Корректируемый задатчик скорости тормозимого колеса транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(1-1)-659435

ОПИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву 553142 (22) Заявлено 09.09.76 (21) 2401144/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.04.79. Бюллетень ¹ 16 (45) Дата опубликования описания 30.04.79 (51) М. Кл.

В 60Т 8/08

Государственный комитет (53) УДК 629 1192 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения (71) Заявитель

Я. Н. Нефедьев

Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильного электрооборудования и автоприборов (54) КОРРЕКТИРУЕМЪ|й ЗАДАТЧИК СКОРОСТИ

ТОРМОЗИМОГО КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к противоблокировочным устройствам для тормозных систем транспортных средств и является усовершенствованием известного устройства, описанного в авт. св. № 553142. 5

В основном изобретении по авт. св. № 553142 описан корректирующий задатчик скорости тормозного колеса транспортного средства, содержащий блок памяти, информационный вход которого соединен с датчиком скорости колеса, формирователь сигнала ускорения и детектор максимума, выход которого подключен к управляющему входу блока памяти, а вход — через формирователь сигнала ускорения к датчику скорости колеса (lj.

Известный задатчик дает хорошие результаты при торможении транспортного средства на продольных неоднородных дорогах.

Он дискретно корректирует задаваемую скорость путем запоминания скорости тормозного колеса в моменты максимума ускорения вращения (т. е. в моменты ее оптимального значения), что обеспечивает коррекцию при каждом изменении условий сцепления тормозного колеса с поверхностью дороги, но не позволяет осуществлять непрерывную коррекцию, желательную для оптимизации торможения на случай однородной дороги. 30

Цель дополнительного изобретения— повышение точности формирования сигнала задаваемой колесу скорости вращения, особенно на случай торможения транспортного средства на однородной дороге.

Указанная цель достигается тем, что корректируемый задатчик скорости тормозимого колеса транспортного средства по авт. св. № 553142 снабжен датчиком скорости транспортного средства и управляемым делителем напряжения, подключенным сигнальным и управляющим входами к выходам соответственно датчика скорости транспортного средства и блока памяти, охваченного с управляемым делителем напряжения отрицательной обратной связью.

На фиг. 1 представлена блок-схема задатчика; на фиг. 2 — осциллограммы пропорциональных скоростям сигналов, поясняющие работу задатчика; на фиг. 3 и 4 представлены варианты охвата обратной связью блока памяти с управляемым делителем напряжения (в пояснение блок-схемы на фиг. 1).

Задатчик (фиг. 1, 3 и 4) содержит блок памяти 1, датчик 2 скорости колеса, формирователь 3 сигнала ускорения, детектор 4 максимума сигнала, датчик 5 скорости транспортного средства и управляемый делитель напряжения 6.

659435

Датчик 2 скорости колеса соединен с информационным входом блока памяти 1 и через формирователь 3 сигнала ускорения и ,детектор 4 максимума сигнала с управляющим входом блока памяти 1. Датчик 5 ско- 5 рости транспортного средства соединен с сигнальным входом управляемого делителя б напряжения. Цепь 7 отрицательной обратной связи охватывает блок памяти 1 с управляемым делителем 6 напряжения. 10

В случае выполнения управляемого делителя напряжения 6 в виде усилителя на полевом транзисторе 8 с истоковой нагрузкой

9 и с заземленным истоком, как показано на фиг. 3, цепь 7 отрицательной обратной 15 связи (на фиг. 1) образована элементом сравнения 10. При этом соединение блока памяти 1 с датчиком 2 скорости колеса выполнено через элемент сравнения 8, один из входов которого соединен с выходом управ- 20 ляемого делителя 6.

В случае выполнения управляемого делителя напряжения б в виде усилителя на полевом транзисторе с истоковой нагрузкой 9 (т. е. в виде истокового повторителя напря- 25 жения), как показано на фиг. 4, цепь отрицательной обратной связи образуется подключением общего для входа и выхода блока памяти 1 провода 7 к точке соединения истока транзистора 11 с нагрузкой 12. 30

Задатчик работает следующим образом.

В моменты времени tl, 4, tl+l (фиг. 2) происходит замыкание ключа выборки сигнала для блока памяти 1 (фиг. 3, 4) с помощью формирователя 3 и детектора 4 (фиг. 1, 3, 4). 35

При замыкании этого ключа образуется ,временный контур отрицательной обратной связи через цепь 7. В силу компенсирующего действия цепи 7 в схеме устанавливается такой коэффициент деления в делителе б 40 напряжения V„, который соответствует равенству между выходным сигналом Vg уllравляемого делителя 6 и выходным сигналом U датчика 2 скорости колеса независимо от поступающего из датчика 5 напря- 45 жения V> для управляемого делителя 6 (при условии, что V,)У„). После размыкания упомянутого ключа цвпь обратной связи оказывается разомкнутой (фиг. 3, 4) и благодаря сохранению входного напряжения на управляющем входе делителя 6 неизменным, обеспечивается сохранение оптимального соотношения между непрерывно меняющимся (фиг. 2) напряжением VR и выходным сигналом ряд задатчика. В остальном задатчик работает так же, как и задатчик по основному изобретению.

Таким образом, выходной сигнал задатчика непрерывно изменяется вместе с изменением скорости транспортного средства между моментами срабатывания ключа выборки сигнала в блоке памяти 1. В результате такого повышения точности формирования сигнала задаваемой скорости уменьшается степень перерегулирования в противоблокировочном устройстве и повышается эффективность торможения, особенно на однородной дороге, т. е. в случае постоянства оптимального соотношения между скоростью транспортного средства и скоростью вращения тормозимого колеса.

Формула изобретения

Корректируемый задатчик скорости тормозимого колеса транспортного средства по авт. св. Мю 553142, отличающийся тем, что, с целью повышения точности формирования сигнала задаваемой скорости, он снабжен датчиком скорости транспортного средства и управляемым делителем напряжения, подключенным сигнальным и управляющим входами к выходам соответственно датчика скорости транспортного средства и блока памяти, охваченного с управляемым делителем напряжения отрицательной обратной связью.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Ме 553142, кл. В 60Т 8/08, 25.07.75.

Pue. z

Puz. 3

Puz. 4

Составитель Л. Шишкин

Редактор С. Драчевский Техред А. Камышникова Корректорь:: T. Добровольская и И. Позняковская

Заказ 567/10 Изд. ¹ 282 Тираж 821 Подписное

НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, $(-35, Раушская иаб., д. 4/5

Типография. по Сапунова, 2