Обтекатель буксирного кабель-троса

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскими

Социалистических

Реснублик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<>658036 (61) Дополнительное к авт. свмд-ву (22) Заявлено 160276 (21) 2325033/27-11 (51)М. Кл.

В 63 В 21/00 с присоединением заявим №

Государственный комитет

СССР оо делам иаобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 250479.Бюллетень ¹ 15

Дата опубликования описания 18 ° 08 ° 80 (5Ç) УАК 629.12. .013:621.315. .2(088.8) (72) Автор изобретения

И. Х. Хайруллин (7!) Заявитель (54) ОБТЕКАТЕЛЬ БУКСИРНОГО КАБЕЛЬ-ТРОСА

Изобретение относится к области судостроения и океанографических исследованиЯ, в частности к обтекателям буксирного кабель-троса. 5

Известен обтекатель, состоящий из двух профильных симметричных полос, соединяемых между собой с возможностью последующего разъема и образующих в поперечнике гидродинамический профиль. В свободное пространство укладываются без натяжения кабель и буксирный трос. Профильные полосы соединяются между собой с помощью элементов, протянувшихся по всей длине, выполненных попеременно. в виде цилиндрических выступов и цилиндрических канавок и имеющих фрикционную блокировку. Профильные полосы выполняются из эластичного материала и наматываются на два отдельных барабана. При постановке обтекателя обе-полосы сматываются с барабанов таким образом, что буксирный трос и кабель, сматываемые со своих барабанов, укладываются в свободное пространство, образующееся между полосами, соединяемыми в обтекатель

ГД-профиля прижатием последних друг к другу двумя шкивами. При этом ци- gp линдрические выступы входят с натягом в цилиндрические канавки, и полосы удерживаются сцепленными за счет фрикциона (11.

Однако этот обтекатель может быть изготовлен только из эластичного материала, что не может способствовать сохранению обтекателем в поперечнике профиля на предельных скоростях буксировки и возрастающем при этом ГД-сопротивлении. На борту судна обтекатель может храниться только намотанным на барабаны, которые занимают большую часть палубного пространства. Обтекатель не имеет опор на несущий основную нагрузку буксир. Это при определенной скорости буксировки может привести к разрушению обтекателя за счет распределенного на его длине касательного усилия, обуслов- . ленного вязким трением жидкости.

Наиболее близким техническим ре,шением данной задачи является обтекатель буксирного кабельного троса, состоящий иэ жестких профильных полос, образующих в сборке элемент в виде гидродинамического профиля и имеющих на внутренней поверхности вы, ступы (2).

658036

Однако эта конструкция недостаточно надежна в эксплуатации.

Цель изобретения — повышение надежности в эксплуатации и сцепления профильных полос между собой.

Для этого обтекатель снабжен гибкими тросами, соединяющими элементы обтекателя, а выступы выполнены фигурными.

Кроме того, выступы могут иметь

Т- или Г-образную форму.!

На фиг. 1 изображен обтекатель в собранном виде (вид в плане); на фиг. 2 — обтекатель, собранный иэ элементов с Т-образными выступами (аксонометрия); на фиг. 3 — сечение

A-А профильных полос, состоящих из элементов с Г-образными выступами на фиг.

1; на фиг ° 4 — сечение профильных полос, состоящих из элементов с

Т-образными выступами; на фиг. 5 — 20 сечение Б-Б фиг. 1 и узел I.

Обтекатель состоит из двух профильных полос 1 и 2, образующих в сборе ГД-профиль. Профильные полосы

1 и 2 соединяются с помощью гибких нерастяжимых связующих элементов, например тросов 3, проходящих через отверстия 4 в носовой и хвостовой части обтекателя. Полосы 1 и 2 могут иметь по одному Т-образному выступу 5 или по два Г-образных выступа 6. Выступы могут быть выполнены за одно целое с соответствующими полосами или устанавливаться в определенных местах полос по шаблонам и прикрепляться к ним одним из известных способов в зависимости от используемых для изготовления обтекателя материалов. Выступы 5 и 6 служат для удержания профильных полос 1 и 2 в сцепленном положении. Загнутые кон- 40 .цы выступов 5 и 6 имеют в поперечнике такую форму, которая обеспечивает .беспрепятственный их вход в зацепление и выход из зацепления, а также самоуплотнение соединения про- 45 фильных полос 1 и 2 по мере возрастания действующей вдоль буксирной линии нагрузки на полосы, обусловленной касательным усилием со сто-. роны потока воды. 50

Кроме того, на полосах 1 и 2 имеются рифленые выступы 7, служащие для .передачи части усилия с полос

1 и 2 обтекателя на грузонесущий буксир 8. На буксире 8 равномерно по Ьго длине установлены опОры 9 на таком расстоянии друг от друга, что усилие, воздействующее на обтекатель на участке между соседними опорами 9, вызванное вязким трением набегающего потока воды, недостаточ- 60 но для разрушения обтекателя на предполагаемых скоростях буксировки.

: Опоры 9 выполняются в виде двух полу цилиндров, имеющих рифленую образующую и охватывающий буксир. 65

В свободное пространство обтекателя можно укладывать без натяжения контрольный 10 и силовой 11 кабели.

Прижимные шкивы 12 служат для сборки профильных полос 1 и 2 в единый обтекатель. Прижимные шкивы 12 должны иметь образующую, повторяющую очертания боковых поверхностей обтекателя и поверхность из материала, обеспечивающего фрикционное сцепление профильных полос 1 и 2. борка обтекателя осуществляется следующим образом. Профильные полосы

1 и 2 с мест хранения на судне, например с барабанов, по направляющим роликам подаются к месту сборки.

Здесь полосы приводятся в соприкосновение двумя прижимными шкивами 12.

Профильные шкивы 1 и 2 сцепляются друг с другом при помощи выступов

5 или 6 и образуют обтекатель ГДпрофиля.

Одновременно с барабанов сматываются буксир 8 с закрепленными на нем через равные промежутки опорами

9, кабели 10,. 11 и другие элементы, например датчики, которые требуется закрыть обтекателем. Бесперебойное поочередное сцепление профильных полос 1 и 2 происходит за счет того, что окружная скорость вращения прижимных шкивов.12 несколько больше скорости перемещения обтекателя относительно шкивов. Поэтому, благодаря фрикционному сцеплению между шкивами 12 и полосами 1, 2 выступы 5, 6 последних входят в зацепление с некоторым усилием. Одновременно происходит соединение рифленых выступов

7 с рифленой поверхностью опор 9, установленных на несущем основную нагрузку буксире 8. Войдя в соприкосновение с опорой 9, выступы 7 не позволяют перемещаться обтекателю относительно буксира 8, вдоль его оси, но дают возможнбсть вращаться буксиру (если это стальной неуравновешенный трос) вокруг своей оси внутри обтекателя. Элементы. профильных полос в собранном обтекателе располагаются друг против друга в шахматном порядке,.что не позволяет им повора- . чиваться друг относительио друга в оси,параллельной буксирной линии, и тем .самым увеличивать сопротивление движению обтекателя в воде.

Разборка обтекателя происходит в обратном порядке.

Формула изобретения

1. Обтекатель буксирного кабельтроса, состоящий из жестких профильных полос, образующих в сборе элемент в виде гидродинамического профиля и имеющих на внутренней поверхности выступы, о т л и ч а ю щ и й658036 с и тем, что с с целью повышения надежности в эксплуата ния и о и атации и сцеплеон профильных полос между б снабжен гибкими стал ежду собой, мн сое стальными тросасоединяющими элементы обтекат друг с другом а о текателя м, а выступы выполнены фигурными.

2 Обтекатель по п.1 о ч а ю щ и и с отли— и с я тем, что выступы имеют Т-образную форму.

3. Обтекатель по п.1 ч а ю щ и и с я т о тли имеют Г-образную тем, что выст пы ую орму.

У

Источники информации принятые во вн

Р имание при экспертизе

Патент Франции М 215550 кл. 8 63 8

3 8 21/00, опублик. 1973.

9, кл. 8 63

2. Патент Франции Р 202397 9, (прототип).

63 8 21/00, опублик. 197 С

РОГ. 2

658036 о-Б

Фигb

Составитель Л.Лапенко

Редактор Й.Белявская Техред .Я.Граб Корректор О. Билак

Наказ 7015/55 Тирая(514 . Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Умгород, ул. Проектная, 4