Демпферная опора вала

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ г у, (ll) Союз Советских

Социалистических республик (6()цополнительное к,авт. свид-ву— (22) Заявлено 20.12,74 (21) 2085355/25 — 27 (51 ) М.К . с присоединением заявки №вЂ”

F 16 С 27/00

Гвсудврставнный нвмнтвт

СССР нв делам изабрвтвний н втнрытнй (23) Приоритет —, 1

Опубликовано 15.05.79. Бюллетень № 18 (53) УДК 621.822. .5(088.8) Дата опубликования описания 20.05.79 (72) Авторы изобретения

Н, В. Григорьев и В. М. Исаков

Северо — Западный заочный политехнический институт (71) Заявитель (54) ДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА ВАЛА

Изобретение относится к области энергетического и транспортного машиностроения и может быть использовано в конструкциях роторных опор силовых установок с пониженной виброактивностью на |оборотной и кратной ей частотах.

Демпферная опора вала содержит корщ пус 1, в котором посредством упругих элементов 2 установлен вкладыш, выполненный из двух коаксиально расположенных с зазором одна относительно другой втулок внутренней 3 с запрессованной и ней

Известна демпферйая опора вала, которая содержит вкладыш в виде втулки, установленный в корпусе посредством упругих элементов; и дополнительную массу,закрепленную на вкладыше через упругий элемент, снабженный автоматическим регулятором жесткости в зависимости от частоты вращения вала (11.

Известная демпферная опора вала, обеспечивающая автоматическое демпфирование колебаний вала на частоте его вращения или кратной ей, не обладает возможностью демпфирования в широком частотном диапазоне, так как упругий элемент, на котором закрепле. .на дополнительная масса, выполняет функцию несущего дополнительную массу элемента, для эффективности которого важна повыШенная жесткость, и функцию регу. лятора окружного положении дополнительной массы, для эффективности которого важна податливость упругого элемента.

Целью изобретения является повышение эффективности опоры вала вследствие расширения частотного диапазона демпфиро5

Цель достигается тем, что вкладыш выполнен из двух коаксиально расположенных с зазором одна относительно другой втулок, внутренняя из которых связана с дополнительной массой через упругий элемент не10 регулируемой жесткости, и - наружная выполнена поворотной и связана с дополнительной массой через упругий элемент с автоматическим регулятором жесткости.

На фиг. 1 представлена демпферная опо15 ра вала и система автоматического регулирования жесткости упругого регулируемого элемента; на фиг. 2 — сечение A-— - -А и Б — Б на фиг. 1.

Формула изобретения

6627 втулкой 4, в которой устанавливается вал 5 ротора, и наружной 6, имекншей отяоситыь- но внутренней возможйость йоворота. 7(опол-нительная масса 7 размещается внутри корпуса и установлена с помощью упругих эле- ментов 8 с нерегулируемой жесткостью на

5 внутреннеи втулке и с помощью упругого элемента в виде кольца 9, жесткость кото"" pol о регулируется положением наружных выступов поворотной наружной втулки. По- ложение поворотной втулКи задается авто: матическим регулятором жесткости, выполненным в виде зубчатого колеса IO, установленного во внутренних массивных частях упругих элементов 2 и сцепленного с зубчатым венцом на внутренней поверхности поворотной втулки 6, вал зубчатого коле1S са IO с помощью муфты 11 связан с силовым следящим приводом, в состав которого входят датчик 12 оборотов вала ротора, следящее устройство 13, усилитель 14 и исполнительный механизм !5,. имеющий источник 16 автономного питания. ло

Демяферйая .опора вала работает следующим образом.

Вибрации вала 5 ротора от неуравновец енности на некоторой фиксированной частоте передаются на жестко связайные втул- ки 3 и 4, Колебания втулок 3 и 4 на этой

29 частоте вызывает колебания дополнительной массы 7 на упругих элементах 8 и 9.

Чтобы колебания не передавались на корпус I, воздействующие на втулку 3 возму-, щения от вала 5 ротора и дополнительной зе массы 7 должны быть равны по величине и противоположны по знаку. Это возможно лнцгь тогда, когда парциальная частота дополнительной массы равна мгновенному значению частоты вращения вала ротора. Та кое значение частоты колебаний дополнительной массы обеспечивается изменением жесткости упругого кольца 9. Жесткость последнего изменяется при повороте наружной втулки 6, осуществляемого с помощью зубчатого колеса 10 за счет связи этого кольКа с валом ротора с помощью следящего прйвода. !

В связи с тем, что функции удержания дополнительной массы и регулирования жест- кости ее связи с вкладышем разделены между разными упругими элементами, возможно демпфирование в более широком частотном диапазоне, т. е. эффективность демпферной опоры вала увеличивается. В конечном счете существенно снижается виброактивность роторных машин, что снижает затраты на их изготовление.

Демпферная опора вала, содерЖащая вкладыш, установленный в корпусе посредством упругих элементов и связанный с дополнительной массой через дополнительный упругий элемент, снабженный автоматическим регулятором жесткости в зависимости от частоты вращения вала, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности опоры, вкладыш выполнен из двух коаксиально расположенных с зазором одна относительно другой втулок, внутренняя из которых связана с дополнительной массой через упругий элемент иерегулируемой жесткости, а наружная выполнена поворотной и связана.с дополнительной массой через упругий элемент с автоматическим регулятором жесткости.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 498424, кл. F 16 С 27/00, 1974.

662753 фиг. 2

Составитель В. Афонин

Редактор О. Торгашева Техред О. Луговая Корректор О. Билак

Заказ 2673/40 Тирам 1!38 . Подписное

ЦН И И П И Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий. 113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4