Устройство для определения электромагнитной постоянной времени якорных цепей двигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 150975 (2) ) 2175924/18-21
Союз Соватскик
Социалистичаскик
Распублик
<))) 661513 (51)М. Кл. с присоединением заявки ¹
G 05 В 23/02
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет—
Опубликовано 0 50 5.79, Бюллетень ¹ 17
Дата опубликования описания 0805.79 (53) УДК 621-317 619 (088.8) (72) Авторы
ИЗОбрЕтЕНИя В.Л. Соседка, Л.ф. Коломойцева и С.A. Харитонов (71) Заявитель Днепропетровский ордена Трудового Красного Знамени горный институт им. Артема
/ ( (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ПОСТОЯННОЙ ВРЕМЕНИ якОРНых цепей дВиГАтеля
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при расЧетах и наладке про-. мькаленных систем регулирования для достижения этими системами оптимальных режимов функционирования.
Известно устройство для определения электромагнитной постоянной времени (ТЗ), содержащее два масштабных )() .блока, связанных с сумматором-интегратором, выход которого соединен с измерительным прибором (1).
Известно также устройство для определения Тэ якорных цепей двигателя, содержащее масштабный блок, сумматор-интегратор, измерительный прйбор, два релейных блока, два истоЧиика опорного напряжения, переключатели и резисторы (2).
Однако точность работы этих устройств недостаточна.
Цель изобретения — повышение точ.ности измерения.
Это достигается тем, что устройст-25 во для определения электромагнитной постоянной времени якорных цепей двигателя, содержащее масштабный блок, сумматор-интегратор, соединенный со входом иэмерительногЬ прибора, два . с)елейных блока, два источника опорного напряжения, переключатели и резисторы, снабжено двумя последовательно соединенными ключами, включенными между выходом масштабного. блока и входом сумматора-интегратора.
Управляющие входы ключей соединены с выходами первого и второго релейных блоков, входы которых через одни соответствующие резисторы соединены со входом устройства, а через последовательно соединенные соответствующие переключатели и другие резисторы — с соответствующими источниками опорного напряжения.
На чертеже представлена функциональная схема устройства.
Устройство содержит сумматор-интегратор l,масштабный блок 2,измерительный прибор З,подключенный к выходу сумматора-интегратора l,два релейных блока 4 и 5, два источника 6 и 7 опорного напряжения, переключатели
8 и 9. При установке переключателей
8 и 9 в положения 10 и 12 осуществляется калибровка устройства, а при установке в положения 11 и 13 — работа .устройства.
Кроме того, устройство содержит .ьезисторы 14-19 и два последовательно соединенных. ключа 20 н 21, включенных
3 66151 .между выходом блока 2 и входом сумматора-интегратора 1. Управляющие
1 входы ключей 20 и 21 соединены с выходами соответствующих релейных блоков 4 и 5. Вход блока 4 через резистор 16 соединен с входной клеммой
22 устройства, а через последователь- 5 но соединенные переключатель 8 и резистор 17 — с источником 6 опорного напряжения, Вхбд блока 5 через ре-! зистор 18 соединен с входной клеммой 23 устройства, а через последо- вательно соединенные переключатель 9 и резистор 19 с источником 7 опорного напряжения.
Входные клеммы 22 и 23 соединены со входом блока 2 через соответствующие резисторы 14 и 15, а входная клемма 2 4 — ч ерез рези стор 25 .
Ко входным клеммам 22, 23 и 24 подключается исследуемое звено 26 (якорная цепь двигат еля), причем н а 20 клемму 24 подается напряжение, подводимое к якорю электродвигателя, на клемму 22 — падение напряжения на добавочном резисторе якорной цепи, а на клемму 23 — ЭДС тахогенератора 25 исследуемого звена 26.
Устройство работает в два этапа следующим образом.
При калибровке устанавливаются коэффициенты передачи масштабного блока 2 по входным клеммам 24,22 и
23. При этом двигатель исследуемого звена 26 работает на установившейся скорости. Сумматор-интегратор 1 работает в режиме суммирования, а переключатели 8 и 9 переводятся в
1 положения соответственно 10 и 12.
При этом ключ 21 замкнут, и на сумматор-иитегратор 1 подается напряжение. Для того, чтобы показания прибора 3 в абсолютных единицах опре- 40 деляли Тз цели якоря двигателя, проиэводят масштабирование сигналов, поступающих на клемма 24,22 и 23 устройства. масштабирование сигнала, поступаю- 45 щего на клемму 24, осуществляется изменением коэффициента передачи бло-! ка 2,цо тех пор, пока стрелка измерительного прибора 3 не отклонится на всю шкалу. Подачей сигналов на клем- 50 мы ?2 и 23 устройства устанавливают стрелку измерительного прибора 2 в нулевое положение (сигналы, подаваему .на клеммы 22 и 23, имеют знаки, . противоположные сигналу, подаваемому 55 на клемму 24) .
После масштабирования сигнала, поступающего на клемму 24, выставляют коэффициент передачи по клемме
23 устройства., Для этого на вход . 0 блока 2 подают сигнал с выхода тахо,генератора исследуемого звена 26 и выста пяют коэффициент передачи блока 2 по входной клемме 23., равным К.
В зависимости от типа. двигателя этот сигнал должен составлять 0,8-0,99, 4
Следовательно, если принять шкалу измерительного прибора 3 за 100 делений, то после подачи н а блок 2 двух сигналов с входных клемм 24 и 23 прибор 3 должен показать от одного до, двадцати делений.
После этого выставляют коэффициент передачи блока 2 по входной клемме
22. Изменением коэффициента передачи блока 2 (изменением сопротивления резистора 14) добиваются нулевого показания измерительного прибора 3, Затем выбирают начало рабочего участка, по величине сигнала 1 R, приходящего на клемму 22 с добавочного сопротивления якорной цепи исследуемого звена 26. B установившемся режиме определяется ток холостого хода сигнала 1 В, выраженный в делениях измерительного прибора 3. Так как начальный участок измерения Т определяет3 ся рабочим током двигателя, то можно, исходя из пропорциональности между сигналом холостого хода jR и показаниями прибора 3, определить начало рабочего участка.
Для удобства калибровки целесообразно принять, что между резисторами
l4 16 и 18 соблюдается равенство (R„=R>=R ). Если, например, начало рабочего участка соответствует десятикратному значению холостого хода, то, изменяя напряжение задания начала (Бз н), следует отклонить стрелку прибора 3 на число. делений, в десять раз превышающее число делений от сигнала
1й холостого хода. Аналогичный результат можно. получить, если напряжение задания U „ оставить неизменным, а изменять величину сопротивления резистора 17.
Конец рабочего участка определяется по той же методике, что и начало рабочего участка. При этом конец рабочего участка определяется вели-. чиной напряжения задания конца U или реличиной сопротивления резистора 19.
После выполнения этих операций устройство откалибровано и готово к работе.
При работе устройства определяет= ся Т якорной цепи на том участке, который был задан при калибровке устройства. В этом режиме переключатели 8 и 9 переводятся в положения
11 и 13 соответственно. Для определения Т якорной цепи двигателя исЭ следуемого звена 26 на вход двигателя подают растущее IIO произвольному закону до установившегося значения напряжение Бя„ . При этом установившееся значение напряжения U>„> должно равняться напряжению, подаваемому на двигатель в режиме калибРовки. После подачи напРЯжениЯ Пярт, на двигатель исследуемого звена 26 выходные сигналы с добавочного сопротивления якорной цепи,и с тахогенера.
661513 цепи, а третий — ЭДС тахогенератора, дает вОзможнооть определить Т якорной цепи- двигателя.
Формула изобретения
Устройство для определения электромагнитной постоянной времени якорных цепей двигателя, содержащее:масштабный блок, сумматор-интегратор, соединенный со входом измерительного прибора, два релейных блока, два источника опорного напряжения, переключатели и резисторы,о т л и ч а ю щ е е-с я тем, что, с целью повышения точности иэмеренйя, оно снабжено двумя последовательно соединенными ключами, включенными между выходом масштабного блока и входом сумматора-интегратоРа, управляющие входы ключей соединены с выходами первого и второго Релейных блоков, входы которых через. одни соответствующие резисторы соединены с входом устройства, а через последовательно соединенные соответствующие переключатели и другие резисторы-с соответствующими источниками опорного напряжения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Борцов Ю.A. Суворов Г В. и
Шестакова Ю.С. Экспериментальное оп-, ределение параметров автоматизированных электроприводов. Энергия, 1969, C. 61 °
2. Авторское свидетельство СССР
9 467332, кл. G 05 В 23/02, 1971. (И Г
Составитель С. Лукинская
Техред Н .Бабурка Корректор О. Билак
Редактор Л. Утехина
Заказ 2473/49 Тираж 1014 Подписное
ЦНИИПИ Государственного, комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Х -35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 тора возрастают, и, когда сигнал с добавочного сопротивления достигнет величины напряжения задания начала
U > „рабочего участка, н а выходе блока 4 появляется сигнал, от которого срабатывает. ключ 20, и сумматор-интегратор 1 начинает интегрировать напряжениЕ с Выхода блОка 2.
При дальнейшем росте сигнала с добавочного сопротивления якорной цепи исследуемого звена 26 величина его достигает значения напряжения f0 задания конца U „ рабочего участка, и на выходе блока 5 появляется сигнал, от которого срабатывает ключ 21 и отключает вход сумматора-интегратора 1 и от блока 2. 15
Сумматор-интегратор 1 перестает интегрировать без сброса результата интегрирования, а измерительный „прибор 3 показывает результат интегрирования.
Так как Тз якорной цепи двигателя определяется по следующей формуле:
+2 .((u-t-Тк)Ю т= Ф4 где U — напряжение, подаваемое на якорь двигателя;
Š— ЭДС тахоген ер ат ор а;
R — ток холостого хода конца к рабочего участка;
R — ток холостого хода начала н рабочего участка, то измерение интеграла разности от предварительно прокалиброванных сигналов, один иэ которых подается на якорь двигателя, другой снимается с добавочного сопротивления якорной
l
I