Привод к центробежной машине
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Реотублнк
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (i»660719 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 23.05.77 (21) 2488076/23-13 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.2
В 04 В9/02
Государственный казатет
СССР лн делам нзабретенн» н аткрытнй (53) УДК 66.067.,57 (088.8) Опубликовано 05.05.79. Бюллетень № 17
Дата опубликования описания 14.05.79 (?2) Авторы изобретения
В. И. Деханов и Д. Е. Шкоропад
Д Н1 Ич1
Московский ордена Трудового Красного Знамени институт химического машиностроения (71) Заявитель (54) ПРИВОД К ЦЕНТРОБЕЖНОЙ МАШИНЕ
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к приводам для разгона быстровращающихся частей, обладающих большим моментом инерции, например, центробежным сепараторам, центрифугам и может быть использовано в пищевой, химической, легкой и нефтеперерабатывающей отраслях промышленности.
Известны приводы к центробежным машйнам, например, сепараторам, содержащие ременную передачу, ведомую и ведущую системы, последняя из которых включает в себя электродви га тел ь, центробеж ную фри кционную муфту и неподвижную консоль с установленным на ней с помощью подшипников шкивов (! ).
Поскол ку для поддержания требуемой скорости вращения ротора центробежной машины требуется значительно большая мощность и крутящий момент, что при разгоне, то существенным недостатком известных при- 20 водов является отсутствие возможности регулирования величины передаваемого центробежной фрикционной муфтой крутящего момента.
Известен также привод к центробежной машине, например, сепаратору, содержащий ведомую и ведущую системы, последняя из которых включает вертикально установленный электродвигатель, центробежную фрикционную муфту с ведущей и ведомой полумуфтами и фрикционными колодками, гильзу с концентрично установленной внутри нее тягой управления, устройство для увеличения передаваемого муфтой в рабочем режиме крутящего момента, шкив и ременную передачу (2) .
Данный привод является наиболее близким к заявляемому по технической сущности и достигаемому результату.
В известном приводе плавный разгон ротора центробежной машины осуществляется при помощи центробежной фрикционной муфты разгона. Муфта обгона в это время выключена, ее ролики прижаты к ведущей полумуфте таким образом, что между ними и раоочей поверхностью ведомой полумуфты образуется некоторый зазор. Как только ротор машины выйдет на рабочие обороты, ролики при помощи тяги управления освобождаются и под действием пружин выталкиваются в рабочую зону, где заклиниваются между рабо660719
25 зо
40
Формула изобретения
55 чими поверхностями ведущей и ведомой полумуфт. В результате заклинивания роликов, скорости ведущей и ведомой полумуфт выравниваются, исключается возможность проскальзывания и фрикционная муфта автоматически перестает работать. С этого момента вращение ротора машины осуществляется при помощи муфты обгона, которая способна передавать значительно больший крутящий момент, чем центробежная фрикционная муфта в процессе разгона. Недостатком указанного привода является сложность его изготовления, особенно муфты обгона.
Целью изобретения является упрощение конструкции и повышение надежности привода.
Эта цель достигается тем, что устройство для увеличения передаваемого муфтой в рабочем положении крутящего момента содержит подпружиненные утгругими элементами толкатели, укрепленные на свободных ког.цах колодок фрикциониой муфты, и взаимодействугошую с толкателями втулку, установленную с возможностью осевого перемещения на ведущей полумуфте, соединенную при помощи подшипников с тягой и имеющую на наруж!гой поверхности ирофилированный участок.
На гЬиг. .— общий вггд привода; на фиг. 2 — вид по стрелке А на фиг. 1.
Привод к центробежной машине содержит ведущую и ведомую системы, при этом последняя включает в себя ведомый шкив 1, посаженный на вертикальный вал 2 ротора 3 центробежной машины.
Бедугцая система содержит вертикально установленный электродвигатель 4, центробежную фрикциониуо муфту, гильзу 5, установленную с возможностью вращательного двгг>кеггия, коицентрично установленную внутри гильзы тягу 6, ведугций шкив 7, смонтированный íà нижнем конце гильзы, и поликлиновой ремень 8.
Фрикциоггная центробежная муфта образована ведущей и ведомой полумуфтами 9 и 10. Ведомая полумуфта 10 закреплена на верхнем участке гильзы 5, а ведущая — на валу электродвигателя 4 и снабжена колодками 11 с фрикциснными накладками 12, взаимодействующими с рабочей поверхностью ведомой полумуфты 10. На свободном конце каждой из колодок 11 смонтированы толкатели 13, которые имеют возможность радиального перемещения и подиружинены упрутими элементами 14.
На ведущей полумуфте уста.новлена с возможностью перемещения вдоль ее оси под действием центробежных сил втулка 15, имеющая профилированный, например, конусный участок 16 на наружной поверхности.
Втулка 15 соединена с валом электродвигателя 4 при помощи подшипников качения.
При перемещении втулки 15 в осевом направленни толкатели 13 могут вступать в контакт с профилированным участком 16.
Привод работает следующим образом.
Перед включением электродвигателя 4 тяга 6 и втулка 15 находятся в крайнем положении, в результате толкатели 13 не имегот контакта с профил грованны vl участком 16 втулки 15. При включении электродвигателя 4 колодки 11 под действием центробежных сил прижимаются фрикционными накладками 12 к ведомой иолумуфте 10 и
n()i" .епенио, за счет возникающих сил трения, разгоняют гильзу 5 до синхронного с валом электродвигателя числа оборотов.
После этого тяга 6 с подвижной втулкой
15 ири помощи любого известного устройства (гга чертеже не показагго г перемещается в крайнее верхнее положение до соприкосновеnèÿ толкателей 13 с профилированным участком 16 втулки 15. При дальнейшем перемещении втулки 15, толкатели !3 иереме1цаются в радиальном направлении, сжимая упругие элементы 14. Возникающие при этом силы упругости увеличивают силу прижатия колодок 1 к внутренней поверхности ведомой полумуфты 10, а, следовательно, и передаваемый крутящий момент. Таким образом, при установившемся рабочем режиме, привод спосооен передавать больший крутящий момент, чем при разгоне.
Исиользоваггие настоящего изобретения позволит в несколько раз увеличить передаваемый приводом в рабочем режиме кру ::и,ий момент, стабилизировать технологический процесс, повысить надегкиость машины в целом и позволит использовать обычные асинхронные электродвигатели, заменив ими дорогостоящие привода с электроаипаратурой раз она типа токовых или частотных преобразователей, что, в свою очередь, упростит обслуживание данных сепараторов и значительно сократит производственные площади.
Привод к центробежной машине., преимущественно сепаратору, содержащий ведомую и ведущую системы, последняя из которых включает вертикально установленный электродвигатель, центробежную фрикционную муфту с ведущей и ьч-домой 1юлумиртами и фрикционньгми колодками, гильзу с коицентрично установленной внутри иее тягой управления, устройство для увеличения передаваемого муфтой в рабочем режиме крутящего момента, шкив и ременную передачу, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции;г иозышения надежности привода, устройство для увеличения передаваемого муфтой в рабочем режиме крутящего момента содержит подпружиненные упругими элементами толкатели, укрепленные на свободных концах колодок
6607!9
ЬидА
Рог.2
Составитель Е. Камаганова
Техред О. Луговая Корректор Г. Назарова
Тираж 705 Подписное
ЦН И И П И Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
Ы3035, Москва, )К вЂ” 35. Раушская наб., д. 4 5
Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор H. Грязнова
Заказ 2332/6 фрикционной муфты. и взаимодействуюгцую с толкателями втулку, установленную с возможностью осевого перемещения на ведуIIIcA полумуфте, соединенную при помощи подшипников с тягой и имеющую на наружной поверхности профилированный участок.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе !. Авторское свидетельство СССР № 410819, кл. В 04 В 9(08, 1972.
2. Авторское свидетельство СССР
¹ 537700, кл. В 04 В 9/02, 1975.