Устройство для контроля реле
Иллюстрации
Показать всеРеферат
658532 з менты И соединены со входами блока анализа неисправностей, выходы которого подсоединены ко входам блока сигнализации и элементов И и к выходу устройства.
Блок-схема устройства для контроля реле и система управления с контролируемыми реле представлена на чертеже и содержит входящие в систему управления I блок управления 2 и передающие контролируемые реле 3, 4, 5, которые параллельно подключены к блоку управления 2 и к общей шине
6. Передающие реле 3, 4, 5 электромеханически связаны с неподвижными 7, 8, 9 и подвижными 10, 11, 12 частями своих замыкающих контактов соответственно. Эти контакты через общую шину 13 и сигнальные шины 14, 15, 16 линии связи 17 по цепям
l8, 19, 20 питания исполнительных органов объекта управления 21 подключены к его блоку питания 22. Общая шина 6 реле 3, 4, 5 и встречно направленная по отношению к ней общая шина 13 линии связи 17 одновременно служат первичными обмотками импульсного трансформатора 23, выполненного в виде замкнутого магнитопровода
24, на котором размещены встречно направленные вторичные обмотки 25, 26. Причем обмотка 25 через первый дискриминатор уровня 27 подключена ко входу элемента И
28, а обмотка 26 через второй дискриминатор уровня 29 подключена ко входу элемента И 30.
Выходы, а также вторые входы элемен- зо тов И 28, 30 соответственно связаны с блоком анализа неисправностей 31, один из выходов которого соединен с блоком управления 2, другой — с блоком сигнализации 32.
Принцип работы устройства заключается в следующем.
3$
Блок управления 2 в соответствии с рабочим алгоритмом функционирования системы управления I включает или отключает реле 3, 4, 5. Причем моменты включения и отключения реле разнесены во време о ни. Кроме того, блок управления 2 посылает в блок 31 импульсы, несущие информацию о предстоящем включении или отключении одного из реле 3, 4, 5.
Блок анализа неисправностей 31 использует полученную информацию для кратковременного стробирования входов элементов 28, 30.
При подаче питающего напряжения на реле 3 через время срабатывания реле замыкается замыкающий контакт 7 10. Ис50 точник питания 22 подключается к цепи 18 питания исполнительного органа объекта управления 21 через общую шину 13 и сигнальнук) шину 14 линии связи 17.
В момент начала протекания тока по общей шине 6 на вторичных обмотках 25, 26 ss импульсного трансформатора 23 появляется бросок напряжения. При этом срабатывает дискриминатор 27, а дискриминатор 29 не
4 реагирует на сигнал противоположной полярности.
Нормализованный сигнал с выхода дискриминатора 27 через элемент И 28 поступает на вход блока анализа неисправностей 31.
После замыкания контакта 7, 10 в момент начала протекания по общей шине 13 линии связи 17 на вторичных обмотках 25, 26 импульсного трансформатора наводится второй бросок напряжения, но уже противоположной полярности за счет встречной направленности общей шины 13 по отношению к общей шине 6.
При этом срабатывает дискриминатор 29, а дискриминатор 27 не реагирует на сигналы обратной полряности.
С выхода дискриминатора 29 нормализованный сигнал через элемент И 30 поступает в блок анализа неисправностей 31, который контролирует наличие двух импульсов, поступивших на его раздельные входы, а также временной интервал между поступлением упомянутых импульсов. Причем при отсутствии первого импульса фиксируется неисправность (типа обрыв) в цепи реле 3, а при отсутствии второго импульса фиксируется неисправность (типа обрыв) в цепи
18 исполнительного органа объекта управления 21. При превышении паспортного времени срабатывания фиксируется параметрический отказ реле. После снятия питающего напряжения с реле 3 через время отпускания реле ранее замкнутый контакт 7, 10 возвращается в нормальное открытое состояние.
В момент прекращения протекания тока по общей шине 6 на вторичных обмотках 25, 26 импульсного трансформатора 23 появляется бросок напряжения, амплитуда которого на каждой из вторичных обмоток 25, 26 оказывается противоположной амплитуде импульса, возникающего на них в момент начала протекания тока через реле 3.
При этом срабатывает дискриминатор 29, а после размыкания контакта 7, 10 — дискриминатор 27. С выходов дискриминаторов
27, 29 нормализованные сигналы через элементы И последовательно во времени поступают на вход блока 31, который контролирует наличие двух импульсов и временной интервал между ними. Причем при отсутствии импульсов фиксируется неисправность в блоке управления 1, а при наличии первого импульса и отсутствии второго фиксируется залипание контакта 7, 10 реле 3.
Кроме того, при превышении паспортного времени отпускания фиксируется параметрический отказ реле 3. Накопленная в блоке
3l контрольная информация поступает затем в блок 32 и одновременно в блок управления 2, где используется в рабочем алгоритме функционирования системы, например, для организации повторной выдачи или снятия команд управления, для включения
658532
Составитель И. Колокольцев
Редактор Н. Веселкина Техред О. Луговая Корректор E. Папп
Заказ 2056/43 Тираж 1014 Подписное
ЦН И И ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ПП П к Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
5 резерва и для блокировок, а также фиксируется соответствующим образом для последующего анализа.
3а счет встречного включения общей шины 6 и общей шины 13 наводимые в магнитопроводе 24 магнитные потоки практически компенсируют друг друга при произвольном числе включенных передающих реле, что обуславливает постоянство амплитуд сигналов, поступающих на входы дискриминаторов 27, 29 и повышает помехоустойчивость работы устройства.
Эффект от использования предложенного устройства выражается в повышении оперативности и достоверности контроля работы реле, в снижении влияния цепей контроля на работоспособность контактов реле за счет гальванической развязки последних с устройством контроля.
Формула изобретения
Устройство для контроля реле, содержащее блок сигнализации и первый дискриминатор уровня, от.1ичаюшееся тем, что, с целью повышения помехоустойчивости устройства, в него введены второй дискриминатор уровня, элементы И, блок анализа неисправностей и импульсный трансформатор, первичные встречно направленные обмотки которого подключены к контрольныи Входам устройства, а вторичные обмотки — ко входам соответственно первого и второго дискриминаторов уровня, выходы которых через соответствующие элементы И соединены со входами блока анализа неисправностей, выходы которого подсоединены ко входам блока сигнализации и элементов И и к выходу устройства.
Источники информации, принятые во вни15 мание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 469957, кл. G 05 В 23/02, 1975.
2. Авторское свидетельство СССР № 506828, кл. G 05 В 23/02, 1976.