Электрическая машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских (11) 66ol sl
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 09.02.76 (21) 2322911/24-07 с,присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 30.04.79. Бюллетень ЛЬ 16 (45) Дата опубликования описания 08.06.79 (51)М.Кл.- "Н 02 К 1/32
Государственный комитет ло делам изобретений н открытий (53) УДК 621.313.713 (088.8) (72) Авторы изобретения
Н. А. Куцын, Ю. В. Поршнев и М. Г. Жабров (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА
Изобретение относится к области электротехники, к разделу электрических машин.
Известна электрическая машина с воздушным охлаждением, содержащая ротор с сооощающимися радиальными и аксиальными каналами jl).
Однако такая конструкция не применима в машинах переменного тока.
Известна также электрическая машина с воздушным охлаждением, содержащая статор с радиальными каналами и ротор, имеющий пакеты магнитопровода с аксиальными каналами, обмотку и установленные между пакетами радиальные элементы с образованием радиальных каналов, сообщающихся с аксиальными (2).
11едостатком в конструкции таких машин являются значительные вентиляционные потери, которые обусловлены наличием вентиляционных распорок в радиальных 20 вентиляционных каналах ротора.
Кроме того, выполнение вентиляционных распорок в радиальных вентиляционных каналах между пакетами магнитопровода ротора усложняет технологию изготовления 25 ротора, увеличивает габариты, вес и трудоемкость изготовления машины, снижает эксплуатационную надежность машины, так как вентиляционные распорки под действием центробежных сил могут отрываться.
С целью устранения указанного недостатка радиальные элементы выполнены в виде дополнительных пакетов магнитопровода, имеющих пазы, одни из которых открыты по периферии и служат радиальными каналами.
На фиг. 1 изображена предложенная электрическая машина, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, разрез по А — А; на фиг. 3 — то же, разрез по Б — Б.
В дополнительнь)х пакетах 1 магнитопровода ротора выполнены открытые пазы, служащие радиальными каналами 2, которые сообщаются с акспальными вентиляционными каналами 8, выполненными в спинке пакетов 1, и радиальными вентиляционными каналами 5 магнитопровода статора б.
Циркуляция потока внутреннего iëàäагента осуществляется напорными элементами 7, расположенными на валу 8 ма)чп)топровода ротора.
По трубкам 9 воздухоохладнтеля 10 пдогоняется !!арф ж))ы)! Возд . напорны)1 элементом 11.
:<ладагент напорными элементамп 7 подается в межтрубное пространство воздухоохладителя 10 )1 после охлаждения попадает в аксиальныс вентиляционные каналы 12. расположенные над спинкой магнптопровода статора 6, из которых часть потока хлад660151 агента поступает в радиальные вентиляционные каналы 5, а другая часть — в камеры И и 14 лобовых соединений 15 и 16 обмотки статора. Стержни 17 обмотки ротора проходят через закрытые пазы 18 дополнительных пакетов. Из каналов б через воздушный зазор машины хладагент попадает в каналы 2, затем в аксиальные канал:.t 8 магнитопровода ротора. Из каналов 8 и камер Я и 14 струи потока xëà. àãåíòà па- 10 праиляются в напорные элементы 7.
Таким образом, путь циркуляции в:. . треннего iëàäàãåíòà замыкается.
Радиальные каналы 2 могут быть выполнепы наклоненными к радиальной осн ротора, а также изогнутыми с непостоянным наклоном к радиальной оси.
В данной конструкции электрической машины с шихтованнымп магнитопроводамн статора и ротора обеспечивается -ie только снижение вентиляционных потерь, но и улучшение, главным образом, технологичности конструкции ротора электри«еской машины, так как и радиальные канглы и аксиальные вентиляционные каналы зыштампованы в отдельных пластинах, из которых набраны чередующиеся между собой пакеты 1 и 4 магнитопровода ротора. Наличие в магнитопроводе ротора пакетов с радиальными каналами 2 позволяет обеспечить заливку беличьей клетки без примене. ния дополнительных конструктивных и вентиляционных элементов ротора л без пр" мснения дополнительных технологических приспособлений.
Таким образом данная конструкция позволяет повысить эксплуатационную надежность, позволяет уменьшить габариты, вес, повысить КПД и лучше использовать активные части машины.
Формула изобретения
Электрическая машина с воздушным охлаждением, содержащая статор с радиальными каналами и ротор, имеющий пакеты магннтопровода с акснальпымп каналами, обмотку и установленные между пакетами радиальные элементы с образованием радиальных каналов, сообщающихся с аксиальными, отличающаяся тем, что, с целью улучшения технологичности при одновременном снижепни вентиляционных потерь, радиальные элементы выполнены в виде дополнительных пакетов магнитопровода, имеющих пазы, которые выполнены открытыми по периферии и служат радиальными каналами.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Алексеев А. Е. Конструкция электрических машин. ГЭИ, 1949, с. 44.
2. Сборник трудов ЦПКТБ КЭМ. Электрические машины переменного тока. «Энергия», выпуск 1, Л., 1973, с. 19 — 26, 179 — 187.
660151
1ф 6 !2 5
Фиг. f
Б — Б
Тиг г
Редактор Б. Герцен
Корректор С. Файн
Заказ 313/512 Изд. № 290 Тираж 865 Подписное
НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий
1l3035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5
Тип. Харьк. фил. пред. сПатент»
А -A га
Составитель JI Карцева
Техред Е. Хмелева