Система для управления приводами гравиметра

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Сеюз Севетсиик

Сециапиетичееыик

Реепубпии

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (Н) М. Кл.

GO1 В 11/01 01 Ч 7/04 (22) Заявлено170275 (21) 2106322/24 с присоединением заявки И (23) ПриоритетГосударственный комитет

СССР но делам изобретений н открытий

Опубликовано 250479. Б оллетень %15 (63) УДК62-50 (088.8) Дата опубликования описания 2504..79

o,н.Ваханов, A.и.иванов, В.H.Наумов, л.Д.Немцов и Б.С.Романов

Геленджикское отделение Научно-исследовательского института морской геофизики (54) CHCTENA R VIIPABJIEHHII IIPHBQ IH

ГРАВИМЕТРА

Изобретение относится к области автоматики, а конкретнее - к автоматизации измерений с гравиметрами, предназначенными для дискретных наблюдений.

Известные системы измерений с гравиметрами требуют участия оператора в процессе измерений, вручную или на расстоянии управляющего измерительным приводом маятника гравиметра или перестраивающего диапазон измерений (1) и (2).

Известна система управления приводами-, содержащая фотоэлектрический датчик положения маятника, выход которого подключен ко входу предварительного усилителя, потенциометрический датчик угла поворота микрометрического винта, усилитель мощности, два двигателя, валы которых механически соединены с фотоэлектрическим датчиком положения маятника, а вал первого двигателя — с потенциометрическим датчиком угла поворота микрометрического винта и двумя концевыми выключателями (3).

Известные системы имеют недостаточную точность управления приводами гравиметра.

Целью изобретения является повышение точности системы.

Поставленная цель достигается тем, что известная система для управления приводами гравиметра дополнительно содержит логические элементы

ИЛИ, ЗАПРЕТ, два триггера, два реле, три логических элемента И, нуль-орган, ко входу которого через размыкающие контакты первого реле подключена обмотка управления первого двигателя, через замыкающие контакты первого реле — обмотка управления второго двигателя и непосредственно подключен выход усилителя мощности, ко входу которого через раэмыкающие.контакты второго реле подключен выход предварительного усилителя и через замыкающие контакты второго реле — выход потенциометрического датчика угла поворота микрометрического винта, выход нульоргана соединен с первыми. входами первого и второго логических элементов И, выходы которых подключеиы соответственно к первым входам первого и второго триггеров, йервый выход первого триггера соединен с ..первым входом логического элемента

ЗлПРЕТ и со вторыми входами первого

658403 логического элемента И и второго триггера, выход .которого подключен к первому входу третьего логического элемента И и ко вторым взводам второго логического элемента И и логического элемента ЗАПРЕТ, выход которого соединен с обмоткой второго реле, второй 5 выход первого триггера подключен ко второму входу третьего логического элемента И, выход которого соединен . с обмоткой первого реле, а замыкающие контакты обоих концевых выключателей.10 через логический элемент ИЛИ подключены ко второму входу первого триггера.

На чертеже представлена система для управления приводами гравиметра. 18

Система включает фотоэлектрический датчик 1 положения маятника, потенциометрический датчик 2 угла поворота микрометрического винта, прецварительный усилитель 3, усилитель 20 мощности 4, двигатели 5 и 6,,установленные соответственно на приводах компенсационного и диапазонного устройства. Система содержит концевые переключатели 7,8, установленные на приводе компенсационного устройства и включенные на входы логического элемента ИЛИ 9, выход логического элемента ИЛИ подсоединен на второй вход триггера 10, а первый выход триггера 10 соединен со вторым входом триггера 11, с первым входом логического элемента ЗлПРЕТ 12„ выход которого соединен с обмоткой реле

13 с контактами 13А,и со вторым вхоцом логическЬго элемента И 14; пер- 35 вые входы логических элементов И

14 и 15 соединены с выходом нуль-орган 16, выходы логических элементов

И 14 и 15 включены соответственно на первые входы триггеров 10 и 11, 40 первый выход триггера 11 одновременно соединен со вторым входом логического элемента И 15, со вторым входом логического элемента ЗАПРЕТ

12 и с первым входом логического элемента И 17, выход которого включен на обмотку реле 18 (с контактами

184.), второй вход логического элемента И 17 соединен со вторым выходом триггера 10.

Система работает следующим

ОбразОм.

За нормальное, исходное положение принж аем такое, когда маятник гравиметра находится не в горизонталь55 ном (не в нулевом) положении, HG может быть выведен в горизонт приводом компенсационного устройства. В этом случае система работает на привод компенсационного устройства (см.таблицу истинности логики, положение - ), Сигнал от фотоэлектрического датчика 1 поступает соответственно через контакты реле 13 и 184 (обмотки которых при этом находятся в обесточенном состоянии) к предварительному усилителю 3 и к усилителю мощности 4.

От усилителя мощности сигнал поступает на двигатель 5. С целью исключения ложного срабатывания реле 13 и 18 при сбое триггеров 10 и 11 логический элемент И 17 и логический элемент ЗАПРЕТ 12 выдают сигналы срабатывания только при единственном значении таблицы истинности логики.

В случае выхода компенсационного устройства из диапазона срабатывает один из концевых переключателей 7,8 и через логический элемент ИЛИ 9 опрокидывает триггер 10 в положение

1-0. Код 1 с первого выхода триггера

10 поступает на вход логического элемента ЗАПРЕТ 12, вызывая срабатывание реле 13, контакты 13,(которого включают потенциометрический датчик 2, на„ вход усилителя мощности 4. Одновременно код 1 поступает на вход логического элемента И 14,(см.таблицу истинности логики, положение II).

После вывода. компенсационного устройства в среднее положение нуль-орган 16 выдает сигнал на вход логического элемента И 14, который возвращает триггер 10 в исходное положение 0-1, что приводит к отключению обмотки реле 13, контакты 13 которого при этом вновь подключают предварительный усилитель 3 фотоэлектрического датчика 1 на вход усилителя мощности 4 и вызывает срабатывание триггера 11 в положение 1-0. Код 1 с первого выхода триггера 11 поступает на вход логического элемента И 17, открывая его и вызывая срабатывание реле 18 контакты 18< которого подключают двигатель G привода диапазонного устройства на выход усилителя мощности 4, одновременно код 1. поступает на вход логического элемента И 15.

После вывода маятника в горизонт приводом диапазонного устройства нуль-орган 16 выдает сигнал на вход логического элемента И 15, который возвращает триггер 11 в положение

1-0, выклю ая обмотку реле 18, контакты 18,, которого подключают двигатель 5 на выход усилителя мощности

4. Таким образом, система оказывается приведенной в нормальное исходное положение.

658403

Таблица истинности логики

Положение1 Положение Положение1П

Наименование

Логический элемент

ИЛИ (9) 4 2

Х Х У

Х Х2У

0 0 0

011 ООО

1О 1

Триггер (10 ) А В 0 0

А В00 A ВОО

О 1 О О О О 1

А В О О А В 0 0

О О О 1

Триггер (11) Ь В 0 0

О О О 1 0 О О 1

1 О 1 О

Логический элемент

Х Х2У

Х Хуу

1 О О

О О О

ЗАГ! РЕТ (1 2 )

Логический элемент

И (14) 0 О 0

010 О 0 0

1 1 1 1 0 О

Х Хг

Логический х1хду элемент

И (15) О О О

О О О О 1 0

Логический элемент х х у

Х. Х У

Х Х 2У

О О О 1 1 1

О 1 С

И (17)

Реле (13) выключено в ык люче но включено выключено включено50

Формула изобретения

Реле (18) выключено

Наличие в гравиметре системы для 35 управления приводами компенсационного и диапазонного устройств исключает оператора вообще из процесса управления маятником прибора на любой стадии измерений и таким образом 40 исключает субъективные ошибки, неизбежные при ручном или дистанционном управлении. Кроме того, система для управления приводами гравиметра исключает необходимость кабельной 45 связи при наблюдениях с донными гравиметрами, а также позволяет использовать гравиметры при работе в труднодоступных районах.

Система для управления приводами гравиметра, содержащая фотоэлектрический датчик положения маятника, вы- 55 ход которого подключен ко входу предварительного усилителя, потенциометрический датчик угла поворота микрометрического винта, усилитель мощности, два двигателя, валы кото- . 60 рых механически соединены с фотоэлектрическим датчиком положения маятника, а вал первого двигателя — c потенциометрическим датчиком угла поворота микрометрического винта и двумя концевыми выключателями,о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения точности системы, она содержит логические элементы ИЛИ, ЗАПРЕТ, два триггера, два реле, три логических элемента И, нуль-орган, ко входу которого через размыкающие контакты первого реле подключена обмотка управления первого двигателя, через замыкающие контакты первого реле — обмотка управления второго двигателя и непосредственно подключен выход усилителя мощности, ко входу которого через размыкающие контакты второго реле подключен выход предварительногО усилителя и через замыкающие контакты второго реле выход потенциометрического датчика угла поворота микрометрического винта, выход нуль-органа соединен с первыми входами первого и второго логических элементов И, выходы которых подключены соответственно к первым входам первого и второго триггеров, первый выход первого триггера соединен с первым входом логического элемента ЗАПРЕТ и со вторыми входами первого логического элемента И и второго триггера, выход которого подключен к первому входу третьего логического элемента И и ко вторым входам второго логического элемента И и логического элемента ЗАПРЕТ, выход которого соединен с обмоткой второго реле, второй выход первого триггера подключен ко второму входу третьего логического элемента И, гыход которого соединен с обмоткой первого реле, а замыкающие контакты обоих концевых выключателей через логический элемент ИЛИ подключены ко второму входу первого триггера.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Веселов К.Е. и др. Гравиметрическая разведка. И., Недра, 1968, с ;, 80-100, 110-154.

2.Сборник УХХ Всесоюзная научнотехническая конференция . Львов °, 1972, М., 1972, с.27-28.

3. Николаев П.В. и др. Фотоэлектрические следящие системы

Л 0 изд. Энергия, 1969, 10 с. 102-106, рис,56, Составитель я.Лащев

Р дактор Э,Губницкая Техред N.Ïåòêo Корректор О.Ковинская

Заказ 2038/36 Тираж 865 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва Ж-35 Раушская наб. д.4)5

4илиал ППП Патент, г.Ужгород, ул.Проектная,4