Реверсивный тиристорный коммутатор переменного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

О П И С А Н И Е ()658685

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОВСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 04.04.77 (21) 2468695/24-07 (51) М. Кл . с присоединение л заявки )хГе— (23) Приоритет—

Н02 P 1/40

Государственный квинтет

СССР по делам нзобретеннй и открытий

Опубликовано 25.04.79. Бюллетень № 15

Дата опубликования огисания 2б.0Ч, тЭ (53) УДК 621.316 .717.621.313. .333 (088.8) (72) Авторы изобретения

А. A. Сушенцов, H. П. Чернов и И. И. Гудков (71) Заявитель (54) РЕВЕРСИВНЫЙ ТИРИСТОРНЫЙ КОММУТАТОР

ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электродвигателем.

Известны тиристорные коммутаторы, в которых управляющие импульсы для ти-. ристоров формируются из анодного напряжения (1) .

Недостатком таких коммутаторов является необходимость использования контактов, выдерживаюгцих линейное напряжение сети. Кроме того, малая крутизна передних фронтов управляющих импульсов приводит to к разбросу углов, включению тиристоров, что в свою очередь ведет к подмагничиванию двигателя.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является реверсивный тиристорный коммутатор на встречно-параллельно соединенных тиристорах, содержащий синхронизирующие трансформаторы, первичные обмотки которых через конденсаторы подключены параллельно тиристорам, а вторичные обмотки соединены параллельно через диоды, зашунтированы стабилитронами и подключены к узлам управления тиристоров, и ограничители напряжения (2).

Недостатком устройства является низкая надежность, обусловленная ложным срабатыванием узлов управления тиристорами, при паразитных колебаниях в цепи трансформатора и при размагничивании cl o магнитопровода.

Цель изобретения — повышение надежности, а также упрощение устройства.

Поставленная цель достигается тем, что реверсивный тиристорный коммутатор переменного тока, содержащий четыре пары встречно-параллельно соединенных силовых тиристоров и два трехобмоточных синхронизирующих трансформатора, первичные и вторичные обмотки которых соединены между собой соответственно начальными и конечными выводами, а третичные обмотки соединены параллельно через диоды, зашунтированы стабилитронами и подключены к узлам управления тиристоров и ограничители напряжения, дополнительно снабжен двумя двухфазными мостовыми выпрямителями, нагруженными резисторами, шунтирующими стабилитронами и диодами, причем один из двухфазных мостовых выпрямителей подключен зажимами переменного тока к входным шинам пар встречно-соеди658685

Формула изобретения

3j ненных силовых тиристоров, а другой подключен к их выходным шинам, первичные обмотки синхронизируюших трансформаторов зашунтированы цепочками из последовательно включенных шунтируюших стабилитронов и диодов, аноды которых соединены между собой и подключены к положительным полюсам двухфазных мостовых выпрямителей, а вторичные обмотки синхронизируюших трансформаторов зашунтированы цепочками из последовательно включенных шунтируюших стабилитронов и диодов, катоды которых соединены между собой и подключены к отрицательным полюсам двухфазных мостовых выпрямителей. Кроме этого ограничитель напряжения выполнен единым для всех пар силовых тиристоров и включен между общими точками шунтируюших диодов.

На чертеже представлена схема устройства.

Оно содержит четыре пары встречно соединенных тиристоров 1, 2, 3, 4, синхронизируюшие трансформаторы 5, 6, двухфазные мостовые выпрямители 7, 8, шунтируюшие стабилитроны 9, 10, 11, 12, шунтируюшие диоды 13, 14, 15, 16, диоды 17, 18, стабилитрон 19, узлы управления 20, 21, ограничитель напряжения 22 и резисторы

23, 24.

Устройство работает следующим образом

В исходном состоянии, когда все тиристоры коммутатора выключены, к первичным и вторичным обмоткам синхронизируюших трансформаторов 5 и 6 приложены имнульсы напряжения длительностью 240 эл. град., следующие друг за другом через 180 эл. град

При этом на входы узлов управления с двух синхронизируюших трансформаторов поступает непрерывный сигнал.

При подаче команды на включение двигателя от узлов управления поступают управляюшие сигналы на соответствующие тиристоры коммутатора. Включенные тиристоры коммутатора шунтируют выпрямители

7 и 8, и импульсы напряжения перестают поступать на синхронизируюшие трансформаторы. Для исключения влияния падения напряжения на включенных тиристорах последовательно с первичными и вторичными обмотками синхронизируюших трансформаторов включены шунтируюшие стабилитроны

9, 10, 11, 12.

При переходе через нуль тока в той или другой фазе соответствующие тиристоры коммутатора выключаются. Это приводит к разбалансировке напряжения на выходах выпрямителей 7 и 8, на соответствующем нагрузочном сопротивлении 23 и 24 появляется линейное напряжение сети, которое через синхронизируюшие трансформаторы запускает узлы управления тиристоров. Поскольку при этом в любой момент времени при выключении тиристоров на синхронизируюгцие трансформаторы подается достаточно большое по амплитуде напряжение, ло и

3О ао

4S

3О крутизна управлявших импульсов для тиристоров достаточно велика, что уменьшает разброс времени включения тиристоров и, соответственно, подмагничивание двигателя.

После очередного включения тиристоров происходит размагничивание сердечников синхронизируюших трансформаторов. Наводимая при этом в его обмотках ЭДС нагружается шунтируюшими стабилитронами и диодами и не вызывает срабатывание узлов управления тиристоров.

Для зашиты тиристоров от перенапряжений между обшими точками шунтируюших диодов включен ограничитель напряжения, единый для всех пар силовых тиристоров.

Таким образом повышается надежность работы тиристорного коммутатора и упрошается его силовая схема.

1. Реверсивный тиристорный коммутатор переменного тока, содержащий четыре пары встречно-параллельно соединенных силовых тиристоров и два трехобмоточных синхронизируюШих трансформатора, первичные и вторичные обмотки которых соединены между собой соответственно начальными и конечными выводами, а третичные обмотки соединены параллельно череЗ диоды, зашунтированы стабилитронами и подключены к узлам управления тиристором и ограничители напряжения, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, он дополнительно снабжен двумя двухфазными мостовыми выпрямителями, нагруженными резисторами, шунтируюшими стабилитронами и диодами, причем один из двухфазных мостовых выпрямителей подключен зажимами переменного тока ко входным шинам пар встречно соединенных силовых тиристоров, а другой подключен к их выходным шинам, первичные обмотки синхронизируюших трансформаторов зашунтированы цепочками из последовательно включенных шунтируюших стабилитронов и диодов, аноды которых соединены между собой и подключены к положительным полюсам двухфазных мостовых выпрямителей, а вторичные обмотки синхронизируюших трансформаторов зашунтированы цепочками из последовательно включенных шунтируюших стабилитронов и диодов, катоды которых соединены между собой и подключены к отрицательным полюсам двухфазных мостовых выпрямителей.

2. Коммутатор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью упрощения, ограничитель напряжения выполнен единым для всех пар силовых тиристоров и включен между общими точками шунтируюших диодов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Петров Л. П. и др. Асинхронный элект658685

Составитель И. Башкатов

Редактор Д. Зубов Техред О. Луговая Корректор И. Муска

Заказ 2072/51 Тираж 856 Подписное

ЦН И И П И Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4j5

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

S ропривод с тиристорными коммутаторами.

М., Энергия", 1970, с. 102, рис. 51.

2. Обуховский М. П., Подзолов P. Г.

Зависимые схемы управления тиристорными коммутаторами асинхронных электроприводов. «Электропривод», вып. 7, 1971, рис. 2.