Турбохолодильник
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Соеетскмх
Социалистических
Республик
<ц661119
ОП И ::ДНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТВЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 09.03.77 (21) 2460266/23-06 с присоединением заявки М(23) Приоритет— (51) М. Кл, F25 В 11/00
Государственный комвтот
СССР оо делам нзооретоннй н открытой
Опубликовано 05.05.79. Бюллетень № 17
Дата опубликования описания 07.05.79 (53) УДК 621.515:
:621.57.012.4 (088.8) И. Е. Орлов, Г. В. Хомутов, В. P. Зименков и Н. В. Баранов (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ТУРБОХОЛОДИЛЬНИК
Изобретение относится к устройству турбохолодильников, предназначенных для охлаждения воздуха, например в системах кондиционирования воздуха, с одновременным сжатием горячего воздуха, в частности к устройствам, обеспечивающим смазку подшипников таких агрегатов.
Известен турбохолодильник, содержащий кожух, и размещенный в нем вал с криволинейными участками и буртом, установленный в подшипниках, имеющих общий корпус, выполненный с отверстиями, образующий 1о с валом масловоздушную камеру, разделенную буртом на две полости, соединенные через отверстия в корпусе (внутренним объемом кожуха), установленные на концах вала компрессорное и турбинное колеса и фитили, размещенные в полостях и прилегающие к криволинейным участкам вала 11).
В известном турбохолодильнике подшипник, установленный со стороны компрессорного колеса, претерпевает значительно больший нагрев, чем подшипник, установленный 2о со стороны турбинного колеса. Из-за этого снижается надежность его работы.
Целью изобретения является повышение эксплуатационной надежности путем сниже2 ния рабочей температуры подшипника, расположенного со стороны компрессорного колеса.
Поставленная цель достигается тем, что полость, обращенная к этому колесу, снабжена дополнительным фитилем, примыкающим к своему криволинейному участку вала, отверстия корпуса в зоне этой полости имеют площадь в 2 — 4 раза большую площади отверстий в зоне другой полости, а кольцевой бурт вала размещен асимметрично по отношению к подшипникам и полость, обращенная к компрессорному колесу, имеет больший объем, чем полость, обращенная к турбинному колесу.
На чертеже представлен предложенный турбохолодильник.
Турбохолодильник содержит кожух 1, размещенный в нем вал 2 с криволинейными участками 3 и буртом 4, установленный в подшипниках 5, имеющих общий корпус 6 с выполненными в нем отверстиями 7 и 8, корпус 6 с валом 2 образует масловоздушную амеру, разделенную буртом 4 на две полос. и 9 и 10. Полости 9 и 10 соединены с внутренним объемом кожуха 1 через отверстия 7 и 8. На концах вала 2 установлены
661119 компрессорное колесо 11 и турбинное колесо 12. В полостях 9 и 10 размещены фитили 13, прилегающие к криволинейным участкам 3 вала 2. Полость, обращенная к компрессорному колесу 11, снабжена дополни тельным фитилем 14, примыкающим к своему криволинейному участку 3 вала 2. Отверстия 7 корпуса в зоне этой полости 9 имеют площадь в 2 — 4 раза большую площади отверстий 8 в зоне полости 10. Кольцевой бурт 4 вала 2 размещен асимметрично по отношению к подшипнику 5 и полость 9, 10 обращенная к компрессорному колесу 11, имеет больший объем, чем полость 10, обращенная к турбинному колесу 12. В кожух 1 залито масло 15. На валу 2 перед колесами 11 и 12 установлены маслоотражатели 16, обеспечивающие принудительную циркуляцию воздуха и масляного тумана.
Масло, поступающее на поверхность вращающегося с высокой частотой вала 2, сбрасывается в него центробежной силой и распыляется, смешиваясь с потоком воздуха, ze создаваемым вентилирующим действием установленных на валу маслоотражателей 16.
Масляная взвесь просасывается в виде масляного тумана через подшипники 5, охлаждая и смазывая их. При этом к подшипнику, находящемуся в наиболее тяжелых условиях по величине приложенной нагрузки или по интенсивности притока тепла извне (в нашем случае — шарикоподшипник, установленный со стороны компрессора 11) подводится масляный туман, состоящий из воздуха, после- зо довательно, дважды обогащенного маслом.
Гидравлические потери, связанные со «ступенчатым» просасыванием воздуха внутри кольцевой масляной камеры, компенсируется увеличением в 2 — 4 раза площади отверстия 7, по которому воздух поступает в нее, по сравнению с аналогичным отверстием 8, выполненным со стороны противоположного подшипника (в нашем случае — со стороны турбинного колеса) . Возможность многократного обогащения воздуха маслом достигает- дф ся благодаря асимметричному размещению (по отношению к шарикоподшипникам 5) кольцевого бурта 4 с образованием различных по объему полостей 9 и 10.
Данный турбохолодильник целесообразно использовать в системах кондиционирования воздуха транспортных установок. Тур бохолодильник может быть установлен в любом месте, в том числе в отсеке двигателя.
Формула изобретения
Турбохолодильник, содержащий кожух, размещенный в нем вал с криволинейными участками и буртом, установленный в подшипниках, имеющих корпус, выполненный с отверстиями, образующий с валом масловоздушную камеру, разделенную буртом на две полости, соединенные через отверстия в корпусе с внутренним объемом кожуха, установленные на концах вала компрессорное и турбинное колеса и фитили, размещенные в полостях и прилегающие к криволинейным участкам вала, отличающийся тем. что, с целью повышения эксплуатационной надежности путем снижения рабочей температуры подшипника, расположенного со стороны компрессорного колеса, полость, обращенная к этому колесу, снабжена дополнительным фитилем, примыкающим к своему криволинейному участку вала, отверстия корпуса в зоне этой полости имеют плошадь в 2 — 4 раза большую плошади отверстий в зоне другой полости, а кольцевой бурт вала размещен асимметрично по отношению к подшипникам и полость, обращенная к компрессорному колесу, имеет больший объем, чем полость, обращенная к турбинному колесу.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 454400, кл. F 25 В 11/00, 1972.
661119
Составитель Ю. Кнлимник
Редактор М. Васильева Техред О. Луговая Корректор В. Сини<кап
Заказ 2400/28 Тираж 606 Подписное
ЦН ИИ ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП а Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4