Железобетонный ствол высотного сооружения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
34ср ою-HRA
О П И С А Н И::3 :11!> 661096
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских социалистических
Рестгублнк
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 20.05.77 (21) 2487510/29-33 (51) М. Кл.
Е 04 Н 12/00 с присоединением заявки Я вЂ” (23) Приоритет—
Гасударственный камнтет
СССР. Aе деЛам нзооретеннй н открытнй
Опубликовано 05.05.79. Бюллетень № 17
Дата опубликования описания 25.03.79
53) УДК624. .97 (088. 8) (72) Авторы изобретения
Л. A. Коробов, Л. Г. Факаева и Г. К. Хайдуков
Научно-исследовательский институт бетона и железобетона
Госстроя СССР (71) Заявитель (54) ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЙ СТВОЛ ВЫСОТНОГО СООРУЖЕНИЯ
Изобретение относится к строительным конструкциям высотных сооружений, а именно к области железобетонных дымовых труб.
Известны монолитные железобетонные дымовые трубы, которые представляют собой систему сопряженных конических оболочек с переменной по высоте толщиной стены (11.
Наиболее близким к предложенному изобретению является ствол дымовой трубы, включающий замкнутую по периметру стену из отдельных, соединенных между собой несущих железобетонных элементов (2).
Недостатками известных конструкций являются большая трудоеMKocTb и длительные сроки их возведения, связанные со сложностью конструкций и способом возведения монолитных сооружений в скользящей опалубкее.
Способ возведения монолитных труб большой высоты (непрерывное бетонирование в скользящей опалубке) исключает применение предварительного напряжения. Это ве- 2Î дет к увеличению расхода стали и к ухудшению эксплуатационных качеств сооружения из-за образования в стенках ствола трубы большого количества трещин.
Цель изобретения — снижение трудоемкости, сроков и стоимости строительства.
Поставленная цель достигается тем, что в железобетонном стволе высотного сооружения, включающем замкнутую по периметру стену из отдельных, соединенных между собой несущих элементов, каждый несущий элемент выполнен из плит, образующих замк-. нутые, концентрически расположенные, наружную и внутреннюю оболочки, соединенные между собой перемычками, причем, между оболочками образована полость.,,елезобетонный ство1 трубы выполнен с вертикальной предварительно напряженной арматурой, расположенной в полости между оболочками и заанкеренной на перемычках; с кольцевой предварительно напряженной арматурой, размещенной в полости ме кду оболочкамисвнешней стороны наружной оболочки образованы горизонтальные каналы, в которых размещена кольцевая предварительно напряженная арматура; с предварительно напряженной арматурой в полости между оболочками, расположенной по спиралям, направленным навстречу друг к другу.
661096
Формула изобретения
3
На фиг. 1 показан сборный ствол дымовой трубы, в вертикальном разрезе; на фиг. 2 — то же, в горизонтальном разрезе; на фиг. 3 — — сборный ствол дымовой трубы в вертикальном разрезе, собранный из предварительно напряженных блоков; на фиг. 4— отдельный сборный блок; на фиг. 5 — вертикальный разрез блока в системе трубыоболочки; на фиг. 6 — участок ствола дымовой трубы с напрягаемой арматурой, идущей по встречным спиралям.
Ствол дымовой трубы состоит из двух оболочек — внутренней 1 и наружной 2, соединенных перемычками 3. Блоки ствола соединяются вертикальной напрягаемой арматурой 4, заанкеренной в горизонтальных перемычках и расположенной в пространстве
5 между оболочками. В кольцевом направлении труба-оболочка обжимается напрягаемой арматурой 6, расположенной в проходном пространстве 5. В вертикальном и кольцевом направлениях блоки трубы соединены также сваркой закладных деталей 7. В другом варианте ствол собран из предварительно напряженных вертикальной арматурой 8 блоков, и ри этом блоки между собой соединены стальными элементами 9, пропучценными через рядом расположенные перемычки 3, и сваркой закладных деталей 7.
Блоки имеют плиты 10, образующие внутреннюю оболочку трубы, плиты 11, образующие внешнюю оболочку трубы, перемычки
3, соединяющие внешнюю (11) и внутреннюю (10) плиты, отверстия 12 в перемычках для пропуска вертикальной напрягаемой арматуры, отверстия 13 для пропуска горизонтальной арматуры, закладные детали 7 для соединения блоков между собой, вертикальнучо арматуру блока 14, которая в частном случае может быть преднапряженной. Блок может также иметь пазы 15, образующие в оболочке горизонтальную штрабу для навивки кольцевой напрягаемой арматуры. В случае кольцевого обжатия сооружения навиваемой арматурой, защита от коррозии производится при помощи металлических закладных деталей, закрывающих штрабу, и инъекции антпкоррознйного состава в зону штрабы с арматурой. Перемычки блоков могут быть развиты и в этом случае в трубе образуются сплошные жесткие кольцевые диафрагмы. Стенки трубы могут напрягаться арматурными элементами, пересекающими перемычки трех или более блоков по высоте. Возможно решение конструкции из предварительно напряженных в вертикальном направлении блоков, когда они между собой соединены при помощи металлических элементов, проходящих через перемычки рядом расположенных по высоте блоков, и сваркой закладных деталей. В плане оболочки могут быть очерчены окружностями или многоугольниками.
Натяжение армату ры осуществляется домкратами, которые в процессе возведения сооружения размещаются в пространстве между концентрическими оболочками.
Обжатие трубы в кольцевом направлении в одном из вариантов осуществляется арматурой, размещенной B межтрубном пространстве. При этом арматура заанкеривается на перемычках, соединяющих внешнюю и внутреннюю оболочки, или на пилястрах в специальных блоках. Рассмотрен также вариант обжатия конструкции напряженной кольцевой арматурой, навиваемой в специальные горизонтальные штрабы с наружной стороны оболочки (фиг. 5).
Изобретение делает возможным трубы большой высоты выполнять предварительно напряженными из сборных блоков. При этом наличие пространства между оболочками позволяет вести контроль за состоянием напряженных арматурных элементов и выполнять их подтяжку или замену в случае необходимости. Конструкция блоков обеспечивает устройство в межтрубном пространстве ствола диафрагм и кольцевых галерей для эксплуатации сооружения. Наличие диафрагм увеличивается жесткость и надежность сооружения. Проходное межтрубное пространство может быть соединено системой отверстий с внутренней зоной ствола трубы.
Экономический эффект от применения конструкции сборного преднапряженного железобетонного ствола высотного сооружения определяется сокращением сроков его возведения и экономией металла за счет применения высокопрочной напрягаемой арматуры, а также за счет уменьшения поперечных моментов.
1. Келезобетонный ствол высотного сооружения, включающий замкнутую по периметру стену из отдельных соединенных между собой несущих элементов, отличающийся тем, что, с целью снижения трудоемкости, сроков и стоимости строительства, каждый несущий элемент выполнен из плит, ооразующих замкнутые концентрически расположенные наружную и внутреннюю оболочки, соединенные между собой перемычками, причем между оболочками образована полость.
2. Ствол по и. 1, отличающийся тем, что он выполнен с вертикальной предварительно напряженной арматурой, расположенной в полости между оболочками и заанкеренной на перемычках.
3. Ствол по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что он выполнен с кольцевой предварительно
661096
Фиг.2
Риг. 4
5 напряженной арматурой, размещенной в полости между оболочками.
4. Ствол по пп. 1 — 3, отличающийся тем, что с внешней стороны наружной оболочки образованы горизонтальные каналы, B которых размещена кольцевая предварительно напряженная арматура.
5. Ствол по пп. 1 — 4, отличающийся тем, что в полости между оболочками установлена предварительно напряженная арматура, 1
6 расположенная по спиралям, направленным навстречу друг другу.
Источники информации, принятые во внимание при экспептизе
1. Железобетонные конструкции. Специальный курс под редакцией Байкова В. Н., Стройиздат.,1974, с. 576 — 594.
2. Hampe Е. Jhdustrieschornsteine., Veb
10 Verlag fur Bauwesen, Berlin., s. 83 — 84.
661096
У иа 8 Puz S
Составитель Н. Павлова
Редактор И. Прошина Техред О. Луговая Корректор E. Папи
Заказ 2385/24 Тираж 810 Подписное
ЦН И И П И Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1!3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4