Резьбовой крепежный элемент

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

И ЗО БРЕТ Е Н и ЯК АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУСоюз CooBTcKIIx

Социалистнчесмик

Реслублнк (ii)662749 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 04.01.76 (2! ) 2306737/25 — 27 (51) М. Кл. т с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет-V l 6 В 25/00. Гасуд&Рстюаииый намнет

СССР па делам иэабратвний и атирмтий

Опубликовано 15.05.79. Бюллетень № 18

Дата опубликования описания 20.05.79 (53) УДК 621.882..8 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. В. Лихачев и В. И. Лобанов (7!) Заявитель

<54) РЕЗЬБОВОЙ КРЕПЕЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к крепежным изделиям, предназначенным для получения неразъемных соединений деталей.

Известен резьбовой крепежный элемент, например, винт, нарезающий при его завин. чивании резьбу в гайке и имеющий основную резьбовую часть и заборну1о резьбовую часть с продольными радиусными канавками (1).

Этот резьбовой элемент не может обеспечить достаточное качество соединения и тем более стопорения.

Известен.резьбовой крепежный элемент, содержащий основной резьбовой участок, заборный резьбовой участок с прямоугольными радиусными канавками и направляющий цилиндрический участок, диаметр которого равен диаметру отверстия под резьбу в гайке 12).

Этот резьбовой крепежный элемент является. наиболее близким к изобретению по техническому существу и получаемому результату.

Однако в известном рсзьбовом элементе резьба выполнена с полным профилем на первом выдавливающем витке. Такой резьбовой элемент после его ввинчивания в соединение может отвернуться обратно на небольшой угол (5 — 10 ) из-за частичного заполнения левой впадины первого витка, что снижает надежность стопорения.

Цель изобретения — повышение надежности стопорения.

Для этого угол профиля резьбовой впа ины первого витка заборной части выполнен равным половине угла профиля резьбы основного резьбового участка, при этом боковая сторона профиля со стороны направляющего участка перпендикулярна оси резьбового элемента, а площадь его поперечного сечения равна половине площади попе 5 речного сечения части профиля первого витка, расположенной над средним диаметром резьбы.

На фиг. 1 изображен предлагаемый резьбовой элемент, сбоку; винт; на фиг. 2 сечение А — А на фиг. l; на фиг, 3 — се. .0 чение Б — Б на фиг. I; на фиг. 4 — резьбовой элемент, вид сбоку; шпилька; на фчг. 5 резьбовая часть и стержень в увеличенном масштабе (выносной элемент l); На фиг. 6

662749 а полупрофильная канавка первого витка (выносной элемент 1! ); на фиг. 7 — 11 схемы соелинений, Резьбовой переносной элемент может выполняться в виде винта (см. фиг. I) или шпильки (см. фиг . 4), которая состоит из направляющей части в виде цилиндричес кого стержня 1 и резьбовой части 2, выпол ненной в виде бесстружечного метчика, полученного радиальным обжатием многогранной Ъаготовкй, котора%= ймеет характерный лепестковый профиль иойе)течного сечения (см. фиг. 3) и у которой некруглость по наружному диаметру резьбы (К1) больше некруглости резьбы по среднему диаметру (К ) в любом поперечном сечении резьбовой части, т. е. К )Ка

В зависимости от назначения резьбовой элемейт может выполйяться с головкои 3.

Диаметр направляющего стержня равен диаметру отверстия в заготовке соелинения под резьбовыдавливание ((4). Г1оиеречное сечение стержня также может иметь некруглую форму.

Основной особенностью конструкции предлагаемого элемента безударного лейст- вия является то, что первый виток заборной части 4 (см. фиг. 6) имеет канавку 5, угол профиля которой равен половине угла про. филя резьбы, а площадь поперечного сечения этой канавки (Ьабв) равна половине площади части первого витка (Sa6r), расположенной под срелним диаметром резьбы, т.е. Яабв =0,5Saáг, или Ьабв= $абв . .Резьбовой элемент может выполняться как самосверяющий. Для этого спереди стержня выполняются режущие кромки в виде сверла или зенкера.

Принцип работы элемента аналогичен принципу работы соединений типа болтгайка (см. фиг. 7), шпилька-гайка (см. фиг. 8) или винт (см, фиг. 9).

В гайке выполняется глалкое отверстие 6 (ds), равное диаметру пол резьббвыдавливание.

Гайка этим отверстием надевается на гержень и завинчивается методом са Мовылавливания резьбы. Выдавленная резьба образует внутренний диаметр меньше лиаметра стерЖнФ, поэтому гайка в обратном

s направлении Be может развернуться, так как стержень упирается в витки полученной резьбы при заполнении иолуирофильной канавки, Аналогична работа винта (см. фиг. 9, 10)

Для этого сверлится отверстие, также равное ds, и в это отверстие ввинчивается с необхолимым натягом самовылавливающий резьбу винт. Соединение готово. На фнг. 11 показана схема безударного соединения тон.костенных соединений, например обшивки

is крыла и оперения самолета.

Формула изобретения

Резьбовой крепежный элемент,.солержащий основной резьбовой участок, заборный резьбовой участок с прямоугольными радиусными канавками и направляющий цилиндрический участок, лиаметр которого равен диаметру отверстия под резьбу в гайzs ке, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности стопорения, угол профиля резьбовой впадины первого витка заборной части выполнен равным половине угла профиля резьбы основного резьбового участка, при этом боковая стороная профиля со е стороны направляющего участка перпендикулярна оси резьбового элемента, а площадь его поперечного сечения равна половине площади гоперечиого сечения части профиля первого витка, расположенной над средним, диаметром резьбы.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

I. Патент Германии № 381841.. кл. 47 а, 5; 1922.

2. Авторское свидетельство СССР № 290802, кл. В 23 (1 5/06, 1971.

662749

Ai2 //

Составитель И. Проконичев

Редактор И. Острова Техред О. Луговаи Корректор О. илии

Заказ 2673/40 Тираж I I 38 Подиисное

ЦИИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

I I 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская иаб., д. 4/5

Филиал ППП кПатеи к. г,. Ужгород, ул. Проектная, 4