Механизм блокировки межколесного дифференциала транспортной машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(и) 659423

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сове Сенатских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 05.03.76 (21) 2330981/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.04.79. Бюллетень № 16 (45) Дата опубликования описания 30.04.79 (51) М. Кл."

В 60 К 17,/20

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.114.2-578 (088.8) (72) Авторы изобретения

А. Т. Скойбеда, В, В. Гуськов, П. П. Артемьев, А. А. Шавель, Н. H. Высокосов и А. Д. Ямпольский

Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (71) Заявитель (54) МЕХАНИЗМ БЛОКИРОВКИ МЕЖКОЛЕСНОГО

ДИФФЕРЕНЦИАЛА ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к механизмам блокировки дифференциалов преимущественно транспортных машин.

Известен механизм блокировки межколесного дифференциала транспортной машины, содержащий кулачковую муфту, установленную на полуоси для связи ее с корпусом дифференциала и выполненную из двух частей, одна из которых подвижна в осевом направлении и кинематически связана с органами управления (11.

Недостатком известного механизма являются значительные ударные нагрузки при включении, сложность конструкции.

Цель изобретения — повышение надежно- 15 сти и упрощение конструкции механизма.

Для этой цели в подвижной полумуфте выполнена расточка, в которой установлено кольцо с торцовыми кулачками, имеющими ступенчатую форму, а боковые грани кулачков полумуфт выполнены винтовыми, при этом высота кулачков кольца равна высоте кулачков подвижной муфты.

На фиг. 1 показан механизм блокировки дифференциала в разрезе; на фиг. 2 — кулачковая муфта в разрезе.

Механизм блокировки состоит из корпуса 1 дифференциала, имеющего кулачки, с которым связана подвижная полумуфта 2, установленная на шлицах полуоси 3, свя- 30 ванной с полуосевой шестерней 4. В расточке корпуса дифференциала установлено кольцо 5 с торцовыми кулачками 6 одинаковой длины с кулачками подвижной полумуфты 7. На ступице подвижной полумуфты установлен упорный подшипник 8, а корпус опирается на упорный подшипник 9.

Подвижная полумуфта нагружена пружиной 10 через упорный подшипник и систему рычагов 11.

Механизм блокировки дифференциала работает следующим образом.

При движении по прямой, когда углбвые скорости корпуса 1 дифференциала, полуосевой шестерни 4 и полуоси 3 равны, полумуфта 2 сцепляется с корпусом дифференциала и блокирует дифференциал. При попадании одного из колес ведущей оси на скользкую поверхность дифференциал остается заблокированным и не допускает раздельного буксования колес.

При движении по криволинейной траектории (на повороте) корпус 1 дифференциала и полуосевая шестерня 4 стремятся вращаться с различными угловыми скоростями и нагружают кулачковую муфту крутящим моментом. При этом на кулачках полумуфт 2, 7 возникает осевое усилие, которое прижимает полумуфту 2 к упорному подшипнику 8 и, преодолевая усилие пру659423 жины 10, перемещает полумуфту 2 в осевом направлении. Полумуфта 2, перемещаясь в осевом направлении, увлекает за собой кольцо 5. Когда кулачки полумуфт 2, 7 при относительном вращении выходят из за- 5 цепления, кольцо 5 ступеньками своих кулачков опирается на торцы кулачков полумуфты 2 и препятствует сцеплению их с кулачками полумуфты 7, т. е, кулачковая муфта разомкнута. Корпус 1 дифференциала и полуось 3 имеют возможность относительного вращения — дифференциал разблокирован и выполняет свои функции, т. е. выравнивает касательные силы тяги между колесами, что на повороте очень важно. 15

После окончания поворота при переходе к прямолинейному движению управляемые колеса совершают как правило одно — два колебания. При таких колебаниях полуосевая шестерня 4 замедляет или ускоряет свое вращение относительно корпуса 1 дифференциала, что приводит к изменению направления относительно вращения кулачковых полумуфт 2, 7. Выступы кулачков 6 кольца 5 при этом сходят с торцов кулачков полумуфты 2, под действием пружины

10 кулачковые муфты 2 и 7 сцепляются.

Если возникает потребность принудительного блокирования или увеличения степени блокировки дифференциала, необходимо нажать на педаль, которая через систему рычагов 11 и упорный подшипник 8 перемещает подвижную полумуфту 2 и удерживает полумуфты 2 и 7 в замкнутом состоянии, что обеспечивает полную блокировку дифференциала. При снятии ноги с педали механизм работает в автоматическом режиме.

Формула изобретения

Механизм блокировки межколесного дифференциала транспортной машины, содержащий кулачковую муфту, установленную на полуоси для связи ее с корпусом дифференциала и выполненную из двух частей, одна из которых подвижна в осевом направлении и кинематически связана с органами управления, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и упрощения конструкции, в подвижной полумуфте выполнена расточка, в которой установлено кольцо с торцовыми кулачками, имеющими ступенчатую форму, а боковые грани кулачков полумуфт выполнены винтовыми, при этом высота кулачков кольца равна высоте кулачков подвижной муфты.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США М 2803149, кл. 74 — 710.5, 1957.

659423 с иг.2

Редактор А. Купрякова

Заказ 569/12 Изд. № 300 Тираж 821 Подписное

НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская иаб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Составитель Н. Николаева

Техред Е. Хмелева

Корректоры: О. Тюрина и И. Позняковская