Фрикционная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сеюз Советскиж

Социапистичесиих

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 160277 (21) 2453844/25-27 с присоединением заявки №(23) ПриоритетОпубликовано 2Ь0479.Бюллетень ¹15

Дата опубликования описания 25.04.79 (51} М. Кл.

F 16 D 25/063

Государственный комитет сссР ио делам изобретений и открытий (53) УДК621. 825.. . 54 (088. 8) (72) Авторы изобретения

A.Ф.Митяев, В.Я.Корейво, В.H.Ãóðëåíÿ и И.A.Знак

Pll} Заявитель (54) ФРИКЦИОИИАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортном машиностроении.

Известна фрикционная муфта, содержащая две полумуфты, взаимодействующие через пакет фрикционных дисков и клапан плавного включения (1) ° недостатком его является большой вес и габариты.

Известна также фрикционная муфта, 0 содержащая две палумуфты, взаимодействующие через пакет фрикционных дисков, сжимаемый поршнем со встроенными в него подпружиненными и подвижными по оси золотником и затвором (2) )5

Такая муфта является наиболее близкой к.изобретению по технической сущности и достигаемому результату.

Однако она не надежна в работе, а конструкция ее сложная. ЯВ

Для повышения надежности в работе и упрощения конструкции предлагаемая муфта снабжена установленной в поршне параллельно его оси гильзой, имеющей на наружной поверхности кольце- й5 вую выемку, в которой .выполнены радиальные отверстия,. а золотник смонтирован в гильзе и снабжен двумя буртиками на наружной поверхности, перекрывающими в момент включения ра- ЗО

;,диальные отверстия, при этом в поршне выполнен канал, соединяющий его торцовую поверхность с кольцевой выемкой .гильзы, а затвор размещен s золотнике.

В гильзе могут быть выполнены дополнительные радиальные отверстия, размещенные за золотником.

На чертеже дана фрикционная муфта, разрез.

Она имеет корпус 1 и поршень 2, образующий с корпусом муфты исполнительный. цилиндр 3, уплотняемый кольцами 4 и 5. В поршне 2 расположено устройство плавного включения. Все детали устройства смонтированы в гильзе б. Со стороны цилиндра 3 в гильзу б установлена заглушка 7, фиксируемая от осевого перемещения в обоих направлениях стопорным кольцом 8. В заглушке 7 выполнено дроссельное отверстие 9. В гильзе б размещен золотник 10 гидравлического аккумулятора.

С противоположной стороны в гильзе б установлена крышка 1 1, опирающаяся на стопорное кольцо 12. Между золотником 10 и крышкой 11 расположена пружина 13. Внутри золотника 10 установлен затвор 14 регулирующего клапана, выполненный в виде шара. Затвор

Ъ

14 прижимается к седлу золотника 10 пружиной 15. Для возврата поршня 2 в исходное положение между поршнем 2 и опорой пружин 16 установлены. отжим ные пружины 17.

С целью увеличения усилия сжатия фрикционных дисков в муфте применены .нажимные рычаги 18.

На корпусе 1 муфты установлен венец 19, зафиксированный от осевого перемещения стпорным кольцом 20. Для предотвращения выпадения стопорного кольца 20 из канавки оно обхватывает по наружному диаметру ободом 21. В венце 19 расположены ведущие 22, ведомые 23 и нажимной 24 диски.

Крутящий момент от корпуса 1 к венцу 19 передается через шипы 25, входящие в соответствующие пазы, выполненные в венце 19.

Для слива масла из исполнительног цилиндра 3 в поршне 2 выполнен канал

26, в гильзе 6 — кольцевая выемка 27 и радиальные отверстия 28, в золотнике, 10 — буртики 29, .радиальные отверстия 30 и осевой канал 31. В ко ке 11 имеется отверстие 32.

Для удаления из внутренней полос устройства плавного включения продуктов износа и различных включений„ выпавших из масла, в гильзе 6 (вбли зи крышки ll) выполнены дополнитель ные радиальные отверстия 33. фрикционная муфта работает следу ,ющим образом.

При включении муфты полость исполнительного цилиндра 3 соединяетс с нагнетательной магистралью систе управления. При достижении величины давления, соответствующей усилию от жимных пружин 17, поршень 2 начинае перемещаться в сторону включения ° П окончании выбора зазора между диска ми поршень останавливается, и давле ние в исполнительном цилиндре начинает быстро возрастать.

В случае отсутствия устройства плавного включения-время нарастания давления в исполнительном цилиндре с момента окончания выбора зазора и до достижения номинальной величины черезмерно короткое и обычно составляет 0,05 — 0,08 с.

Подобный темп нарастания давлени вызывает жесткое включение муфты, в результате чего снижается комфортабельность движения и сокращается ср службы деталей и узлов трансмиссии.

Устройство плавного включения по воляет осуществить регулирование да ления в исполнительном цилиндре в соответствии с требуемой характерис тикой.

В первоначальный момент включени муфты начинается перемешение золотника 10. Поступление жидкости в полость гидроаккумулятора осуществляется через дроссельное отверстие 9.

Несмотря на начавшееся движение золотника 10, давление в исполните

658335 4 ном цилиндре 3 продолжает быстро увеличиваться. При достижении расчетного давления затвор 14, преодолев усилие пружины 15, открывается и начинается слив жидкости иэ исполнительного цилиндра через канал 26, кольце-. вую выемку 27, радиальные отверстия

28, кольцевую полость между буртиками, радиальные отверстия 30, осевое отверстие 31, полость пружин 13 и 15 и далее, пройдя осевое отверстие 32

10 и дополнительные радиальные отверсся тия 33, масло попадает к трущимся поверхностям дисков фрикционной муфты, уменьшая износ дисков и температуру нагрева. При закрытии отверстий

15 28 буртиком золотника 10. слив масла прекращается и затвор 14 садится в гнездо золотника 10. После этого давление в исполнительном цилиндре подо нимается до номинального значения, муфта находится полностью во включенном состоянии.

При соединении полости исполнительного цилиндра 3 со сливной магистралью поршень 2 под действием отжимных пружин 17 возвращается в исходти ное положение, диски разъединяются и фрикционная муфта выключается °

После снятия статического давления в исполнительном цилиндре золотник 10„ выталкивая масло из полости гидроаккумулятора через дроссельное отверстие 9, тоже занимает свое первоначальное положение.

Ввиду того, что в процессе перея мещения золотника происходит сжатие мы 3S пружины 15 затвора 14, в исполнительном цилиндре 3 наблюдается постепенное повышение давления в соответствии т с выбранной характеристикой пружины. о Гарантированное перемещение золот40 ника 10 из одного положения в другое обеспечивается, если давление в полости гидроаккумулятора, определяемое суммарным усилием пружин 13 и 15 и площадью золотника 10, на всем учас45 тке перемещения золотника будет меньше давления в исполнительном цилиндре, регулируемом затвором 14 °

При расположении регулирующего затвора внутри золотника гидроаккумулятора названное условие всегда я выполняется.

Давление в исполнительном цилиндре в момент начала слива масла опреок деляется выбранной настройкой затвора 14 регулирующего клапана, а также з- 56 величиной гидравлического сопротивв- ления сливных отверстий, выполненных в золотнике 10 гидроаккумулятора.

Коэффициент гидравлического сопротивления является переменной величиной, я 60 зависящей от скорости вытекающего потока (количества сливаемого масла).

В случае встречного объединения отдельных потоков в один общий, как это выполнено в данной конструкции, 65 коэффициент гидравлического сопротивления изменяется в более широких пре658335 делах, чем, например, в случае расходящего потока.

Ввиду того, что производительность насоса, питающего муфту, зависит от оборотов входного вала гидравлической передачи, изменение давления в полости включения в достаточной степени сог- 5 ласуется с уровнем нагружения фрикционной муфты.

Предлагаемое устройство позволяет осуществить плавное включение фрикционной муфты в диапазоне изменения 10 нагрузок от минимальных, соответствующих режиму трогания автомобиля с места„ до максимальных, которые возникают при переключении передач на режиме полной подачи топлива.

Формула изобретения

1. Фрикционная муфта, содержащая две полумуфты, взаимодействующие через пакет фрикционных дисков, сжимаемых.поршнем, имеющим золотник и эатвор, отличающаяся тем, что,, с целью повышения надежности работы и упрощения конструкции, она снабжена установленной в поршне параллельно его оси гильзой, имеющей на наружной поверхности кольцевую выемку, в которой выполнены радиальные отверстия, а золотник смонтирован в гильзе и снабжен двумя буртиками на наружной поверхности, перекрывающими в момент включения радиальные отверстия, при этом в поршне выполнен канал, соединяющий его торцовую поверхность с кольцевой выемкой гильзы, а затвор размещен в золотнике.

2. Муфта по и. 1, о т л и ч а ю— ш а я с я тем, что в гильзе выполнены дополнительные радиальные отверстия.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент CNA 9 3399639, кл. 192- 87, 17, 1968.

2. Авторское свидетельство СССР

9 258863, кл, В 60 К 17/02, 1968.

Z7 25

Zl н

7S

32

77

7Z

3.1

Б

Составитель И.Яцунов

Редактор Т.Шагова Техред М.Петко Корректор С.Шекмар

Заказ 20?5/32 Тираж 1138 Подписное

11HHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Рау17ская наб.,д.4/5

Филиал ППП Патент, г.ужгород, ул.Проектная,4