Способ обнаружения нарушений режима работы эксплуатационной скважины при групповой системе сбора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(гг)659727
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Сеюз Советекна
Сецналнетнчееина
Реепублнн (63) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 180371 (21) 1637013/22-03 с присоединениеы заявки № 241994б/22-03 (23) Приоритет—
Опубликовано 3004.79. Б»оллетень №16
Дата опубликований описании 300 479 (И) й. Кл.
Е 21 В 43/00
Государственный номнтет
СССР по делам нзобретеннй н открытнй (53) УДК622. 24 (088. 8) (72) Авторы
ИЗОбрЕТЕНИЯ М. A. Романов, В. Г. Кривов и Н. М. Колотуша (54 ) СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ НАРУШЕНИЯ РЕЖИМА
ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ СКВАЖИНЫ ПРИ ГРУППОВОЙ
СИСТЕМЕ СБОРА
Изобретение относится к области добычи нефти и газа и может быть ис. польэовано при контроле за режимом работы эксплуатационных скважин.
Известны способы контроля работы эксплуатационной скважины с помощью датчиков пс»дачи fl).
Указанные способы связаны с индивидуальной настройкой приборов к параметрам скважины, а также обла- © дают низкой надежностью вследствие износа датчиков механическими частицами, содержащимися в сырой нефти.
Также известны способы обнаружения нарушений режима работы эксплуатацион-»5 ной скважины, основанные на измерении давления в выкидной линии (2).
Эти способы также обладают низкой надежностью, обусловленной большой инерционностью иэг,1нения давления на устье скважины и невозможностью обнаружения утечек нефти и газа через прорывы выкидного.трубопровода.
Целью изобретения является повышение надежности обнаружения наруше- нб ний режима работы скважины.
Поставленная цель достигается тем, что определяют изменение перепада давления между штуцерами на устье скважины и на шлейфе перед группо- @» вой установкой, по которому судят о нарушении режима работы.
Сущность способа заключается в создании давления в выкидной линии скважины, отличного от буферного давления скважины и давления на групповой установке путем установки двух гидравлических сопротивггений (штуцеров) на буфере скважины и на шлейфе этой скважины возле распределительной гребенки и регистрируемого манометром с дистанционной передачей.
В частном случае в качестве манометра с дистанционной передачей может быть применен электроконтактный манометр, аварийный сигнал с которого через блок сигнализации на групповой установке подается на диспетчерский пульт.
В шлейфе между штуцерами создается подпор давления в 2-3 атмосферы по отношению к давлению на групповой установке.
Пределы сигнализации электроконтактного манометра устанавливаются на 1,0-1,5 атмосферы ниже и выше давления на участке между штуцерами, но с таким расчетом, чтобы нижний предел был больше давления на групповой установке, верхний — меньше и
6597
Формула изобретения
Составитель A. Назаретова
Ре акто Г. Прусова Техред И .Асталош.
Корректор Г. Назарова
Заказ 2126/7 Тираж 656
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035 москва Ж-35 Ра ская наб.
Подписное
4 5
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 значительней давления на устье скважины.
Всякое изменение потока нефти или газа вызывает изменение давленля между штуцерами в большую или меньшую сторону. Незначительные изменения несущественны и не вызывают срабатывания контактов, значительные же изменения потока вызывают замыка ние контактов электроконтактного манометра и выдачу сигнала нарушения режима скважины на диспетчерс- 10 кий пульт.
Возможны следующие случаи нарушения режима скважины:
1). Пробка в скважине. В этом случае давление на устье будет д падать, поток уменьшаться, давление между штуцерами упадет до давления на групповой установке - произойдет замыкание нижнего контакта электроконтактного манометра: 20
2). Забит штуцер на скважине. Давление между штуцерами упадет до давления на групповой установке и замкнется нижний контакт манометра;
3). Значительный прорыв трубопрово- да скважины между штуцерами. Давление
Л между штуцерами упадет и произойдет замыкание нижнего контакта манометра;
4), Забит штуцер на групповой. Давление между штуцерами поднимается до давления на устье скважины и замкнется верхний контакт электроконтактного манометра;
27 4
5). Прорыв пластового газа вызовет повышение давления на устье скважины, а соответственно, и давления между штуцерами, произойдет замыкание верхнего контакта электраконтактного манометра;
6), При аварийном падении давления на трапе на групповой установке падает давление и между штуцерами выдается аварийный сигнал на пульт.
Способ обнаружения нарушений режима работы эксплуатационной скважины при групповой системе сбора, основанный на измерении давления в выкидной линии, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности, определяют изменение перепада давления между штуцерами на устье скважины и на шлейфе перед групповой установкой, по которому судят о нарушении режима работы.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Свердлов Г. М. др. Системы и средства автоматизации технологических объектов нефтедобычи. М., Недра, 1964 с. 19-22.
2 ° Горбатиков В. A. и др. Проектирование комплексной автоматизации нефтяных промыслов. N., Недра, 1965, с. 18-19.