Устройство для навески и смены канатов на многоканатной подъемной установке
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистимеских
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДВТВЛЬСТВУ ()660913 (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 03.01.08 (21) 2561951/29-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М Кл
В 66 В 19/02
Государствеиный комктет
СССР оо делам кзобретекей и открытий (53) УДК 621.876..113 (088.8) Опубликовано 05.05.79. Бюллетень № 17
Дата опубликования описания 15.05.79 (72) Авторы изобретения
В. Г. Морозов, В. И. Дворников, Д. Я. Казанцев, А. И. Соломенцев, П. И. Овсиенко, А. И. Самородов, П. Ф. Григоренко, С. С. Меликсетов, В. Т. Сапронов, Н. В. Распопов, Н. В. Гонтарев, Е. И. Бурда и М. М. Федоров
Институт горной механики и технической кибернетики им. М. M. Федорова и Государственный проектный институт
«Донгипрооргшахтострой» (71) Заявители (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАВЕСКИ И СМЕНЫ КАНАТОВ
НА МНОГОКАНАТНОЙ ПОДЪЕМНОЙ УСТАНОВКЕ
Изобретение относится к области подъемно-транспортного оборудования и может быть использовано в угольной и горнорудной отраслях промышленности для групповой транспортировки канатов, в частности для навески и смены шахтных канатов на
5 многоканатных подъемных установках со шкивами трения.
Наиболее близким техническим решением из известных является устройство для навески и смены канатов на многоканатной подъемной установке, содержащее раму, тп на которой смонтирован движитель канатов, и электропривод с передачей, выходной вал которой соединен с движителем, снабженным механизмом прижатия канатов, выполненным с футерованными эластичным материалом рабочими поверхностями, взаимодействующими с канатом (1).
Недостатком указанного устройства является сравнительно невысокая безопасность, обусловленная отсутствием возможности регулирования натяжения канатов и контроля линейного перемещения последних при групповом транспортировании.
Целью изобретения является повышение безопасности путем обеспечения возможности регулирования натяжения канатов и контроля линейного перемещения последних при групповом транспортировании.
Указанная цель достигается благодаря тому, что на раме установлен электрогидравлический пульт управления, на выходе устройства смонтированы датчики натяжения, а на входе смонтированы захваты, каждый из которых выполнен с двумя зажимными плашками, одна из которых жестко связана с рамой, а другая подпружинена относительно рамы и снабжена механизмом разжатия с гидродомкратами, причем каждый движитель содержит смонтированные в опорах на раме приводные и натяжные звездочки, огибаемые пластинчатыми цепями, смонтированными по разные стороны каната, а механизм прижатия содержит укрепленные на раме гидроцилиндры, верхнюю направляющую и смонтированную с возможностью перемещения нижнюю направляющую, кинематически связанную со штоками гидроцилиндров, причем электрогидравлический пульт управления связан
6609!3 посредством гидромагистралей с гидродомкратами и гидроцилиндрами.
Кроме того, с целью повышения надежности путем предотвращения механического повреждения прядей каната, рабочие поверхности захватов футерованы материалом с твердостью не превышающей НВ 120.
На фиг. 1 схематично изображен общий вид устройства сбоку; на фиг. 2 — то же, вид сверху.
Устройство содержит раму 1 с опорными стойками 2, на которых размещены верхний 3 и нижний 4 ряд цепей, которые кинематически связаны через зубчатую передачу 5, при этом каждая из цепей размещена на приводной 5 и натяжной 7 звездочках и установлена в направляющих 8 и 9.
Причем для верхнего ряда 3 цепей направляющие 8 выполнены неподвижными, а для
15 нижнего ряда 4 цепей направляющие 9 подвижны и снабжены механизмом прижатия с гидроцилиндрами 10. Каждый ряд цепей 3 и 4 образует отдельный тракт 11 для каждого каната 12, уложенного на мотор-катушку 13. Между мотор-катушками 13 и цепями 3 и 4 на общей раме с последними установлены захваты канатов. Захваты выполнены в виде зажимных плашек 14, 5, 25 между которыми размещен канат 12. Плашки 14 неподвижны, плашки 15 подвижны, причем подпружинены спиральными или тарельчатыми пружинами 16 и снабжены механизмом разжатия, содержашем, например, гидродомкраты 17. На каждом тракте при выходе канатов из устройства установлен направляющий аппарат 18 в виде роликов, а также датчики 19 линейного перемещения канатов и их натяжения, Гидросистема 20 устройства связана с маслостанцией 21, смонтированной на раме лебедки; управление гидросистемой, а также главным двигателем 22, рабочим тормозом 23 и приводом 24 осуществляется с электрогидравлического пульта 25 управления, размешенного в кабине 26 оператора. 40
Работа устройства осуществляется следующим образом.
Перед началом работ по навеске и смене шахтных канатов и сосудов устройство размешается на околоствольном дворе и крепится к специальному фундаменту. Дальней- 45 шие операции проводятся в соответствии с проектом производства работ, который разрабатывается конкретно для данной шахты с учетом ее специфики. Например, требуется произвести первоначальную навеску четырех новых канатов 12 на многоканатную подъемную установку. Каждый канат 12 наматывается на свою мотор-катушку 13 и размещается соответствующим образом возле устройства. С пульта 25 управления включаются маслостанция 21, главный дви- 55 гатель 22, привод 24, рабочий тормоз 23 растормаживается, подается давление в гидроцилиндры 17, при этом на каждом тракте 11 подвижные плашки 15 перемещаются, сжимая пружины 16. Канаты с мотор-катушек 13 пропускаются между разжатыми плашками 14 и 15 в пространство между цепями 3 и 4. С пульта 25 управления подается исполнительный сигнал, в связи с чем срабатывают электромагниты, и через гидравлические золотники и гидросистему 20 жидкость поступает в гидроцилиндры 10 на каждом тракте 11. При этом канаты взаимодействуют с футеровкой цепей 3 и 4, удерживаются и перемещаются фрикционными силами. На выходе из устройства канаты проходят через направляющий аппарат 18, причем с каждым из них взаимодействуют датчики линейного перемещения и натяжения канатов, которые также сблокированы с пультом 25 управления.
Таким образом, канаты равномерно опускаются в ствол шахты, если же, например, натяжение в одном из четырех канатов снизилось и требуется его повысить,то с пульта 25 управления подается сигнал на зажим соответствующего каната, снимается давление с его гидродомкратов 17, пружины 16 вступают в работу, перемешают плашку 15 и нужный канат оказывается зажатым между плашками 14 и !5, при этом привод 24 ставится на «стоп», т. е. отключается главный двигатель 22 и затормаживается тормоз 23. С пульта управления подается также сигнал в прижимной механизм цени тракта данного каната и снимается давление в соответствующих гидроцилиндрах 10.
Один канат оказывается таким образом зажатым в захвате и свободным между цепями, остальные канаты остаются свободными каждый в своем захвате и зажатыми между цепями. При дальнейшей работе перемещаются все канаты кроме одного: длины канатов и их натяжения выравниваются.
Затем устройство переводится на режим технологического «Стоп», гидроцилиндрами 10 поджимается направляющая 9 подтянутого каната, и последний зажимается между цепями 3 и 4 в своем тракте, этот же канат освобождается в своем захвате. Далее устройство включается в работу и уже все канаты синхронно с одинаковыми натяжениями и длинами опускаются в ствол шахты.
Таким образом обеспечивается возможность регулирования длины и натяжения сразу нескольких канатов при их групповом перемешении.
Помимо вышеизложенного захваты могут выполнять также функцию ловителей канатов. Так в случае экстренной остановки, т. е. в режиме аварийного «Стоп», при появлении опасного проскальзывания канатов срабатывают датчики 19, главный двигатель выключается, накладывается рабочий тормоз, срабатывают захваты канатов, подобно ловителю надежно удерживая их между зажимными плашками.
660913
Формула изобретения
1. Устройство для навески и смены канатов на многоканатной подъемной установке, содержащее раму, на которой смонтирован движитель канатов, и электропривод с передачей, выходной вал которой соединен с движителем, снабженным механизмом прижатия канатов, выполненным с футерованными эластичным материалом рабочими поверхностями, взаимодействующими с канатом, отличающееся тем, что, с целью повышения безопасности путем обеспечения возможности регулирования натяжения канатов и контроля линейного перемещения последHHx при групповом транспортировании, на раме установлен электрогидравлический пульт управления, на выходе устройства смонтированы датчики натяжения, а на входе укреплены захваты, каждый из которых выполнен с двумя зажимными плашками, одна из KQTopblx жестко связана с рамой, а другая подпружинена относительно рамы и снабжена механизмом
6 р разжатия с гидродомкратами, причем каждый движитель содержит смонтированные в опорах на раме приводные и натяжные звездочки. огибаемые пластинчатыми цепя5 ми, смонтированными по разные стороны каната, а механизм прижатия содержит укрепленные на раме гидроцилиндры, верхнюю направляющую и смонтированную с возможностью перемещения нижнюю направляющую, кинематически связанную со штоками гидроцилиндров, причем электрогидравлический пульт управления связан посредством гидромагистралей с гидродо,.кратами и гидроцилиндрами.
2. Устройство по п. 1, от.гичающеес. тем, что, с целью повышения надежHости путем предотвращения механического повреждения прядей каната, рабочие поверхности захватов футерованы материалом с твердостью не превышающей Н В 120.
Источники информации, принятые во внимание прп экспертизе !. Авторское свидетельство Болгарии
Лг !0431 кл В 66 В 19/02 30 09.64
Риа. 2
ЦНИИПИ Заказ 2362/16a
Тираж 991 Подписное
Филиал П П П к Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4