Двойная фрикционная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалисти инских
Республик пч 661174
2 (51) М. К 2 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 06.06.77 (21) 2493237/25-27 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет—
Опубликовано 05.05.79. Бюллетень № 7
Дата опубликования описания 10.05.79
F 16 D 13/54
Государственный камнтет
СССР аа делам нзабретеннй и аткрытнй (53) УДК 621.825.
54 (088.8) (72) Авторы изобретения
Е. Г. Кизильштейн и М. Я. Крупицкий (71} Заявитель (54) ДВОЙНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА
Изобретение относится к машиностроению, в частности, к транспортному машиностроению.
Известна двойная фрикционная муфта, содержащая смонтированный на валу барабан, с фрикционными дисками (11.
Недостатком его является отсутствие автоматического привода.
Известна двойная фри кционна я муфта, содержащая две полумуфты, несущие диски, поочередно взаимодействующие с шлицевым барабаном через два пакета закрепленных на нем фрикционных дисков, сжимаемых поршнем (2! .
Данная муфта наиболее близка к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.
Однако она имеет большие габариты и малонадежна в работе.
Целью изобретения является исключение этих недостатков.
Поставленная цель достигается тем, что муфта снабжена подшипником качения, жестко закрепленным в поршне и взаимодействующим с шлицевым барабаном, а последний выполнен подвижным по оси, при этом один пакет фрикционных дисков. закрепленных !3а шлицевом барабане, выполнен ведущим, а другой — — ведомым.
На чертеже изображена двойная фрикционная муфта.
Она содержит шлицевой барабан 1, на шлицевой ступице 2 которого размещены ведущие диски 3 первой части двойной муфты, а в шлицевой ступице 4 — ведомые диски 5 второй части двой кш муфты. Поршень 6 с уплотнениями 7 и 8 имеет возможность перемещаться в корпхсе 9 под действием масла, подаваемого под давлением в полость 10 по каналам 11 и 12 шестеренчатым насосом (на чертеже не показан). Подшипник качения 13 выполняет роль нажим ного устройства и расположен внутри поршня, состоящего из двух частей !
4 и !5, соединенных между собой винтами
16. В шлицевой ступице 7 неподвижного корпуса 9 размещены ведомые диски 18 первой части двойной муфты и опорный диск
19, зафиксированные стопорным кольцом 20.
В шлицевой ступице 4 шлицевого барабана 1 размещен опорный диск 21, зафиксированный стопорным кольцом 22, а между этим
661174
oIIopHbIM диском и ведомыми дисками 5 второй части двойной муфты расположены ведущие диски 23 второй части двойной муфты, смонтированные на шлицевой ступице
24, которая, в свою очередь, установлена неподвижно на шлицевом валу 25, принадлежащем, например, солнечной шестерне планетарного увеличителя крутящего момента (на фигуре не показаны). Пружины 26 опираются в неподвижную шлицевую опору 27, расположенную на шлицевом валу 28, являюшемся, например, водилом (на чертеже не показано) планетарного увеличителя крутящего момента. Шлицевая опора 27 зафиксирована от осевого перемещения стопорным кольцом 29 с одной стороны и гайкой 30 со стопорной шайбой 31 с другой стороны.
Пружины 26, упираясь в неподвижную шлицевую опору 27, стремятся переместить шлицевой барабан 1 по шлицевому валу
28 вправо с образованием зазора A S между
10 ведущими 3 и ведомыми 18 дисками первой части двойной муфты.
Шлицевой вал 28 опирается на два подшипника 32 в корпусе 9 (на чертеже показан один).
Шлицевой вал 25 опирается на подшип- н ники 33 и 34.
В предлагаемом изобретении двойная многодисковая фрикционная муфта для большей наглядности рассматривается в качестве органа управления валом 25 с солнечной шестерней и валом 28, являющимся водилом планетарного увеличителя крутящего момента.
Как известно, водило в планетарных механизмах предназначено для установки на нем зубчатых колес с подвижными осями — зз сателлитов, которые находятся в зацеплении с солнечной шестерней.
Муфта может применяться для включения той или иной передачи в станках и транспортных средствах.
46
Она работает следующим образом.
Включают шестеренчатый насос. Масло по каналам 11 и 12 под давлением подается в полость 10. Поршень 6 перемещается влево, через подшипник качения 13 перемещая шлицевой барабан 1 по шлицевому валу 28 и преодолевая усилие пружины
26. Часть 14 поршня прижимает ведущие
3 и ведомые 18 диски первой части двойной муфты к опорному диску 19. Стопорное кольцо 22 также перемещается влево, освобождая опорный диск 21. В результате ведомые 5 и ведущие 23 диски второй части двойной муфты расцепляются, между ними образуется зазор. Шлицевой барабан
1 жестко соединяется с неподвижным корпусом 9. Становится неподвижным и шлицевой вал 28.
Когда давление масла падает, пружины
26, опираясь на шлицевую опору 27, перемешают шлицевой барабан 1 вправо. При этом между ведущими 3 и ведомыми 18 дисками первой части двойной муфты образуется зазор ьS, а стопорное кольцо 22 перемещает опорный диск 21, который прижимает ведущие 23 и ведомые 5 диски второй части двойной муфты к шлицевой опоре 27. В этом случае шлицевой барабан 1, шлицевая опора 27, шлицевой вал 28, а также шлицевая ступица 24, шлицевой вал
25 с солнечной шестерней планетарного увеличителя крутящего момента вращаются как одно целое.
В .зависимости от того, какая часть двойной муфты включается, элементы планетарного увеличителя крутящего момента — солнечная шестерня и водило — вращаются как одно целое или порознь, изменяя величину крутящего момента на ведомом валу.
Формула изобретения
Двойная фрикционная муфта, содержащая две полумуфты несущие фрикционные диски поочередно взаимодействующие с шлицевым барабаном через два пакета закрепленных на нем фрикционных дисков сжимаемых поршнем, отличающаяся тем, что, с- целью сокран1ения габаритов и повышения надежности работы, она снабжена подшипником качения, жестко закрепленным в поршне и взаимодействующим с шлицевым барабаном, а последний выполнен подвижным по оси, при этом один пакет фрикционных дисков, закрепленных на шлицевом ба. рабане выполнен ведущим, а другой — ведомым.
Источники информации, принятые во вни= мание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 110611, кл. F 16 0 13/70, 1975.
2. Патент США № 7976176, кл. 192.87.17, 1961.
Редактор Н. Вирко
Заказ 2408/31
Составитель И. Яцунов
Техред О.Луговая Корректор А. Гриценко
Тираж 1138 Подписное
ЦН И И П И Государственного комитета СССР по делам изобретении и открытий
113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4