Трансмиссия транспортной машины высокой проходимости
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (»)660859 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 14.03.77 (21) 2461890/27 — 1! с присоединением заявки ®вЂ” (23) Приоритет—
Опубликовано 05.05.79. Бюллетень №17
Дата опубликования описания 10.05.79 (51) М. Кл, В 60 К 17/04
В 60 К 17/34
Госуда рстеенный комитет сссР по делам изобретений н открытий (53) УДК 621.113-578/587 (088.8) (72) Авторь! изобретения!
А. Н. Наместников и В. А. Миронов
t (71) Заявитель
Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (54) ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОИ МАШИНЫ
ВЫСОКОЙ ПРОХОДИМОСТИ!
Изобретение относится к области транспортного машиностроения.
Известна трансмиссия транспортной машины высокой проходимости, содержащая коробку передач, сцепление и размещенную в отдельном картере раздаточную коробку с межосевым и межколесным дифференциалами, расположенными вдоль оси раздаточной коробки (1).
Однако такая трансмиссия является весьма громоздкой и имеет большой вес.
Целью изобретения является обеспечение компактности трансмиссии.
Для этого в трансмиссии транспортной машины высокой проходи мости дифференциалы выполнены кулачковыми, а их водила, внутренние и внешние обоймы расположены концентрично друг другу, при этом указанные дифференциалы и ведомая шестерня раздаточной коробки размещены в разъемном корпусе раздаточной коробки, одна часть которого выполнена за одно целое с корпусом коробки передач, а другая — 20 с корпусом сцепления, на ведомом валу коробки передач расположена ведущая шестерня раздаточной коробки, внешняя обойма межколесного дифференциала установлена
2 в расточке, выполненной во внешней обойме межосевого диффрен пиала, и размещена ьнутри внутренней обоймы межосевого дифференциала, причем последняя размещена между водилами обоих дифференциалов.
На фиг. показана общая компоновка описываемой трансмиссии; на фиг. 2 — компоновка раздаточной коробки, объединенной с главной передачей; на фиг. 3 — разрез по сухарям дифференциалов.
Трансмиссия транспортной машины высокой проходимости содержит коробку передач со сцеплением 2 и раздаточную коробку 3 с межосевым 4 и межколесным 5 дифференциалами. Упомянутые дифференциалы выполнены кулачковыми. Водила 6 и 7 с сухарями 8 и 9, внешняя 10 и внутренняя 11 обоймы межосевого дифференциала 4, внешняя 12 и внутренняя 13 обоймы межосеваго дифференциала 5 расположены концентрично друг другу. Они вместе с ведомой шестерней 14 раздаточной коробки размещены в разъемном корпусе, одна часть которого является корпусом 5 сцепления, а вторая— корпусом 16 коробки передач.
Водило 6 межосевого дифференциала 4, выполненное заодно с крышкой 17 диффе660859
Зо
50 ренциалов, с помощью болтов 18 связано с ведомой шестерней 14 раздаточной коробки 3 и корпусом 19 дифференциалов 4 и
5. На ведомом валу 20 коробки передач 1 расположена ведущая шестерня 21 раздаточной коробки 3. Внешняя обойма 12 межколесного диффренциала 5 установлена в расточке 22, выполненной во внешней обойме
10 межосевого дифференциала 4, и расположена внутри внутренней обоймы 11 межосевого дифференциала 4. Внутренняя обойма
11 размещена между водилами 6 и 7 и с помощью шлицевого соединения 23 связана с водилом 7 межколесного дифференциала 5.
Внешняя обойма 10 межосевого дифференциала 4 с помощью шлицевого соединения 24 связана с ведущей шестерней 25 привода заднего моста. Эта шестерня закреплена на внешней обойме 10 межосевого дифференциала 4 с помощью стопорного кольца 26.
Внешняя и внутренняя обоймы 12 и 13 межосевого диффренциала 5 связаны с помощью карданных шарниров 27 и 28 и полуосей 29 и 30 с передними колесами транспортной машины.
Работает трансмиссия транспортной машины следующим образом.
Крутящий момент от коробки передач 1 подводится к ведущей шестерне 21 раздаточной коробки 3, затем на ведомую шестерню 14 и далее — на водило 6 межосевого дифференциала. Подводимый к водилу 6 межосевого дифференциала 5 крутящий момент распределяется на внешнюю обойму 10 и внутреннюю обойму 11. От внешней обоймы 10 крутящий момент посредством шлицевого соединения 24 передается ведущей шестерне 25 привода заднего моста и его межколесному дифференциалу, который не показан. От внутренней обоймы 11 через шлицевое соединение 23 крутящий момент подводится к водилу 7 межколесного дифференциала 5 переднего моста и распределяется между внутренней 13 и внешней 12 обоймами межколесного дифференциала переднего моста, связанными соответственно с левым и правым передними колесами транспортной машины (на чертеже не показано) .
В случае уменьшения силы сцепления колеса с грунтом колесо стремится увеличить. угловую скорость вращения, а так как оно полуосью 29 и карданным шарниром 27 связано с внутренней обоймой 13 межколесного дифференциала 5, то и внутренняя обойма 11 будет увеличивать угловую скорость вращения. В это время угловая скорость другого колеса и внешней обоймы 12, связанной с этим колесом с помощью карданного шарпира 28 и полуоси 30, будет меньше угловой скорости водила 7 межколесного дифференциала 5. Наличие относительного движения между деталями дифференциала вызовет появление сил трения на торцовых поверхностях сухарей 9, соприкасающихся с кулачковыми поверхностями обойм 12 и 13. Эти силы будут складываться с усилиями от крутящего момента на наружной обойме 12 и вычитаться из того же усилия на внутренней обойме 13. В результате произойдет перераспределение сил в сторону их увеличения на отстающей внешней обойме 12 и связанном с ним колесе и уменьшения на забегающей внутренней обойме 13 и связанном с ним колесе.
Аналогично работает межосевой дифференциал 4 в случае уменьшения сил сцепления колес с дорогой одного из мостов.
В описанной трансмиссии транспортной машины высокой проходимости благодаря применению кулачковых дифференциалов, имею цих малые габаритные размеры, удалось разместить межколесный дифференциал внутри межосевого дифференциала, что позволило уменьшить габаритные размеры трансмиссии в целом.
Формула изобретения
Трансмиссия транспортной машины BE(сокой проходимости, содержащая коробку передач, сцепление и раздаточную коробку с межосевым и межколесным дифференциалами, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения компактности, дифференциалы выполнены кулачковыми, а их водила, внутренние и внешние обоймы расположены концентрично друг другу, при этом указанные дифференциалы и ведомая шестерня раздаточной коробки размещены в разъемном корпусе раздаточной коробки, одна часть которого выполнена за одно целое с корпусом коробки передач, а другая — с корпусом сцепления, на ведомом валу коробки передач расположена ведущая шестерня раздаточной коробки, внешняя обойма межколесного дифференциала установлена в расточке, выполненной во внешней обойме межосевого дифференциала, и размещена внутри внутренней обоймы межосевого дифференциала, причем последняя размещена между валами обоих дифференциалов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент СССР № 438164, кл. В 60 К 17/34, 1966.
660859
Редактор С. Байкова
Заказ 2354/14
Составитель H. Николаева
Техред О. Луговая Корректор С. Патрушева
Тираж 803 Подписное
ЦНИИ ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал П П П «Патент». г. Ужгород, ул. Проектная, 4