Способ тренировки электронных ламп
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ ч.1,: (щ 661640
Союз Советских
Социалистииесюа
Рвсвублик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 10.09.76 (21) 2402564/18-25 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.
Н01 J9/44
Гееударетеенный квинтет
СССР па декам нзееретеннй и открытей
Опубликовано 05.05.79. Бюллетень № 17
Дата опубликования описания 15.05.79 (53) УДК 621 385 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. И. Дружко и Д. П. Петров (71) Заявитель (54) СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ЭЛЕКТРОННЫХ ЛАМП
Изобретение относится к электронному приборостроению, в частности к способу тренировки электронных ламп.
Одним из необходимых условий обеспечения надежности электронных ламп является их электрическая прочность, вследствие того, что в процессе работы напряжение на аноде может достигать четырехкратного значения номинального анодного напряжения.
Электрическая прочность ламп обеспечивается их рациональной конструкцией, однако доведение электрической прочности ламп до to предельной величины возможно только за счет их тренировки высоким напряжением как в процессе изготовления, так и в процессе эксплуатации.
Наиболее распространенным способом 15 тренировки электронных ламп является тренировка высоким постоянным напряжением при накаленном катоде, когда напряжение на аноде постепенно увеличивают (1).
Недостатком этого способа является большая длительность тренировки (5 — 10 ч), вызванная необходимостью дополнительной выдержки на каждой ступени напряжения с целью устранения микроострий и частиц, возникающих в результате пробоев.
Наиболее близким к данному техническому решению является способ тренировки электронных ламп путем приложения между анодом и накаленным катодом импульсов высокого напряжения длительностью от
1 до 100 мкс (Я.
Недостатком известного способа является неустойчивость электронных ламп к воздействию высокого напряжения, которая приводит к выходу из строя отдельных ламп вследствие черезмерной энергии пробоев. Кроме того, электронные лампы, прошедшие тренировку по известному способу, недостаточ.— но надежны, возможны пробои в процессе работы.
Целью изобретения является повышение надежности электронных ламп, повышение их устойчивости к воздействию высокого напряжения и сокращение времени тренировки.
Поставленная цель достигается тем, что между катодом и анодом прикЛадываются одиночные импульсы чередующейся полярности, а на ближайшую к аноду сетку при661640
15 го
50 кладывают положительное напряжение, причем синхронно с положительными импульсами на аноде к сетке прикладывают импульсы запирающего напряжения, а синхронно с отрицательными импульсами на аноде с сетки снимают напряжение.
На фиг. 1 представлена диаграмма напряжения на аноде; на фиг. 2 — диаграм"ма напряжения на сетке.
Предлагаемый способ тренировки иллюстрируется следующим примером.
Берут генераторный тетрод ГУ вЂ” 396, его управляющую сетку соединяют с катодом, на катод подают напряжение накала. В момент времени t< напряжение на аноде U ——
O (фиг. 1), а на экранную сетку подают положительное напряжение U< = 1 кВ (фиг. 2) до момента времени ti. Ин-ервал времени
4 — ti = 10 с. Ток экранной сетки равен примерно 500 мА, при этом мощность рассеивания экранной сетки близка к предельно допустимой и составляет 590 Вт. В момент временй t на анод подают положительный импульс напряжения с амплитудой, близкой к предельно допустимой, а на экранную сетку — отрицательный импульс напряжения, запирающий лампу, с амплитудой 2 кВ.
Длительность импульса < = ts — ti = 15 мкс, В интервале времени tg — t3 йапряжейие на аноде U = О, а на экранной сетке положительное напряжение U e = 1 кВ. В момент времени t< на анод подают отрицательный импульс напряжения U = -40 кВ, длительностью 15 мкс, а напряжение на экранной сетке U = О, Начиная с момента времени t4, процесс повторяют в течение 20 мин, после чего длительность импульса увеличивают и устанавливают e = 30 мкс, и тренировку продолжают еще 20 мин. Затем длительность импульса еще увеличивают до !
00 мкс, и тренировку продолжают до прекращения пробоев. Время тренировки лампы
ГУ вЂ” 39Б не превышает 1 ч, скважность импульсов постоянна и составляет 10000, что соответствует режиму одиночных импульсов.
Длительность импульсов лежит в пределах от 1 до 100 мкс, скважность может изменяться в пределах 1000 †100.
При подаче на анод положительных импульсов напряжения между анодом и ближайшей к нему сеткой, находящейся в разогретом состоянии, возникают пробои, способствующие ионизации остаточных газов в лампе и, как следствие, улучшению вакуума. Так как к аноду с самого начала тренировки прикладывают импульсы максимальной амплитуды, близкой к предельно допустимому напряжению анода, увеличивается ионизация остаточных газов с переходом их к плазменному состоянию, что способствует более эффективной очистке поверхности электродов, плавлению мелких выступов и микроострий, наличие которых является предпосылкой к пробоям между электродами.
В течение длительной паузы между импульсами при отсутствии напряжения на аноде ионизированный газ поглощается имеющимся в лампе геттером и электродами так, что лампа полностью восстанавливает свою электрическую прочность. Так как в течение паузы к сетке приложено положительное напряжение и она разогревается, то выделяется новая порция неионизированного газа, в дальнейшем способствующая повторению описанного процесса при подаче импульсов напряжения на анод. Ввиду того, что импульсы на анод подают как положительной, так и отрицательной полярности происходит улучшение поверхности сетки и анода, за счет этого электрическая прочность лампы дополнительно увеличивается.
При многократной подаче импульсов на анод и сетку в указанной последовательности длительность их увеличивают, что необходимо для поддержания плазменного состояния выделяемого сеткой газа, количество которого постепенно уменьшается в процессе тренировки. В момент, когда выделяемого сеткоч газа недостаточно для возникновения пробоев, последние прекращаются, тренировка считается законченной.
Данный способ обеспечивает устойчивость к воздействию высокого напряжения при заданной электрической прочности лампы и позволяет сократить время тренировки электронных ламп в 4 — 6 раз. Кроме того, повышается надежность электронных ламп, прошедших тренировку по предлагаемому способу, пробои во время работы практически исключаются.
Формула изобретения
Способ тренировки электронных ламп путем приложения между анодом и накаленным катодом импульсов высокого напряжения длительностью в пределах от 1 до
100 мкс, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности электронных ламп, повышения их устойчивости к воздействию высокого напряжения и сокращения времени тренировки, между анодом и катодом прикладываются одиночные импульсы чередующейся полярности, а на ближайшую к аноду сетку прикладывают положительное напряжение, причем синхронно с положительными импульсами на аноде к сетке прикладывают импульсы запирающего напряжения, а синхронно отрицательным импульсам на аноде с сетки снимают напряжение.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
55 № 337845, кл. Н 01 J 9/44, 1969.
2. Сливков И. Н. Электрический пробой и разряд в вакууме. М., «Атомиздат», 1966, с. 128.
661640
Редактор В. Фельдман
Заказ 2490/56
Составитель А, Битаев
Техред О. Луговая Корректор Е. Лукач
Тираж 922 Подписное
ЦН И И ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий!! 3035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4