Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Соввс

Сецмалистнцескии

Ресттубпми (6l) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.01.73 (21) 1865980/24-07 (51) М. Кл.

Н 02 К 3/50 с присоедннением заявки № 2391787/07". (23) Приоритет

Гоаударстоеииый иоыитет

СССР оо делим изобретеиий и открытий

Опубликовано15. 05.79. Бюллетень № 18 (5З) УДЫ 621.3). . 32. 045. 8 (088. 8) Дата опубликования опнсання18.05,79

В. Г. Ракогон, А. А. Руднев, Б. В. Спивак, В. С. Кильдишев

E. X. Глидер, Ю. В. Гордиенко и А. И. Витчинкин (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ

ОБМОТКИ CTATOPA ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к конструкции крепления лобовых частей обмотки статора электрических машин, пре» имущественно, турбогенераторов.

Известно крепление лобовых частей обмотки статора электрической машины, осуществляемое с помощью стеклошнура через опорные кольца (lj.

Недостатком такой конструкции является то, что в ней отсутствует устройство для осуществления натяга стеклошнура и это не позволяет контролировать уси лие утяжки стержней обмотки.

Известно и другое устройство для

1S крепления лобовых частей обмотки статора, содержащее гибкие тяги, утяжка

:которых осуществляется с помощью узла натяга, устанавливаемого в верхнем и нижнем кронштейнах, расположенных вдоль лобовых частей и укрепленных на нажимных фланцах сердечника статора (2).

В известном устройстве утяжка головок лобовых частей стержней обмотки

2 статора производится с помощью гибких тяг которые располагаются между верхним и нижним кронштейном, а узел натяга выполнен в виде серьги с резьбой и гайкой.

Недостатком такого крепления частей обмотки статора с помощью гибких тяг является то, что для установки узлов на- тяга дополнительно требуется верхний кронштейн, а это повышает трудоемкость изготовления статора и вместе с тем не обеспечивает надежного крепления лобовых частей обмотки статора, так,как усилия от утяжки с помощью гибких тяг сосредотачивается на конце жестко зашемленной балки, а не рассредоточены по всей длине балки. Кроме того, гибкие тяги располагаются не перпендикулярно к верхним и нижним плоскостям стержней обмотки статора, а под углом. В результате несоответствия направления сил, действующая на стержень в процессе работы и при коротком замыкании, с направлением натяга, ос лцествляемого с по663027

16

tS

3 мошью узла натяга, выполненного в виде серьги с резьбой и гайкой на противоположном конце, усилие утяжки стержней не соответствует натягу, Целью настояшего изобретения является повышение надежности закрепления обмотки.

Укаэанная цель достигается тем, что в устройстве для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины, содержашем гибкие тяги, снабженные

rro концам узлами натяга, соединенными с кронштейном, в отверстиях, выполненных в кронштейне установлены перпендикулярно ему стержни, на концах которых закреплены узлы натяга.

Стержень может быть выполнен из двух частей, связанных между собой посредством разъемного соединения.

С целью уменьшения узлов крепления в каждом стержне могут быть выполнены углубления, в которых размешены свободные от узлов натяга концы гибких тяг.

Сушность изобретения поясняется чертежами. На фиг. 1 изображен обший вид устройства для крепления лобовых чаотей обмотки статора электрической машины; на фиг. 2 - разрез по А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - то же (вариант выполнения).

Верхний стержень 1 и нижний стержень

2 обмотки статора, разделенные в лобовой части дистационной колодкой 3, прик реплены к кронштейнам 4 посредством гибких тяг 5. Концы гибких тяг 5 снабжены по концам узлами натяга, выполненными в виде втулок 6 с наружной резьбой и гаек 7. В кронштейне 4 выполнены отверстия, в которых перпендикулярно ему установлены стержни 8. На выступаюших из кронштейна опорных частях стержней

8 закреплены втулки 6 и гайки 7. Поскольку лобовые части стержней наружного и внутреннего слоев расположены на двух конических поверхностях с райличными углами конусов, то для исклю чения непараллельности концов гибких тяг

5 между собой в плоскости, перпендикулярной оси стержня 8, он выполнен иэ двух частей, связанных друг с другом посредством разъемного соединения (в йриведенном случае посредством резьбового соединения, фиг. 2). Это делает возможнымпроворот вокруг оси стержня

8 его одной опорной части, выступаюшей из кронштейна 4, относительно другоя.

Такам возможность проворота позволяет устранить изгиб тяги в месте ее входа во втулку 6 с наружной резьбой в плоокости, перпендикулярной оси стержня Н, при выполнении натяга гайкой 7. При этом достигают соответствия усилий утяжки стержней усилию натяга.

В видоизмененном исполнении предложенного устройства для уменыпения количества узлов крепления на „выступаюших иэ кронштейна 4 опорных частях стержня 8 выполнены углубления 9, В одной иэ опорных частей стержня 8 раэмешают свободный от узла натяга конец гибкой тяги 5, эакрепляюшей, например, нижний стержень 2, а в углублении 9 другой опорной части стержня 8 раэмешают свободный от узла натяга конец гибкой тяги 5, закрепляюшей верхний стержень 1.

В описанном устройстве натяг гибких тяг 5 осушествляют гайкой, 7 и втулкой 6 с наружной резьбой.

Направление натяга, осушествляемого упомянутым способом, соответствует нап» равлению сил, дейст !уюших на стержни

1 и 2. При этом способе . предотврашаются пер гибы гибкой тяги 5 и .следовательМ но уменьшение усилия утяжки стержня

1 по сравнению с величиной натяга, осушествленного гайкой 7 и втулкой 6 с наружной резьбой. Усилие утяжки может быть достигнуто любой наперед заданной

36 (расчетной ) величины путем осушествления соответствуюшего натяга гибких тяг.

Таким образом, предложенное устройство для крепления лобовых частей об3S мотки статора электрической машины, позволяюшее достигнуть любой, наперед заданной (расчетной) величины усилия утяжки путем осушествления соответствуюшего натяга гибких тяг, повышает надежность крепления обмотки.

Ф о р м у л а и э о б р е т е н и я

4S f.Ócòðoécòâî для крепления лобовых чаьтей обмотки статора электрической машины, содержашее гибкие тяги, снабженные по концам узлами натяга, соединенными с кронштейном, о т л и ч а ю ш eS6 е с я тем, что, с целью говышения надежности закрепления обмотки, в отверстиях, выполненных в кронштейне, установлены перпендикулярно ему стержни, на концах которых закреплены узлы натяга.

И 2. Устройство по п. 1, о т л и ч а юш е е с я тем, что стержень выполнен из двух частей, связанных между собой посредством разъемного соединения.

6Г33027

Уи ./

А-А

Фиай Фиг. 7

QHHHFIH Заказ 2713/55 Тираж 856 Подписное филиал ППП "Патент, г Ужгород, ул. Проектная, 4

3. Устройство по пп. 1, 2, о т л и ч а ю ш е е с я тем, что в каждом стержне выполнены углубления, в которых размещены свободные от узлов натяга концы гибких тяг.

Источники информации, принФгые во внимание при акспертизе

1. Патент С!ИА M 3691416, кл. 3110-260, 1972.

3 2. Патент США ¹ 3089048, кл. 3 1 0-26 О, 1 963.