Опорный подшипник скольжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(и) 65980!

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Реслублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 14.09.76 (21) 2404959/25-06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.04.79. Бюллетень N 16 (45) Дата опубликования описания 30.04.79 (51) М. Кл,-"

F 16С 17/02

F 01D 25/16

Государственный комитет (53) УДК 621.165-233. .21 (088.8) ло делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

В. Н. Зеленин, А. Е. Языков и В. А. Долганов

Уральский филиал Всесоюзного дважды ордена Трудового

Красного Знамени теплотехнического научно-исследовательского института им. Ф. Э. Дзержинского (54) ОПОРНЫИ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к области турбиностроения, а именно к опорным подшипникам мощных турбоагрегатов.

Известен опорный подшипник скольжения, в котором как рабочий, так и аварий- 5 ный подвод масла осуществляется в зазоре между шейкой вала и опорной поверхностью со стороны выхода из смазочного клина нижнего (несущего) вкладыша (1).

Недостатком такого подшипника являет- 10 ся недостаточная оперативность и надежность аварийной подачи масла при авариях основной системы маслоснабжения.

Известен также опорный подшипник скольжения, содержащий верхний и ниж- 15 ний полукольцевые вкладыши, полукольцевую маслоперепускную канавку в верхнем вкладыше, ограниченную двумя торцовыми поясками трения, основной и резервный каналы для подвода масла, присоединен- 20 ные соответственно к входному и выходному концу маслоперепускной канавки.

В этом подшипнике скольжения масло из резервного бачка по основному каналу поступает в расположенную в верхнем вкладыше маслоперепускную канавку и далее переносится валом на вход смазочного клина, а по резервному (аварийному) каналу направляется непосредственно к входу смазочного клина (2). ЗО

По своей технической сущности этот подшипник является наиболее близким к данному изобретению.

Недостаток такого устройства заключается в том, что при окружных скоростях шейки вала выше 30 м/с частьотработанного масла по маслоперепускной канавке нагнетается через аварийный канал обратно в резервный бак, а также в смазочный клин, что приводит к повышению температуры и загрязнению (аэрации) масла в бачке и смазочном клине, ухудшению впбрационной устойчивости подшипника и ускоренному старению масла.

Целью изобретения является повышение надежности и эксплуатационной экономичности подшипника благодаря увеличению вибрационной устойчивости и срока службы используемого масла.

Эта цель достигается тем, что в маслоперепускной канавке установлена сегментная разделительная вставка, а ось последней смещена относительно оси канавки в сторону ее входного конца, на входной части вставки укреплены ребра жесткости, а на выходной кромке — упругий козырек, опирающийся на периферийную стенку маслоперепускной канавки, перед козырьком во вставке выполнено сквозное маслораспределительное окно, перед окном на

659801

05 внутренней поверхности вг12вки — ма -.тосборпыс канавки, а 11 то1рцов1.1х пояс ках трс1:ил c êèîç!Iûå дре ажнь1с отвсрС !1 1, ООб11 С!1ныс С Ъ12С,10СООрнымll канав

Ка,! I.l.

Маслосборные канавки могут иметь винтовую шсвропную форму, при этом всрш III2 шеврона направлена к входному концу

IICT2iI 1I, 2 $ ÃÎ, 1 при вер1!111нс СОСТ11в, I2PT ОТ

90 до 170".

Il2 фпг. 1 изооражсн предлагаемый опорпьш подшп11н11к скольжения, попсрсчнос сечение, на фнг. 2 — меридиопальный разрез Л вЂ” Л 112 фиг. 1.

Опорный подшипник скольжения, поддерживающий шейку вала 1, состоит из двух полукольцсвых вкладышей: верхнего (пенагружснпого) 2 и нижнего (несущего)

3. В верх11см вкладыше проточспа маслоперепускная канавка 4, ограничс.1ная с обеих сторон торцовыми поясками трения

5. Выходной конец маслоперепускной кап аьки сообщается с полостью смазочного клина 6 между опорной поверхностью нижнего вкладыша 3 и шейкой вала 1. Квходному концу маслоперепускной канавки присоединен основной канал 7 для подвода масла из резервного бачка 8. Резервный (аварийный) подводящий канал 9 соединяет бачок 8 непосредственно со входсм смазочного к, и:.на 6.

В маслоперспускной канавке 4 установлена сегментная (дугообразная) разделительная «ставка 10, смещснная относительно осп симметрии канавки 4 в сторону ее входного конца (на фиг. 1 направо). Укрепленные во внешней поверхности входной части вставки ребра жесткости 11 опираются на периферийную стенку канавки 4 и фиксируют вставку в заданном положении относительно канавки. Вставка 10 делит канавку 4 на два канала: наружный канал 12, расширяющийся в направлении движения вала, и сужающийся канал 13, ограниченпьш снизу шейкой вала 1. Выходная часть вставки 10 не имеет ребер жесткости и выпо!!

Канавки 16 могут иметь в плане форму винтового шеврона (фпг. 2), вершина которого направлена к входному концу канавки 4, т. е. против вращения вала. С целью наиболее эффективного улавливания масла, угол при вершине шеврона выбирается в пределах от 90 до 170 .

Зо

33

55 ,0

1 (О чшllп1111к пабот 11 т,1С 7А 1011 11 С Об1

ЗОМ.

Смазочное масло подводится пз бачка 8 по основному кана,.у 7 в маслоперспусIную канавку 4, где разделяется вставкой

10 на два потока — внутренний поток, к которому подмешпваетсл также часть выходящего пз смазочного клипа 6 отработ;-.иного масла, увлекается шейкой вала 1, IIaгревается и постепенно вытесняется из сужающе1ося канала 13 в кольцевые зазоры между торцовыми полска»ll !pe!I;Iz 5 и шейкой вала 1. Оставшаяся часть нагрс. ого масла внутренне-о потока улавливается маслосборными канавками 16 и отводится через дренажные отверстия 17 из рабочей зоны подшипника. Внешний, более холодньш поток масла протекает под действием избыточного даьленпя I!o каналу 12 и через маслораспределитсльное окно 15 поступает в смазочный клин 6.

Благодаря упругости выходной части вставки 10 и козырька 14 выходная крс мка вставки постоянно поджимается давлением масла к шейке вала 1, а козырек 14— к стенке канавки 4, обеспечивая сохранение клиновой формы сужающегося канала

13 и запирание канала 12 при любом рабочем положении вала в расточке вкладышей.

Таким образом, отработанное и нагретое в результате взаимодействия с шейкой вала в маслоперепускной канавке масло отводится наружу и не поступает ни в смазочный клин 6, ни в аварийный канал 9.

Благодаря этому устраняется повышение температуры и загрязнение (аэрация) масла в резервном бачке и смазочном клине, улучшается вибрационная устойчивость и замедляется старение масла, что приводит к повьппеншо эксплуатационной надежности и экономичности подшипника.

Формула изобретения

1. Опорный подшипник скольжения, преимущественно для мощных турбоагрегатов, содержащий верхний и нижний полукольцевые вкладыши, полукольцевую маслоперепускную канавку в верхнем вкладыше, ограниченную двумя торцовыми поясками трения, основной и резервный каналы для подвода масла, присоединенные соответственно к входному и выходному концу маслоперепускной канавки, о т л и ч а ю щ и йся тем, что, с целью говышения падеж.1ости и эксплуатационной экономичности подшипника, в маслоперепускной канавке установлена сегментная разделительная вставка, а ось последней смещена относительно оси канавки в сторону ее входного конца.

2. Подшипник по п. 1, отличающийсяя тем, что па входной части разделительной вставки укреплены продольные ребра жесткости, 2 12 выходной кромке — упру659801 гий козырек, опирающиеся на периферийную стенку маслоперепускной канавки, перед козырьком во вставке выполнено сквозное маслораспределительное окно, перед окном на внутренней поверхности вставки — маслосборные канавки, а в торцовых поясках трения — сквозные дренажные отверстия, сообщенные с маслосборными канавками.

3. Подшипник по пп. и 1 и 2, отл и ч аю шийся тем, что маслосборные канавки

6 имеют винтовую шевронпую форму, вершина шеврона направлена к входному концу вставки, а угол при вершине составляетот

90 до 170 .

5 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 230835, кл. F 01Р 25/18, 1968.

2. Каров А. П. Предупреждение аварий

IO подшипников паровых турбин. М., «Энергия», 1974, с. 66 — 70, рис. 13.

659801

70 И

Рыг. "

Составитель А. Фридрих

Корректор E. Хмелева

Редактор Т, Горячева

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 684/9 Изд. № 302 Тираж 1138 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5