.

Создание переменного усилия между втулкой 11 и колесом 5 необходимо для моделирования процесса торможения колеса, находящегося в разблокированном состоянии в начале цикла торможения.

Использование устройства в пневматической тормозной системе позволнт уменьшить расход сжатого воздуха за счет быстродействия процесса регулирования, уменьшить тормозной путь транспортного средства, что повышает эффективность испольэования энергии сжатого воздуха необходимой для торможения.

Формула изобретения

Противоблокировочное устройство для пневматической тОрмозной системы транспортного средства, содержащее корпус, в котором размещены вал, кинематически связанный с колесом транспортного средства, инерционное колесо, установленное на валу с возможностью вращения, и связанный с валом толкатель с упорами, контактирующий с подпружиненным лунжером, выполненным с кольцевой канавкой и размещенным в полости корпуса, сообщенной каналами с магистралью управления, тормозной камерой и атмосферой, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности использования энергии сжатого воздуха, устройство снабжено

658020 втулкой, наружная поверхность которой изготовлена конической, а внутренняя — со спиральными направляющими, выполненными с возрастающим шагом и контактирующими с упорами толкателя, в инерционном колесе выполнено коническое отверстие под упомянутую втулку, толкатель связан с валом посредством винтового соединения, а на плунжере выполнен запорный квостовик магистрали управ 0 лени„

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Оржевский И. С. Исследование работы системы предотвращения блокирования колес автомобиля при торможении. М., "НАМИ", 1966, с. 21-22.

2. Патент США Р 2163731, кл. 188-181, 1939 (прототип) .

á58020

Составитель В. Чернов

Ре акто Т, Байкона Тех ед A. Ач Ко ектор Г. Наэарова

Тираж 803 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий

113035 Москва Ж-35 Ра ская наб. д. 4 5

Филиал ППП "Патент, r. Ужгород, ул, Проектная, 4