Тросопротаскивающее устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (б1) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 22.1 1.77 (2!) 2547081/27-11 ((л г с присоединением заявки Ио (23) Приоритет

В 63 С 7/24

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

Опубликовано 150579. Бюллетень Мо 18 (53) УДК 629. 129. . 2 (088. 8) Дата опубликования описания 1805,79

B. T. 3агороднюк, В. А. Яцкевич, д. М. КРапивинr

В. И. Максимов, В. П. Неговей и Р. И. Чумаров (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ТРОСОПРОТАСКИВМОЩЕЕ УСТРОЙСТВО

Изобретение относится к. судоподъему, в частности к тросопротаскивающим устройствам.

Известен реактивный грунторазмывочный снаряд, содержащий корпус и приспособление для промывки туннеля (1) . г

Недостатком указанного устройства является невозможность:изменить на-: правление движения в грунте в процессе заводки стропа беэ воздействия на. стенки образуемого туннеля.

Наиболее. близким к предлагаемому является тросопротаскивающее: устройствот содержащее корпус, привод для 15 тягбобразования, систему ориентации и систему управления с дебалансами (2).

Однако известное устройство не обеспечивает заводки стропа по опти- 2О мальной траектории вследствии низкой эффективности системы управления.

Реактивные струи иэ сопел размывают стенки туннеля, что приводит к неопределенности в положении корпуса"уст-25 ройства и к неоднозначности управляю» щего воздействия. При встрече с твердым включением породы, оказавшимся на пути движения устройства, оно останавливается и размыкает камеру, в

2 которой не может занять фиксированное положение, а осуществляет колес)ания вплоть до поворота на 180о или параллельному самому себе проседания °

В связи с этим последующая коррекция направления черезвычайно затруднительна и не может быть осуществлена с достаточной точностью, так как проседание корпуса устройства вносит недопустимую ошибку в систему ориентации.

Целью изобретения является повышение точности заводки стропа по заданной траектории.

Это достигается тем, что система управления содержит блок задержки синхронизации амплитуд колебаний радиального и продольного дебалансов, датчик нулевого положения радиального дебаланса, управляемый генератор колебаний продольного дебаланса и датчик системы ориентации, причем блок задержки синхронизации амплитуд колебаний радиального и продольного дебалансов включен между датчиком нулевого положения радиального дебаланса и датчиком системы ориентации с одной стороны и управляемым генератором— с другой.

3 6624

На чертеже изображено тросопротас кивающее устройство„ общий вид, Устройство состоит иэ корпуса, хвостовая часть 1 которого имеющая стабилизирующее оперение 2, снабжена приводом 3 для тягообразования, а носовая часть 4, имеющая винтовую нарезку 5, содержит систему 6 управле ния и систему 7 ориентации.

Система управления устройства содержит радиальный дебаланс 8, датчик

9 нулевого положения радиального де- 10 балаМса, представляющий собой отвес, продольный дебаланс 10, блок 11 задержки синхронизации амплитуд колебаний радиального и продольного дебалансов и управляемый генератор 12 ко-15 лебаний продольного дебаланса.

Для реализации криволинейной траектории заданного радиуса кривизны корпусу тросопротаскивающего устройства с помощью дебалансов сообщают систематическое корректирующее управляющее воздействие, образующееся как результат влияния направленной вибрации на физико-механические свойства грунта. 25

При вращении радиального дебаланса

8 вбэникает возмущающая сила, которая вводит но=овую часть снаряда в радиальную вибрацию.

Управляющее воздействие возникает

/ за счет того, что удар продоль: ого дебаланса происходит в тот момент, когда корпус снаряда в процессе ради- 5 альной вибрации отклоняется в .направ-" лении; соответствующем направлению необходимой коррекции, определяемому по сигналам датчиков системы 7 ориентации.

Если направление продольной оси 40 движения снаряда представить стрелкой

АВ, а направление необходимой коррекции — стрелкой ВС, то, направленная вибрация должна сообщаться. в направлении BD. Для этого на один вход бло- 5 ка 11 задержки подаются импульсы с датчика 9 нулевого положения в моменты, когда радиальный дебаланс проходит нулевое положение в точке О, а на второй вход блока ll подается сигнал с датчика системы 7 ориентации. На выходе блока 11 образуются импульсы, сдвинутые по фазе относительно импульсов с датчика 9 на величину, пропорциональную сигналу с датчика сис- 5 темы 7 ориентации, которая будет равна времени поворота дебаланса 8 на угол Ч (для направления ВС Ч равен

180 ). Выход блока 11 задержки подключен к управляемому генератору 12, который заставляет колебаться про- 50 дольный дебаланс 10 синхронно с радиальным дебалансом 8, сообщая корпусу тросопротаскивающего снаряда вибрацию, направленную в необходимом на= правлении (в направлении BD), Если 65

21 4 в этом направлении встречается твердое включение, которое не поддается режущим органам устройства, оно под цействием управляющего воздействия начнет плавный обход включения по границе твердой и мягкой породы. Плавные изменения углов, характеризующих положение оси корпуса устройства в пространстве, легко регистрируются системой ориентации с высокой точностью, Систематическое управляющее воздействие в предлагаемом устройстве исключает возможность образования камер в местах разворота, т.е. исключает возможность колебаний или проседаний при коррекции направления. Такой режим движения не приводит к образованию ошибок в системе ориентации, позволяет однозначно и точно определять направление и величину систематического управляющего воздействия, что дает возможность с высокой точностью вести устройство по заданной оптимальной траектории.

Достоинством описанного устройства является простота технического решения и легкость его применения на тросопротаскивающем снаряде любого типа. Особенно персйективно примене- . ние его со шнековыми движителями. Наличие вибрации уменьшает сопротивление внедрению шнеков в грунт и одновременно способствует уплотнению стенок туннеля, предотвращая их обрушение и заиливание туннеля.. Автоматиэироваиный тросопротаскивающий снаряд решает. задачу заводки строп0в с минимальными затратами водолаэйого труда, исключает необходимость размыва и удаления больших масс грунта для образования туннеля под корпусом судна и позволяет, таким образом, значительно сократить затраты времени и . материальных средств на эаводку стропов.

Формула изобретения

Тросопротаскивающее устройство, содержащее корпус, привод для тяГообразования, систему ориентации и систему управления с дебалансами, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности заводки стропа по заданной траектории, система управления содержит блок задержки синхронизации амплитуд колебаний радиального и продольного дебалансов, датчик нулевого положения радиального дебаланса, управляемый генератор колебаний продольного дебаланса и датчик системы ориентации, причем блок задержки синхронизации амплитуд колебаний радиального и продольного дебалансов включен между датчиком нулевого положения радиального дебалан-. са и датчиком системы ориентации с

5 662421 одной стороны и управляемым генератором - с другой.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Польши 9 41298, кл. 65в, 17, 1957 °

2. Авторское свидетельство СССР

Р 73057, кл, В 63 С 7/28, 1948, Составитель Г, Рощепкин ао.

Заказ 2622/22 Тираж 513 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва Ж-35 Ра скан нас. 435

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4