Ловитель шахтных вагонеток для концевой откатки по наклонным выработкам

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Сова Советсимн

Соцмалмстммеооа

Республмк

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДВТВЛЬСТВУ " -662397

:р-;.с . -. г1 (6!) Дополнительное к авт. свиа-ву

Х (51) М. Кл. (22) Заявлено 1 5.1 2.76 (21) 2432581/27-1 1 с присоединением заявки № (23) Приоритет

В 61 Н 7/00

Геаударатавнный камнтат

СССР еа двлам нзабрвтвннй н DTKpblTNN

Опубяиковаио15,05.79.Бюллетень № 18

Дата опубликования описания 18,05.79 (53) УДК 625.2-592(088.8) (72) Авторы изобретения

B. Н. Басов, П. В. Горохов и М. М. Гуревич

Восточный научно-исследовательский институт по безопасности работ в горной промышленности

P1) Заявитель (54) ЛОВИТЕЛЬ ШАХТНЫХ ВАГОНЕТОК ДЛЯ KOHLIEBOA

ОТКАТКИ ПО НАКЛОННЫМ ВЫРАБОТКАМ

Изобретение относится к средствам безопасности для концевой откатки по наклонным выработкам шахт, а именно— к устройствам для удержания вагонеток» при обрыве тягового каната или сцепй.

Известны съемные ловители, содержащие упор, один конец которого шарнирно соединен со сцепным устройством вагонетки, а другой подвешен на подпружиненном в продольном направлении пальце, 10 установленном с помощью кронштейна на торцовой стенке вагонетки и связанном с тяговым канатом. При обрыве сцепки под действием натяжения тягового каната подпружиненный палец смещается, освобождая подвеску упора, упор под действием собственного веса падает вниз и, упираясь в почву или шпалы, останавливает отсоединившуюся вагонетку (11.

Недостатки указанного ловителя . заключаются в том, что он не срабатывает при обрыве тягового каната, установка и снятие ловителя трудоемки и требуют

2 наличия торцовой стенки на вагонетке

; и захода рабочего в рельсовую колею, Известен также ловитель шахтных вагонеток для концевой откатки Йо йаклонным выработкам, содержащий соединенную с вагонеткой тормозную каретку с пово-ротным упором и фиксатором упора(2).

Такой ловитель не обеспечивает техники безопасности при эксплуатации.

Бель настоящего изобретения — повышение безопасности обслуживания ловителя.

Зта цель достигается тем, что каретка снабжена установленными на ее осях подвижными поперек пути подпружиненными роликами, один иэ которых установлен на оси эксцентрично, а фиксатор выполнен в виде пружинного хомута со скошенной опорной поверхностью, поддер живающей упор. В такой конструкции, с целью обеспечения обслуживания одной кареткой нескольких вагонеток, каретка может быть снабжена сцепкой.

662397

На фиг. 1 изображен общий вид ловителя сбоку; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг. 3 — разрез А-А на фиг.

2; на фиг. 4 — разрез Б-Б на фиг. 2.

В П-образной балке 1 ловителя с по- 5 мощью пальца 2 изнутри шарнирно закреплен упор 3, дополнительно связанйый с балкой 1 петлей каната 4 и пружинным фиксатором 5, выполненным в виде хомута co скошенной опорной поверхностью и закрепленным на балке 1 с помощью ввинченных в его боковые щеки регулировочных винтов 6 и 7.

В приваренные к балке 1 цилиндричес- кие стаканы 8 снизу вставлены коленчатые 5 оси 9 с выступами 10 и ребордчатыми роликами 11, опирающимися на рельсы 12.

На стаканах 8 закреплены пружинные пластины 13, контактирующие с коленчатыми осями 9. Одна иэ осей 9 выпол- Е иена укороченной по высоте, а на смежную с ней ось ролик 11 насажен эксцен трично, Балка 1 с помощью троса-сцепки 14 прицеплена к крюку нижней ваго» нетки 15. На приемных площадках внутри колеи к шпалам 16 прикреплены взаимодействующие с выступами 10 понижающиеся и сходящиеся к оси пути направляющие 17.

ЗО

Ловитель работает следующим образом.>

С помощью винтов 6 и 7 фиксатор

5 настраивают на определенное усилие срабатывания, соответствующее инерцион35 ным силам, возникающим при движении ловителя с заданной скоростью. Крючком для сцепки - расцепки вагонеток рабочий, не заходя в колею, набрасывает трос-сцепку 14 на крюк нижней вагонетки 15 и отправляет состав в наклонную выработку.

За счет укороченной по высоте оси 9 во время движения независимо от перекосов пути обеспечивается трехточечная опора каретки и постоянный контакт ролика 11 45 с рельсом 12. B случае разъединения состава вагонеток по причине разрыва их сцепок или тягового каната, каретка вместе с нижней вагонеткой 15 начнет ускоренное движение под уклон. С возрастанием скорости до заданной величины упор 3 под действием возросших инерционных сил соскакивает с фиксатора 5 и упирается в подрельсовое,основание, останавливая каретку и подклинивая наеэжающую на нее вагонетку 15. Петля .. каната 4 ограничивает при этом поворот упора 3 относительно прижатой к днищу вагонетки 15 балки 1, чем исключается перекатывание вагонетки 15 через упор

3 и обеспечивается сн .жение в нем изгибающих напряжений.

Двигаясь без отрыва от состава или тягового каната, вагонетка 15 на приемной площадке затаскивает каретку на направляющие 17. Взаимодействуя с ними, выступы 10 смещают ролики 11 к оси пути, в результате чего каретка опускается вниз и занимает положение, обеспечивающее после отцепки троса-сцепки

14 беспрепятственное движение вагонеток.

В связи с тем, что применение ловителя сводится к прицепке-отцепке каретки, значительно сокращается трудоемкость работ по обслуживанию концевой откатки в наклонных выработках и увеличивается их пропускная способность. Срабатывание ловителя не только при обрыве сцепок, но и тягового каната, повышает безопасность работ.

Формула изобретения

Р

1. Ловитель шахтных вагонеток для концевой откатки по наклонным вырабоч кам, содержащий соединяемую с вагонет кой тормозную каретку с поворотным упором и фиксатором упора, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения безопасности обслуживания, каретка снабжена установленными на ее осях подвижными поперек пути и опирающимися на него подпружиненными роликами, один из которых установлен на оси эксцентрично, а фиксатор выполнен в виде пружинного хомута со скошенной опорной поверхностью, поддерживающей упор.

2. Ловитель по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью обеспечения обслуживания одной кареткой нескольких вагонеток, каретка снабжена сцепкой.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авто1хкое свидетельство СССР

% 136409, кл. В 61 В 12/06, 1960.

2. Авторское свидетельство СССР

¹ 95818, кл. В 61 2 11/00, 1953.

662397

3 13

Фиг.4

Составитель Н. Еремеева

Редактоо К. Бородин Техред C. Мигай Корректор С. Шекмар

Заказ 2619/21 . Тираж 589 .Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, ?К-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4