Устройство для обеспечения движения транспортного средства в колесно-шагающем режиме

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

< >6594 46

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCNOMY СВИДЕ? ЕЛЬСТВУ

Республик l= ф (б1) Дополнительное к азт. свид-зу— (22) Заявлено 07.04.77 (21) 2476372/27-11 с присоединением заявки ЛЪ— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 30.04.79. Бюллетень х;е 16 (45) Дата опубликования оп;IcBH;IH 11.06.79 (51) М. Кл. - В 62 Ь 57, 0

Государственный комитет по делам изобретений и открытий (53) УД1х 629.113.033 (088.8) (72) Авторы изооретсния

И. Ф. Кажукало, В. И. Комиссаров, М. И. Маленков и Г. И. Рыков (7l) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

В KOJIECHO-ШАГАЮЩЕМ РЕЖИМЕ

Изобретение относится к транспортным средствам высокой проходимости и, в частности, с колесно-шагающими движителями.

Известно устройство, содержащее два шарнирно-сочлененных рычага, первый из которых своим свободным концом поворотно соединен с корпусом транспортного средства, а второй — со ступицей колеса, приводы вращения ходового колеса и рычагов и механизм их блокировки, при этом привод вращения колеса выполнен в виде размещенного во втором рычаге гидромотора, привод вращения рычагов выполнен в виде гидроцилиндров, связывающих первый рычаг с корпусом и со вторым рычагом, а блокирующий механизм размещен в приводных элементах (1).

Б целом удовлетворяя требованиям проходимости, это устройство имеет существенные недостатки, заключающиеся в сложности в управлении из-за большого количества приводов (по 3 на ка кдое колесо, 12 — на всю машину) .

Эти недостатки в значительной степени устранены в другом устройстве, которое состоит из колеса, ось которого расположена эксцентрично ободу и соединена с выходным валом редуктора, размещенном в рычаге подвески, входной вал редуктора установлен соосно с шарниром рычага подвески

" корпусе н соединен с управляемым диском дву.,сторонней муфты. одна полумуфта которой жестко связана с корпусом транспортного средства, а другая с рычагом подвески (2).

Это устройство конструктивно просто, привод в колесном и шагающем режиме осуществляется от одного двигателя, персход с шагающего на колесный и наоборот

10 связан только с переключением,зухпозицнонной муфты, Однако это устройство имеет существенный недостаток, заключающийся в том, что переход с колесно. о режима на шагающий и наоборот возможен

15 только в двух положениях за полный оборот колеса, что усложняет осуществление. этих режимов.

Известно еще одно устройство, которо. содержит два равноплечих шарнирно-сос20 дпненных рычага, первый из которых своим свободным концом шарнирно связан с корпусом транспортного средства, второй со ступицей колеса, тяговый редуктор, расположенный в рь:чагах подвески, и меха2 низм блокировки, состо. .шнй из червячной пары. снабженной командным элсктподвнгатслем (3).

Недостатком этого устройства язл cTc!! наличие дифференциальной связи мся,!y рычагами и колесом на этапе перс: о;:»

659446 корпуса, что при неблагоприятном соотношении внешних,сил, действующих на колесо, может.вызвать его откат.

Наиболее близким|к данному изобретенифф 1@ффд, сффВщве известное устройст 1 . й.1 тарам,:блокирующий механизм выполнен в виде трехзвенного планетарного механизма, солнечная шестерня которого соединена с валом двигателя, водило — с входным валом тягового редуктора, а эпицикл — посредством дополнительно введенного редуктора с первым рычагом, .причем эпицикл и водило снабжены управляемым и тормозами (4). В этом устройстве неподвижность колеса,на этапе переноса корпуса обеспечивается жесткой кинематической связью элементов привода. Однако это устройство тактике имеет недостатки, которые заключаются в следующем: — часть тягового редуктора, расположенная в первом и втором рычагах, может быть выполнена только в виде рядного редуктора, что является неоптимальным по компоновочным соображениям; — мощность тягового редуктора передается через общий шарнир двух рычагоз, который может быть загружен значительными внешними силами, что может привести к перекосам осей шестерен, а значит, в конечном счете, к уменьшению надежности работы элементов тягового редуктора.

Целью настоящего изобретения является повышение надежности за счет улучшения его компоновки.

Указанная цель достигается тем, что второй рычаг снабжен пустотелой осью, которая установлена шарнирно в ступице колеса, а двигатель, блокирующий механизм, тяговый и дополнительный редукторы расположены внутри упомянутой оси, причем корпус двигателя снабжен кинематической передачей, связывающей его с корпусом транспортного средства, а также тем, что кинематическая передача выполнена в виде трех шестерен, расположенных в полости второго рычага, сщна из которых установлена жестко на корпусе, двигателя, вторая— промежуточная, а третья жестко соединена с первым рычагом, причем передаточное отношение от третьей шестерни к первой равно двум.

Кинематическая схема предлагаемого устройства изображена на чертеже. Устройство состоит из двух шарнирно соединенны.. рычагов 1 и 2. Первый рычаг 1 свободным концом установлен шарнирно на корпусе 8 транспортного средства. На конце второго рычага 2 закреплена пустотелая ось 4, которая установлена шарнирно в ступице колеса 5.

Рычаги 1 и 2 кинематически связаны между собой с помощью редуктора 6 с передаточным отношением 0,5.

Рычаг 1 с помощью редуктора 7 с передаточным отношением равным двум, свя5

65 зан с корпусом двигателя 8, который установлен шарнирно в пустотелой оси 4.

Выходной вал двигателя 8 соединен с солнечной шестерней 9 блокирующего механизма. Двойной сателлит 10 входит в зацепление с эпициклом 11, который снабжен управляемым тормозом 12, и вторым эпициклом 13, который снабжен управляемым тормозом 14. Водило 15 блокирующего механизма соединено с входным валом тя. гового редуктора 16, выходной вал которого соединен со ступицей колеса 5. Эпицикл

11 блокирующего механизма соединен с входным валом дополнительного редуктора

17, выход которого (водило 18) соединен с пустотелой осью 4 рычага 2.

Работа устройства в колесно-шагающем режиме осуществляется следующим образом. При включении тормоза 12 эпицикл 11 соединяется с корпусом двигателя 8. При включении, двигателя 8 вся мощность через блокирующий механизм и тяговый редуктор

16 передается к колесу 5. Тормоз 14 прн этом выключен. Движитель работает в колесном режиме. Реактивный момент, возникающий от редукции в тяговом редукторе и блокирующем механизме, передается на корпус двигателя 8, а затем на корпус транспортного средства, так как если передаточное отношение редуктора 7 равно двум, а ре1дуктора б равно 0,5, то корпус двигателя 8 связан с корпусом транспортного средства 8 плоскопараллельно.

В колесном режиме рычаг 2 не вращается, так как он связан с корпусом двигателя 8.

Для реализации этапа выноса колеса. при работе в колесно-шагающем режиме, выключаются оба тормоза 12 и 14. Прн этом, меж дну эпициклом 11 и водилом 15, а также между выходным валом тягового редуктора 16 и его корпусом (которым является пустотелая ось 4) и, следовательно, между соединенными с этими звеньями рычагом 2 и колесом 5 устанавливается дифференциальная связь так, что вращаются и второй рычаг и колесо. Колесо перемещается как ведущее, от момента на колесе, и как толкаемое, от силы на конце второго рычага, причем чем больше сила сопротивления качению колеса, тем больше момент на колесе и тем больше толкающая сила.

При этом, реактивный момент, возникающий на корпусе двигателя 8, передается через редукторы 6 и 7 на, корпус транспортного средства, а сам корпус, двигателя 8 совершает плоскопараллельные перемещения.

Для реализации этапа выноса корпуса тормоз 12 выключается, а тормоз 14 включается. При этом, водило 15 оказываетсч соединенным с корпусом двигателя 8. Вся мощность двигателя 8 через блокирующий механизм, эпицикл 11 и дополнительный редуктор 17 передается на пустотелую ось 4, 659446

9 приводя во вращение рычаги 1 и 2. 1 роме того, мощность от двигателя 8 через блокирующий механизм и водило /5 передается на входной вал тягового редуктора !б.

Таким образом происходит одновременное вращение и входного вала тягового редуктора /б и корпуса тягового редуктора, которым является пустотелая ось 4.

Торможение движителя осуществляетс» одновременным включением тормозов 12 и

14.

Применение данного изобретения позволяет повысить надежность колесно-шагающего движителя, улучшить его компоновку, уменьшить напряжения в элементах зубчатых редукторов.

Формула изобретения

1. Устройство для обеспечения движенич транспортного средства в колесно-шагающем режиме, содержащее два шарнирно сочлененных рычага, первый пз которых шарнирно соединен с корпусом транспортного средства, а второй — со ступицей колеса, двигатель, блокирующий механизм, тяговый и дополнительный редукторы, о тличающееся тем, что, с целью повышения на дежности за счет улучшения его компоновки, второй рычаг снабжен пустотелой осью, которая установлена шарнирно в ступице колеса, а двигатель, блокирующий механизм, тяговый и дополнительный редукторы расположены внутри упомяs нутой оси, причем корпус двигателя снабжен кинематической передачей, связывающей его с корпусом транспортного средства.

2. Устройство по п. 1, отлич ающее10 с я тем, что кинематическая передача выполнена в виде трех шестерен, расположенных в полости второго рычага, одна из коTopblx установлена жестко на корпусе двигателя, вторая — промежуточная, а третья

15 жестко соединена с первым рычагом, причем передаточное отношение от третьей шс стерни и первой равно двум, Источники информаш|п, принятые во

20 внимание при экспертизе:

1. Патент США ¹ 3842926. кл. 180-8, 1974.

2. Авторское свидетельство СССР

¹ 53438б, кл. В б2 D 57/02, 1975.

3. Авторское свидетельство СССР

¹ 552232, кл. В б2 D 57/02, 1975.

4. Заявка М 236133б/11, кл. В 62 D 57/02, 197б, по которой принято решение о выдач авторского свидетельства,