Устройство для сборки деталей типа вал-втулка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
6ибл и
О П И С А Н И Е ц659350
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
++@ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 10.02.77 (21) 2452751/25-08 с присоединением заявки М (23) Приоритет (5! ) М. Кл. -
В 23Р 19/04
Государственный комитет по делам изобретений н открытий (43) Опубликовано 30.04.79. Бюллетень ЛЪ 16 (53) УДК 621.757 (088.8) (45) Дата опубликования описания 30.04.79 (72) Авторы изобретения
В. А. Яхимович, В. М. Ковалев и Г. А. Матюшевский
Севастопольский приборостроительный институт (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРКИ ДЕТАЛЕЙ
ТИПА ВАЛ вЂ” ВТУЛКА
Изобретение относится к технологической оснастке сборочного производства и может найти применение в различных отраслях техники.
Известно устройство для сборки деталей типа вал — втулка, содержащее корпус, направляющую трубу и толкатель, установленные с возможностью их вращения (1).
Цель изобретения — расширение технологических возможностей устройства.
Для этого в предлагаемом устройстве для сборки деталей типа вал — втулка направляющая труба выполнена с фланцем, в котором закреплены упругие ориентирующие стер>кни, причем стержни могут быть расположены в диаметральных плоскостях под наклоном к оси устройства, а оси стержней и ось устройства могут перекрещиваться.
Кроме того, стержни могут быть выполнены в виде скоб и установлены с возможностью поворота в отверстиях фланца на разных диаметрах и в разном количестве, а к корпусу устройства может быть прикреплено сопло, струя воздуха из которого направлена на собираемую деталь в радиальном или тангенциальном направлениях.
На фиг. 1 показано предлагаемое устройство; на фиг. 2 — вид по стрелке А на фиг.
1; на фиг. 3 — вариант устройства с наклонными к его оси стержнями; на фиг. 4 — то же, с перекрещивающимися стержнями; на фиг. 5 — то же, стержни выполнены в виде скоб; на фиг. 6 — вид по стрелке Б на фиг.
5; на фиг. 7 — то же, вариант исполнения.
Устройство для сборки деталей включает корпус 1, выполненный, например, в виде статора электродвигателя, полый ротор которого в виде трубы 2 имеет на нижнем
1р конце фланец 3. На фланце 3 закреплен по окружности определенного радиуса ряд упругих стержней 4, между которыми помещают собираемый вал 5. Под валом 5 установлена собираемая с ним втулка 6.
15 Втулка 6 установлена на базе 7. Над устройством сверху находится толкатель 8.
Толкатель 8 может располагаться также внутри трубы 2. Во фланце 3 (см. фиг. 2) выполнены отверстия под стержни 4 на разHblx диаметрах и в разных количествах.
Стержни 4 могут устанавливаться в этп отверстия в разных сочетаниях, например по четыре, по пять и т. п. Воздушное сопло 9 крепится непосредственно к корпусу 1 с помощью кронштейна (на чертеже не показан).
Устройство, показанное на фпг. 3, включает те же элементы, что и устройство на фиг. 1. Отличие его в том, что стержни 4
З0 не параллельны оси трубы (ротора) 2, а наклонены по отношению к ней под некоторым углом. Наклон стержней 4 таков, гго ось каждого стержня 4 лежит в диаметральной плоскости.
Другое устройство, показанное на фиг. 4, отличается от устройства па фиг. 1 тем, гго стержни 4 установлены в отверстиях фланца 3 так, что их оси лежат в плоскостях, нс проходящих через диаметральную плоскость трубы 2, т. е. оси стержней 4 и ось устройства (трубы) 2 представляют собой скрещивающиеся линии (на фиг. 4 показаны только три стержня 4).
Оси стсржней 4 могут образовывать винтовые линии, т. е. располагаться по цилиндрическим поверхностям и отличатьсл от прямых линий.
Устройство, показанное на фиг. 5, отличается от устройства на фиг. 1 тем, что стержни 4 имеют вид скоб, которые могут поворачиваться в отверстиях фланца 3 и фиксироваться в этом положении. Тем самым меняется диаметр цилиндра, который может быть помещен между этими стержнями. В устройствах, показанных на фиг. 1, 3 и 4, стержни 4 также могут быть выполнены в виде скоб.
Кроме электродвигателя, в устройстве можно использовать другие двигатели, напримср пневматические (турбинки и т. д.), гидравлические и другие.
Устройство, показанное на фиг. 1, работает следующим образом.
Вал 5 находитсл на исходной позиции в ориентированном положении. Сначала его переносят с исходной позиции на сборочную позицию, гдс уже находится втулка 6. Длл этого устройство опускается на позицию захвата (т. е. на исходную позицию), непосредственно на вал 5, затем включастсл двигатель. При этом раскручивающиеся стержни 4 «подхватывают» вал 5, раскручивают его, и он «залипает» на стержнях 4.
В таком положении устройство переводится на сборочную позицию, например рукой промышленного робота (на чертеже не показана), и располагается на сборочной позиции над втулкой 6.
Упругие стержни 4 при вращении фланца
3 мелко вибрируют. Эти вибрации передаются валу 5, что улучшает условия сборки, ускоряя ее. Под действием толкателя 8 вал
5 совершает поисковые движения и западает в отверстие втулки 6.
Если же еще дополнительно продувать струю воздуха по радиальному направлению или по касательной, то сборка дополнительно улучшается из-за более сложных поисковых движений вала 5. На фиг. 1 показано, как располагается сопло 9 для слу.чая продувки воздуха по радиальному направлению.
Захват вала 5 не обязательно осуществлять так, как представлено выше. Устройство может постоянно находиться на сбо5
ГО
65 рочной позиции (стационарное устройство).
Б этом случае вал 5 подастся через трубу
2 сверху и располагается над втулкой 6, упираясь в ее торец. Сборка ос,ществляется так же, как описано выше.
Работа устройства, показанного на фиг. 3, происходит аналогично работе устройства на фиг. 1. Но в данном случае захпатывапие вала 5 происходит более надежно, так как во вращающемся устройстве при подобном расположении стержней 4 возникает осевая сила, действующая на захваченный вал 5 вверх, что позволяет лучше удержать
его. Кроме того, при расположении стержней 4 с наклоном (см. фиг. 3) заталкиваемый толкателем 8 вал 5 лучше «ищет» отверстие втулки 6 из-за того, что совершает дополнительно конусообразные движения.
Если подобрать соответствующую жесткость стержней 4 (см. фиг, 3) и скорость вращения фланца 3, то можно первоначально обеспечить захват и удержание вала 5.
При этом стержни 4 занимают положение, показанное на фиг. 3. На сборочной позиции, увеличив по заданной программе скорость вращения фланца 3, можно добиться того, что стержни 4 разойдутся и образуют уже не обратный, а прямой конус. В этих условиях появится сила, толкающая деталь
5 вниз, т, е. загоняющая вал 5 в отверстие втулки 6.
Устройство, показанное на фиг. 4, работает аналогично описанному выше, Но новое расположение стержней 4 ведет к тому, что при вращении фланца 3 по стрелке В (т. с. по часовой стрелке, если смотреть вдоль стрелки Г) валик 5 дополнитсльно отжимается вверх, а если реверсировать вращение (вращать фланец по стрелке Д вЂ” в противоположном предыдущему направлении), то на валик 5 действует дополнительно сила, толкающая его вниз, т. е. в отверстие втулки 6.
Таким образом, при захвате валика 5 фланец 3 вращают в одну сторону, а на позиции сборки его реверсируют, и он вращается в обратную сторону, чем достигается лучшее удержание при захвате и переносе и более активное воздействие на валик 5 при сборке, что ведет к более быстрому соединению с втулкой 6.
Устройство, показанное на фиг. 5, работает, как и устройство на фиг. 1. В данном случае более просто и быстро осуществляется регулировка и настройка устройства.
Для этого стержни 4 в виде скоб поворачиваются на нужный угол в местах своего крепления, как это показано на фиг. 7.
Регулировка длины стержня 4 осуществляется его перемещением в отверстии фланца 3. Стержни 4 в устройствах на фиг. 1, 3 и 4 также могут быть выполнены в виде скоб.
Устройство может работать и в переверпутом положении, когда стержни 4 пахо659350 дятся вверху, над фланцем 3. При этом если в устройство, расположенное таким образом, поместить втулку 6, а затем подать в устройство вал 5, то последний будет играть роль толкателя, причем сборка происходит быстрее тогда, когда вал движется свободно под действием своего веса и поступает в гнездо, образованное стержнями 4.
Формула изобретения
1. Устройство для сборки деталей типа вал — втулка, содержащее корпус, направляющую трубу и толкатель, установленные с возможностью вращения, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью расширения технологических возможностей, направляющая труба выполнена с фланцсм, в котором закреплены упругие ориентирующие стсржни.
2. Устройство по и. 1, отличающееся тем, что стержни расположены в диаметральных плоскостях под наклоном к оси устройства.
3. Устройство по п. 1, отл пч а ю щсс с я тем, что оси стержней и ось устроиства скрещиваются.
4. Устройство по пп. 1 — 3, отл и ч а ю щее с я тем, что стержни выполнены в виде скоб и установлены с возможностью поворота в отверстии фланца.
5. Устройство по пп. 1 — 4, о гл и ч а ющсеся тем, что отверстия во фланце выполнены на разных диаметрах и в разном количестве.
6. Устройство по пп. 1 — 5, отличающ е е с я тем, что к корпусу прикреплено пневматическое сопло, струя воздуха из ко15 торого направлена на собираемую деталь в радиальном или тангенциальном направлениях.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 2о
1. Авторское свидетельство СССР
¹ 290811, кл. В 23 7/06, 1967.
659350
Редактор О. Юркова
Заказ 832/3 Изд. № 318 Тираж 1221 Подписное
НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Составитель С. Новик
Тскред Н. Строга".îâà
Корректоры: Е. Хмелева и О. Тюрина